Газета №8 (824), 21 февраля 2012
Перейти к номеру

Не все то хорошо, что для детей разрешено

21 февраля 2012, 14:20 Прочитали 1 638 раз
Из-за большой любви к детям мы машинально больше доверяем продуктам с ярлыком «Рекомендовано для детского питания»
Дети. Для них родители готовы без преувеличения на все - красивая одежда, хорошие игрушки, качественное питание. Мы сто раз подумаем, прежде чем купить для детей йогурт, состав которого пестрит консервантами и стабилизаторами, сладости с тонной красителей, продукты непонятного происхождения. Но мы живем в коммерческом мире, где рыночная экономика давно уже не основывается на здоровой конкуренции, а больше напоминает выступления фокусников. Из-за большой любви к детям мы машинально больше доверяем продуктам с ярлыком "Рекомендовано для детского питания", зачастую не задумываясь, что это просто еще один умелый фокус.

Продукты не для детей

Прежде всего стоит начать с категории продуктов для детского питания, продающихся во всех магазинах. Здесь мы имеем в виду не баночное питание или молочные смеси, а те самые соки, воды, крупы, молочные продукты, сладости, мороженое, где вместе с красивой разноцветной этикеткой обязательно присутствует надпись "Для детского питания". Эти продукты зачастую покупают и взрослые, наивно надеясь, что раз это для детского питания, значит, натуральное и полезное. И вот именно здесь мы попадаем на крючок производителя.

Индустрия детского питания - это ежегодные многомиллионные доходы в карман производителей, чьи главные задачи - увеличение рынка сбыта, повышение уровня продаж, изобретение новой продукции. В погоне за покупателем производители зачастую доходят до абсурда, к примеру, продают обычную воду под видом специальной, для детишек.

Особая тема - соки. Сегодня в России две трети производителей соков указывают на упаковке, что продукт разрешен в питание детям от трех лет, имеет рекомендации РАН или Минздрава, не содержит сахара. Прежде всего, перевод в категорию детского питания позволяет повысить лояльность покупателей, во-вторых, производители неплохо экономят, но об этом чуть позже.

Чтобы перевести продукт в разряд детских, надо получить заключение санитарно-эпидемиологических служб, а затем одного из сертифицирующих органов. После этого продукту присваивается соответствующий детскому питанию код по Общероссийскому классификатору продукции, а на пачке появляется упоминание о рекомендации авторитетных медицинских учреждений. Цена на такие соки хорошего качества будет сравнительно выше, но большой смех вызывают якобы натуральные соки, совершенно безопасные для детей, по цене 35 рублей за литр. Судя по составу таких соков, страшных консервантов в них нет, но и вопрос натуральности и полезности остается открытым.

Запомните! В детских соках и нектарах не должно содержаться соли, консервантов, искусственных ароматизаторов и красителей.

Разнообразие для детей

В современной России рынок детского (именно детского, а не общих продуктов) питания делится на два больших сегмента: заменители женского молока (сухие или жидкие) и продукты прикорма. Продукты прикорма включают соки, пюре (фруктовые, овощные, мясные, с молоком или со злаками), каши - сухие и готовые, а также детскую воду и готовые блюда для детей. Экспертами отмечается рост как в целом рынка детского питания, так и отдельно по сегментам фруктовых, овощных и мясных пюре. По данным исследований компании "КОМКОН", увеличивается доля и количество потребителей различных видов детского питания. Если в 1999 году только 23,3% российских семей с детьми до трех лет использовали детские каши при кормлении ребенка, то в 2004 году эта цифра увеличилась до 35,6%. Потребление фруктовых и овощных пюре возросло в 1,2 раза, мясных - в 1,4 раза. С ростом финансового благосостояния меняется и рацион наших детей. Согласитесь, что в благополучных семьях с детьми увеличение дохода сразу повлечет покупку новых игрушек, вещей и продуктов питания для "цветов жизни".

Баночное питание

По данным аналитических агентств, за последние три года наблюдается постоянное уменьшение доли матерей, предпочитающих готовить различные виды детского питания самостоятельно, в пользу приобретения питания промышленного производства. Это легко объяснить - высокая занятость, зачастую лень, нормальное финансовое состояние семьи, высокие вкусовые качества покупного детского питания. Сегодня много ведется споров между сторонниками и противниками баночного питания, но одно надо знать всем родителям малышей: такой продукт покупать можно, главное - соблюдать правила хранения, внимательно читать состав и не покупать продукт в сомнительных местах.

Важный момент - добавки в баночное питание. Самый волнующий нюанс - модифицированный крахмал. К генно-модифицированным продуктам модифицированный крахмал не относится. "Модифицированный" переводится как "измененный". Крахмал изменяют с помощью специальной обработки, чтобы получить нужные свойства. Несмотря на безопасность модифицированного крахмала, может насторожить крахмал картофельный или кукурузный, особенно в импортном питании - как раз эти виды крахмала часто бывают генно-модифицированными.

Еще один "больной" продукт в составе баночного питания - аскорбиновая кислота, которую синтетически получают из глюкозы. Добавляется в детское питание в качестве консерванта. Не может являться аллергеном: витамины - это полноправные участники обмена веществ, а аллергия - это реакция на чужеродный белок. Проблема в другом: содержание аскорбиновой кислоты в 100-граммовой упаковке пюре или сока варьируется от 15 до 60 мг на 100 г. Суточная норма витамина С для ребенка до года - 30 мг в сутки. Если учесть, что ребенок получает витамин С из грудного молока (смеси), а также он может употреблять витаминизированную кашу и другие пюре с витаминами, получается, мягко говоря, переизбыток витамина С. Да и других витаминов тоже. Особенно в том случае, если ребенок съедает 100-150 г фруктового пюре в день. А ведь некоторые мамы по совету врача или по своей инициативе дают детям еще и аптечные витамины. Это еще раз доказывает, что нормы содержания витаминов в баночном питании и все нормы в принципе давно устарели и рассчитаны на детей, не получающих грудное молоко или смесь.

В чем выгода?

Указывая на упаковке, что данный продукт рекомендован для детского питания, производитель одним выстрелом убивает нескольких зайцев. Прежде всего, это удачный психологический ход. Известный практикующий психолог Елена Бабкина рассказала, что неоднократные эксперименты и исследования в области психологии продаж показали, что всем людям, в особенности женщинам, свойственно испытывать эйфорию, трепет в чувствах и желание приобрести продукт при просмотре кадров, на которых изображаются дети, животные, мягкие игрушки и близость между мужчиной и женщиной.

- Образы и языковые знаки, несущие в себе тему любви, заботы, защиты, ласки, секса, еды, обостряют или стимулируют базовые потребности человека, - уверена Елена Бабкина.

Сюда же добавим, что упоминание о детском питании создает стереотип натуральности, ведь для детей все должно быть самым лучшим.

Еще один "заяц" - это цена. Производитель может изначально сделать высокую накрутку, зная, что более или менее обеспеченные родители для детей денег не пожалеют.

И еще один "ушастый" - налоговое законодательство. В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса продукты детского питания облагаются НДС по льготной ставке 10 % вместо установленных 18%.

Интересные факты

В 1997 г. отозвано 2 141 880 баночек Gerber с продуктами для прикорма из моркови из-за повышенной концентрации мышьяка.

В 1998 отозвано 25 760 баночек Heinz с продуктами для прикорма из-за повышенной концентрации свинца.

В 1999 г. 126 456 баночек детского питания Heinz "Брокколи, морковь и сыр" отозвано из-за того, что в продукте для прикорма содержались кусочки твердого пластика.

В 2000 году, после долгого игнорирования предписаний местных санитарных служб, компания HiPP отозвала свою смесь НА1. Катастрофическое превышение содержания тяжелых металлов в уже проданной смеси привело к тому, что компания получила иски от нескольких десятков родителей, дети которых стали инвалидами с почечной патологией.

В 2001 году несколько раз (!) отзывались различные смеси производителя Mead Johnson из-за ошибок при упаковке, из-за которых на продукты, содержащие молочные протеины, ставилась маркировка "безмолочные". Учитывая, что продукты с такой маркировкой покупаются именно для детей с аллергией на молочные протеины, остается только гадать, сколько малышей пострадало из-за этих ошибок.

2002 год был богат трагическими случаями из-за ошибок производителей смесей. Сначала было отозвано 17 358 банок смеси Portagen того же производителя Mead Johnson из-за того, что смесь была заражена Enterbacter sakazakii - у детей с плохо развитым иммунитетом эта бактерия вызывает сепсис, менингит и некротический энтероколит. Причиной именно этого отзыва стала смерть ребенка из-за болезни, вызванной использованием зараженной смеси, затем из-за заражения той же бактерией было отозвано несколько партий целого ряда смесей под различными названиями - всего 1,5 миллиона банок - производителя Wyeth Nutritionals.

В 2003 г. смесь от Mead Johnson под названием EnfaCare Lipil снова отзывается из-за инфицирования той же бактерией!

В 2003-м же разразился скандал со смесью Remedia Super Soya 1, которую производила в Израиле компания Humana - недостаточное содержание витамина В1 стало причиной госпитализации более чем 20 детей, а трое малышей умерли.

В 2005-м смесь Similac железосодержащий - 82 986 банок - производителя Ross Products отозвана из-за содержания активного поливинилхлорида.

В 2006-м отозваны смеси в бутылочках, готовых к употреблению, Similac (200 000 бутылок) и Alimentum (100 000 бутылок) того же производителя. Причиной стал дефицит витамина С, который мог проявиться у младенцев, употреблявших эту смесь более 2-4 недель.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер