Газета №10 (826), 6 марта 2012
Перейти к номеру

Тамбовщина поднимает голову

6 марта 2012, 16:37 Прочитали 1 838 раз
Великая Отечественная война нанесла нашей стране огромный урон
Великая Отечественная война нанесла нашей стране огромный урон. Погибли десятки миллионов человек. Было уничтожено или остановлено много фабрик и заводов. Сократилась площадь обрабатываемых земель. Еще одним бедствием стала засуха 1945 года. Люди недоедали, цены на хлеб повысились в 2,5 - 3,5 раза. Не миновали все эти беды и Тамбовскую область.

После войны

На фронтах Великой Отечественной войны погибло около 170 тысяч человек, призванных военкоматами Тамбовской области. Трудовых ресурсов катастрофически не хватало. Экономику области питала, в основном, демобилизация. Значительная часть продукции выпускалась военнопленными и советскими заключенными. С большим энтузиазмом работала молодежь: комсомольцы брались за самые сложные задачи и успешно их решали.

Голод тоже не обошел Тамбовщину стороной. Несмотря на старания колхозников, во время войны они не справлялись с обработкой всех земель, которые использовались в предвоенные годы, площадь посевов сократилась. В Тамбовской области за годы войны образовалось 700 тысяч га залежных земель, посевные площади снизились на 941 тысячу га. Не хватало рабочих рук. Почти вся сельхозпродукция поступала в распоряжение государства, из-за чего колхозники не были заинтересованы в результатах своего труда. А тут еще засуха, которая не могла не привести к неурожаю. Хлеба не хватало. Горожане гарантированно получали его по карточкам, сельчанам "паек" выдавался мукой. Торговля хлебом была разрешена лишь в райцентрах. Продавали его не больше одного килограмма в руки. Получила распространение торговля так называемыми "хлебными куклами", когда деревянный брусок обмазывался тестом, запекался и продавался под видом обычной буханки хлеба.

Колхозов стало меньше, а хлеба - больше

Повышение производительности сельского хозяйства для аграрной Тамбовщины стояло во главе угла. Проблем в этой сфере народного хозяйства было немало. И дело было не только в нехватке рабочих рук. Не было квалифицированных агрономов. Вызывала сомнение и компетентность руководителей колхозов, многие из которых имели лишь три класса образования. Техника использовалась неэффективно. Оставлял желать лучшего и посевной материал. Нередко урожай погибал из-за того, что его не успевали вовремя убрать. Да и хранить его было зачастую негде.

Для того чтобы устранить эти проблемы, решили пойти по пути укрупнения колхозов. Это должно было упорядочить использование аграрной техники, обеспечить колхозы грамотными специалистами и в целом повысить рентабельность хозяйств.

На 1 января 1950 г. в Тамбовской области насчитывалось 3139 колхозов. В течение лета и осени 2296 мелких хозяйств были объединены в 903 крупные сельскохозяйственные артели. К 1 января 1951 г. в области насчитывалось 1042 колхоза, а к осени 1952 г. их стало 968. Административно-управленческий аппарат сократился на 7500 человек.

Большинство колхозов области до укрупнения не справлялись с выполнением планов производства и обязательных поставок разных видов сельскохозяйственной продукции. Так, в деревне Старое Грязное Токаревского района до укрупнения насчитывалось три колхоза, два из которых регулярно не справлялись с выполнением обязательств, неизменно оставаясь в долгах. После объединения колхозов и реализации комплекса мер по укреплению руководящих кадров, организации более эффективного использования автотракторной техники колхозники вновь созданной артели им. Молотова уже в 1950 г. смогли вовремя убрать урожай, полностью выполнили план хлебозаготовок, обеспечили хозяйство семенами и получили по 2,3 кг зерна на трудодень.

Качество кадров тоже постепенно улучшалось. Без грамотных агрономов, ветеринаров, счетоводов, бригадиров и так далее добиться высокой урожайности было невозможно. Не говоря уже о председателях колхозов. Была организована работа по подготовке кадров для села, по повышению грамотности колхозников. Если в 1946 году из руководителей более чем 3000 колхозов лишь несколько десятков имели высшее образование, то в 1950 году каждый пятый председатель колхоза имел высшее образование, причем половина из них - профильное сельскохозяйственное. Все это тоже имело положительное значение.

В результате площадь пахотных земель достигла довоенного уровня. Карточки на хлеб были отменены, и цены на продовольственные товары стали понемногу снижаться.

Больше заводов хороших и разных!

Промышленности на протяжении всего советского периода, особенно в послевоенные годы, уделялось первоочередное внимание государства.

Развитие промышленности Тамбовской области имело схожие, общие базовые черты с индустриализацией других регионов, однако оно имело и определенные региональные особенности.

Тамбовский край исторически сложился и дожил до советской власти как преимущественно аграрный регион, поэтому часть его промышленности была связана с переработкой сельскохозяйственной продукции. Другая часть индустрии служила звеном в технологической цепи производства и ремонта транспортных сетей и сельскохозяйственного оборудования. Машиностроение области создавало отдельные узлы и агрегаты более крупных механизмов, само получало отдельные детали с предприятий других областей и в силу этого было тесно связано с производством в других регионах.

Наиболее развитыми были легкая, пищевая, химическая промышленность и отчасти машиностроительная. Однако приоритетными для страны в первое послевоенное десятилетие были такие отрасли промышленности, как машиностроительное и химическое производство. Определенный отпечаток это наложило и на индустриализацию Тамбовской области. На Тамбовщине появилась новая отрасль народного хозяйства - химическая промышленность, которая развивалась в регионе наиболее быстрыми темпами. Возрастала доля машиностроения. За полтора послевоенных десятилетия возведен ряд предприятий. Крупнейшими среди них были химические заводы "Пигмент" (1946 г.) и завод асбестовых и резиновых технических изделий (АРТИ) (1947 г.). Строились машиностроительные предприятия: "Тамбовмаш" (эксплуатационная деятельность с 1946 г.), "Тамбовхиммаш" (1951 г.), Моршанский завод химического машиностроения (на базе канифольного завода с 1945 г.), Первомайский "Химмаш" (1947 г.), Мичуринский авторемонтный завод (1946 г.). В 1954 г. запущена Тамбовская ТЭЦ, Тамбовская швейная фабрика №2. В 1956-57 гг. построен еще ряд заводов: Мичуринский авиаприборный, Полынковский кирпичный, Уваровский сахарный, Тамбовский хлебзавод, дермантиновая фабрика.

Для того чтобы обеспечить новые предприятия трудовыми ресурсами, принимались различные меры. До 7 часов была сокращена продолжительность рабочего дня, повысилась зарплата. Важным стимулом стало массовое строительство благоустроенного жилья. Государственные дотации поддерживали низкие, иногда почти символические цены на основные продукты питания, коммунальные услуги, товары для детей. В итоге среднесписочная численность персонала всех промышленных предприятий области возросла с 54,1 тыс. до 95,3 тыс. человек. Возрастал и средний уровень образования производственников, повышалась квалификация работников.

История предприятия - это люди, которые на нем работают

Одним из самых крупных предприятий, открывшихся на Тамбовщине в послевоенные годы, стал анилиново-красочный завод, который в дальнейшем стал называться "Пигментом". Именно с 1949 года, когда было создано это предприятие, берет начало развитие на Тамбовщине химической отрасли промышленности.

Заводчане бережно хранят память о первых строителях завода и о тех, кто трудился на нем в различные годы. На "Пигменте" действует музей трудовой славы. Регулярно здесь проводятся экскурсии: и для работников предприятия, и для студентов, и для школьников. Здесь рады любому, кому интересна история завода. Директор музея Ирина Ситдикова провела такую экскурсию и для нас.

- Наш завод был основан в 1938 году, - рассказывает Ирина Валерьевна. - Сначала предполагалось, что это будет шинно-кордовый завод. Рукава, шланги, галоши - вот что предполагалось здесь выпускать. Почему возникла такая идея? Дело в том, что когда-то на сегодняшней площадке "Пигмента" располагался завод каучука. Уже было смонтировано оборудование в первых цехах, была построена железнодорожная ветка. Все оборвала Великая Отечественная война. Строители шинно-кордового завода ушли на фронт. И на военные годы завод был законсервирован. Здесь было поле, где сажали картошку. А железнодорожная ветка, которая шла от предприятия, была разобрана на дрова. Когда закончилась война, то совет народных комиссаров постановил: в городе Тамбове на месте шинно-кордового завода начать строительство уже анилино-красочного завода. Послевоенное восстановление народного хозяйства требовало, чтобы развивались текстильная промышленность и полиграфическая промышленность, а пигментов для них было очень мало. И вот решили на Тамбовщине построить такой завод. Самую тяжелую работу по строительству анилино-красочного завода выполняли заключенные двух лагерей. Много комсомольцев на предприятие направили и райкомы ВЛКСМ. В то время, в 1949 году, работников предприятия было около 400. Первых аппаратчиков было 30. Такой профессии в Тамбове не было, им пришлось учиться на дербеневском заводе в Москве. Электроэнергию заводу давал электропоезд. Первой продукцией нашего завода был "пигмент красный Ж". Его творцы буквально жили в цехе, в лаборатории. В феврале завод начал работать, а в мае дал первую продукцию. Ее выпустили, а высушить было негде. Поэтому решили отправить своим первым потребителям в виде пасты. Она пошла в Москву на фабрику имени Красина, где выпускались карандаши. В 49 году мы выпустили 39 наименований красителей общим объемом 660 тонн.

Основные экспонаты в музее трудовой славы ОАО "Пигмент" - фотографии людей, работников предприятия. И о каждом из них Ирина Валерьевна может очень долго рассказывать.

- У нас специфический музей, - улыбается она, - наш музей о людях.

Динамика во всем

Рост числа крупных предприятий на Тамбовщине и увеличение количества работающих на них оказали существенное влияние на изменение социально-культурного облика региона, изменив состав и структуру населения, углубив специализацию и стимулировав как локальные, так и более широкие миграционные процессы. В 1945-1959 годы Тамбовщина из аграрного превратилась в индустриально-аграрный регион с мощной тенденцией дальнейшего роста его промышленного сектора.

Происходили на Тамбовщине и другие позитивные изменения. Была построена ТЭЦ. Началась газификация Тамбова и области. В Тамбове появилась новая автоматическая телефонная станция на 1300 абонентов. В 1946 году началось строительство дороги Тамбов - Рассказово, было организовано автобусное сообщение между этими городами. В апреле 1946 года в Тамбов прибыли из

Горького десять новых автобусов. Были открыты маршруты Тамбов-Моршанск, Тамбов-Мордово, Тамбов - Жердевка. То есть динамичное развитие в послевоенные годы наблюдалось во всех сферах жизни нашего региона.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер