По работе, да и просто по гостям-делам я довольно часто бываю в различных районах области, в небольших селах или крупных райцентрах. Но ни одно место, ни одна история села в Тамбовском крае не поразили меня так, как история села Шапкино Мучкапского района.
Шапкино. Наши дни
Сегодня здесь живет около полутора тысяч человек.
- Обычное село, - ухмыльнетесь вы.
- Скоро вымрет, - добавит скептик.
- Ничего, пусть стоит, - скажет обычный попутчик.
Но факт остается фактом: село Шапкино со своим небольшим населением имеет три музея, хорошо оснащенную школу, оборудованную Школу здоровья, где бесплатно для всех жителей есть настольный теннис, секции фитнеса, аэробики, бокса, тренажеры, бильярд, комната настольных игр. Строится настоящая русская баня на дровах. На берегу реки уже стоит еще одна баня, в которую прийти попариться также может каждый.
И нет, олигархи в этом селе не живут. Все, что есть в Шапкино, - это заслуга уроженцев села, которые смогли в жизни подняться, объединиться и теперь помогают своей малой родине. Интернетовские тролли сейчас должны засмеяться и произнести модное слово, значение которого они, похоже, просто не понимают: "О-о-о, пиар!". Спешу вас разочаровать, "пиариться" местным меценатам просто негде, ведь в селе-то живут только полторы тысячи человек, а СМИ сюда заезжают редко.
- Мы баню решили построить на берегу, чтобы дух русский стоял, - рассказывает уроженец села Шапкино, активный меценат Сергей Витютин. - Отстроили - ее быстренько сломали, второй раз отстроили - сломали только наполовину, отстроили третий раз - все равно подпортили, и только на четвертый раз поняли, что баня не для какого-то олигарха, а для людей.
Чтобы Шапкино жило и развивалось, нам нужно помнить свою историю, убеждены уроженцы села. Для этого был создан одноименный с названием села сайт, где постоянно обновляются новости, различные архивы, с помощью него люди ищут своих предков и узнают свою историю. Тот же Витютин сегодня живет и работает в Москве, где, помимо прочего, посещает библиотеки и архивы. Ему удалось найти первое подтвержденное упоминание о селе, узнать, как же Шапкино называлось первоначально и кем были его первые жители. Храним прошлое - создаем будущее, поэтому сегодня в селе активно работают три музея с интереснейшими экспонатами, а история местной церкви даже "воинствующих" атеистов бросит в дрожь.
Наша обязанность - хранить историю
Шапкино зародилось далеко не в границах современного села, а в низовье реки Вороны и небольшой речушки Исап. Руководитель одного из краеведческих музеев Любовь Александровна Манаенкова считает, что по причине постоянного затопления во время паводка жители села начали переселяться выше, на территорию, где и сегодня стоит Шапкино. Легенда гласит, что первый переселенец на новое место имел фамилию Шапкин, а так как в древние времена небольшие населенные пункты или улицы чаще всего назывались по имени первого или выдающегося жителя, то считается, что и название села произошло от фамилии этого человека.
Село Шапкино за свою долгую историю пережило разные времена, было даже районным центром Мучкапского района, а его численность достигала 7 тысяч человек, хотя одна из местных легенд говорит и о 14 тысячах жителей. Первыми жителями села были еще и переселенцы из небольшой деревни под современным городом Рассказово, а также казаки.
По данным Тамбовской энциклопедии, изданной в 2004 году, дата основания села Шапкино - 1730 год. Но сами уроженцы села ставят ее под большое сомнение. В частности, Сергей Витютин говорит, что первое упоминание о селе Шапкино он нашел во второй ревизской сказке за 1744 год. А в Российском государственном архиве древних актов находится перепись всего мужского населения села. Вследствие кропотливой работы появились основания считать, что село существовало и в годы первой ревизии в 1718-1727 гг.. Но проверка показала, что село Шапкино нигде не упоминается. Тогда было сделано предположение, что название села могло измениться. Пишет уроженец Сергей Витютин: "Тщательно пересмотрев все населенные пункты, я обнаружил записи о деревни Исаповой. А ведь село Шапкино расположено на реке Исап! Требовалось, однако, более надежное доказательство, что изначальное название села Шапкино - деревня Исапова. Простое сравнение фамилий: Попов, Куликов, Морев, Филатов, Чуриков, Юшков, Ледовской, Солопов, Манаенков и другие - указывало, что это один и тот же населенный пункт. Я решил проследить упоминания одной семьи в обоих ревизиях…".
И тогда все встало на свои места. Эти находки позволили исследователю надеяться, что найдутся и более ранние упоминания о селе Шапкино. Огромного труда стоило найти сведения в Российском государственном архиве древних актов, где нашлись самые ранние записи о деревне Исаповой за 1710 год. Это и есть первое упоминание о селе Шапкино. Сергей Витютин отныне точно знает, как возникло его родное село: "Шапкино. Крупное старинное село. Основано как населенный пункт станичной службы государства Российского. Изначальное название - деревня Исапова. С 20-х годов XVIII века - село Шапкино. Впервые упомянуто в документах Ландратской переписи в 1710 году".
Леденящие душу истории
Предками жителей села Шапкино были казаки, их потомки и сегодня называются казаками по праву. С самого первого момента основания села там была построена церковь Архангела Михаила. Считается, что церковь получила такое название не случайно, ведь казаки были самыми настоящими воинами, знающими, что такое честь, отвага, гордость и любовь к Родине. А Архангел Михаил считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. В 1723 году на селе было решено начать строительство церкви. Более четырех лет длились бюрократические проволочки, но разрешение на строительство все-таки было получено. А впереди жителей ждал огромный труд, ведь строить церковь нужно было только на свои деньги.
- В селе была феноменальная церковь, - рассказывает Любовь Александровна Манаенкова. - Сегодня от нее остались только фотографии, и у нас в музее хранится плащаница - самый главный по духовной и исторической значимости экспонат.
Церковь Архангела Михаила объединяла людей, несла утешение в тяжелые времена, постоянно работала вплоть до начала XX века. 20 января
(2 февраля) 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", неоднозначно понятый местными властями, которые, желая выделиться, часто злоупотребляли своими полномочиями. Местные жители, прихожане, верующие долго писали письма в различные инстанции, где просили, даже умоляли сохранить церковь, жаловались, но все равно Президиум Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области принял решение о закрытии Михаила Архангельской церкви в селе Шапкино и передачи ее здания под культурные нужды. 29 марта 1939 года местные власти приступили к выполнению этого распоряжения.
Прежде чем говорить о том, что же именно произошло с церковью, стоит сказать, что церковь несколько раз восстанавливалась после пожара и переноса на другое место, но окончательная постройка, по архивным данным, просто впечатляла:
- В ней могло одновременно находиться около пяти тысяч человек, она имела очень высокую семидесятиметровую колокольню, было два престола, многие местные жители еще помнят, как церковь выглядела, какое у нее было богатое внутреннее убранство, - вспоминает руководитель одного из музеев Любовь Александровна.
Когда церковь закрывали, плач стоял необыкновенный. Колокол снесли сразу, многие книги сожгли. Приехала комиссия из Москвы, которая специальными химическими составами смывала позолоту с иконостаса. Многие иконы также сожгли, из остальных были сделаны парты, столы, скамейки в местный дом культуры, на которых сидели во время просмотра кинофильмов.
- Некоторые местные старожилы вспоминают, что во время показа фильмов еще детьми они любили лазить по зрительному залу, и если поднять голову под лавочкой, на которой сидели люди, то можно было увидеть лик святого, - тихим голосом делится местной историей Любовь Александровна Манаенкова.
Всего за один 1939 год в Шапкинском и Мучкапском районах было закрыто 15 церквей. Тяжелее всего новой власти было только с церковью Архангела Михаила в селе Шапкино, где местные жители - потомки казаков, для которых вера была частью жизни, до последнего не сдавали свои позиции. Набив руку на уничтожении этой церкви, остальные четырнадцать "ликвидировали" легко. Как вспоминают шапкинцы, когда жгли церковь, вместе с ней в огне сгорел и ее настоятель.