Поэтому каждый родитель старается выбрать для своего чада именно то образовательное учреждение, где ему будет комфортно, где смогут раскрыться его способности. Ведь плох тот родитель, который не верит в то, что его ребенок может стать вторым Эйнштейном или Склифосовским. Мало кто мечтает, чтобы его ребенок сделал карьеру дворника или сторожа. Поэтому и учебные заведения для него родители стараются выбирать "престижные", инновационные, располагающиеся под вывесками "лицеев" и "гимназий".
В школу рядом с домом родители записывают, в основном, тех, кого некому возить в "дальнюю" школу, или если считают, что "престижное" образовательное учреждение им "не по карману". Соответственно, в "простых" школах - недобор, и они вынуждены объединяться. А в лицеях и гимназиях не хватает мест, чтобы принять всех желающих, так что приходится открывать новые классы, расселяться по нескольким зданиям.
«Свои» вперед
Однако теперь родителям особо выбирать не придется. Согласно новому порядку зачисления детей в общеобразовательные учреждения, который пока существует в проекте, но вот-вот будет утвержден Приказом Министерства образования и науки, в первую очередь в школы будут принимать детей, которые живут на прикрепленной территории. Причем отказать в зачислении тем, кто живет рядом с "престижной" школой, не смогут - лишь бы вовремя подали документы. А времени для этого будет предостаточно - с 1 марта по 31 июля.
И только в августе школы смогут начать прием "чужих" детей. Если останутся свободные места. Причем если желающих поступить в школу окажется больше, чем свободных мест, то сначала зачислят детей "льготников" - военнослужащих, полицейских и ребят из многодетных семей, затем тех малышей, чьи братья или сестры уже учатся в этой школе, а уж потом всех остальных. По какому принципу будут выбирать, кого из них зачислять, если мест недостаточно, в вышеназванном документе не прописано. Логично предположить, что в порядке поступления заявлений. Ведь вступительные испытания для первоклашек запрещены, так что выяснить, кто из них более одарен, не представляется возможным. Хотя не исключено, что мерить будут по тому, насколько полезны для образовательного учреждения могут оказаться родители первоклашки. Может, и незаконно, но зато понятно и, как это ни печально, слишком похоже на правду.
Образование поровну
Таким образом, получается, что первоклашкам, проживающим рядом с гимназиями и лицеями, повезло - они имеют шанс получить качественное образование, не прилагая к этому никаких усилий. Одаренным детям, проживающим далеко от инновационных образовательных учреждений, тоже можно особо не стараться - скорее всего, места в "престижных" школах к августу будут заняты "своими" детьми, а юным дарованиям придется идти в "простую" школу, к которой они приписаны по месту жительства. Нововведение не затронет лишь детей из села: они как были лишены возможности выбирать, так без права выбора и останутся - для этого в сельской местности недостаточно школ, приходится учиться в единственной имеющейся. Так что все зависит от того, кому где повезло родиться и поселиться. И никакой коррупции! А точно ли - никакой?
Думается, что эти нововведения станут хорошей проверкой на честность для тех, кто выдает справки с места жительства. Ведь для того чтобы попасть в желанную школу, достаточно заручиться бумажкой о том, что ребенок проживает рядом с этим образовательным учреждением.
Какие дома за какой школой закреплены, можно узнать уже сегодня - эта информация вывешена на сайтах муниципальных образований. Например, жители областного центра могут найти ее на страничке комитета образования администрации города Тамбова. Примечательно, что лицеи и гимназии здесь тоже не обделены: за ними закреплены примерно такие же по количеству проживающих территории, как и за "простыми" школами. Так что многие первоклашки смогут пойти в первый класс "хорошей" школы безо всякого "блата" и без каких-либо "пожертвований", а лишь потому, что живут неподалеку.
«Меняю математику на химию»
Но оставим проблему "знакомств" и "пожертвований" в стороне, в конце концов, не пойман - не вор. Возникают и другие вопросы. Например, где будет учиться первоклашка, который в августе пытался поступить в престижный лицей, но не смог, если в его "родной" школе мест тоже не осталось? А ситуация ведь вполне вероятная. Например, в областном центре по соседству располагаются два очень неплохих образовательных учреждения: лицеи № 28 и № 29. В одном усиленно изучают химию и биологию, в другом - математику и иностранные языки. Граница между закрепленными за ними территориями пролегает по улице Куйбышева. Жители четных домов приписаны к 29-му лицею, а проживающие по другой стороне - к 28-му. Допустим, ребенок, который живет на территории 28-го лицея, проявляет фантастические математические способности или с детства говорит на нескольких языках. Понятное дело, что ему прямая дорога в лингво-математический лицей №29. Так думают и родители. Поэтому, дождавшись августа, несут его документы в 29-й лицей. Но оказывается, что свободных мест здесь уже нет: неудивительно, ведь проживающие рядом с этой школой люди вряд ли откажутся отдать в нее своих детишек. Тогда родителям приходится срочно нести документы в лицей №28, благо ребенок по месту жительства к нему и относится. Ну не выйдет из него математика, будет химиком! Однако, учитывая "престижность" 28-го лицея, можно предположить, что к этому времени свободных мест не останется и в нем. И что тогда делать первоклашке? Подавать документы в ту ничем не примечательную школу, в которой еще остались свободные места, где бы она ни находилась? Этот вопрос мы задали заместителю председателя комитета образования администрации города Тамбова Ирине Романовой. Однако конкретного ответа на заданный вопрос получить не удалось. Нас лишь заверили в том, что неприкаяннным первоклашка в любом случае не останется.
- Документ, о котором вы говорите, существует пока лишь в проекте, и в нем есть несостыковки, так что в него почти наверняка будут вноситься некоторые изменения. Поэтому давать комментарии по нему пока рано, - пояснила Ирина Алексеевна. - Одно могу сказать точно: ни один ребенок за дверями образовательного учреждения у нас не окажется. Все дети сядут за парту.
Ну что ж, остается надеяться, что вскоре все встанет на свои места и все первоклашки 1 сентября окажутся на своем месте.