Два года назад
В 2010-2011 годах Тамбовская область в числе двадцати одного региона России вошла в состав тех субъектов, где курс "Основы религиозных культур и светской этики" вводился в порядке апробации. Новый учебный курс включает в себя получение знаний по выбранному модулю из числа предложенных. Всего Министерство образования разработало шесть модулей и подготовило к каждому модулю свой комплект учебников, рабочих тетрадей и методической литературы. Школьникам 4-х и 5-х классов, а именно на них рассчитан новый курс, предложили на выбор изучать основы православной культуры, основы исламской культуры; буддийской культуры; иудейской культуры, а также основы мировых религиозных культур или светскую этику. Выбор за школьника делают родители.
Когда о введении "Основ религиозных культур и светской этики" только заговорили, однозначного мнения не было ни со стороны родителей, ни со стороны учителей. Слишком много было вопросов, многие из них открыты до сих пор. Например, начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева, выступая на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в январе текущего года в Храме Христа Спасителя, сообщила, что доля родителей, выбравших для своих детей модуль по основам Православия, составляла 55% в сентябре 2009 года, 78% в мае 2010 года, а осенью 2011 года она достигла 92%. Отсюда главный вопрос: как получилось, что наше светское общество поголовно выбрало православную культуру для своих детей?
Апробация курса
Два года пролетели незаметно, и то, что когда-то было нововведением, сегодня стало неотъемлемой частью жизни младших школьников и их родителей.
- Прежде всего, мы считаем, что этот предмет необходим, так как хорошо вписывается в те задачи и установки, которые в настоящий момент записаны в федеральных государственных стандартах, - говорит заведующая лабораторией развития сети образовательных учреждений Института повышения квалификации работников образования Татьяна Дюкова, - в этих стандартах прописана концепция духовно-нравственного развития гражданина России, а курс "Основы религиозных культур и светской этики" отвечает этой концепции, которая сегодня является приоритетной в нашей образовательной политике.
В эксперименте приняли участие 576 общеобразовательных учреждений области, в том числе и филиалы базовых школ. После подготовки педагогов все школы получили необходимые комплекты учебников по обучению новому курсу, впереди - крупномасштабная работа по наблюдению и исправлению изъянов.
- Сотрудники института привлекались к посещению уроков, отслеживался процесс освоения курса в школах, а затем были даны рекомендации, которые были выпущены отдельным изданием, - объясняет Татьяна Дюкова и озвучивает одно очень интересное наблюдение: - В 4-м классе выбор родителей и детей был один, но придя в 5-й класс, большой процент школьников поменяли модуль в рамках курса.
С одной стороны, можно сделать вывод, что подростков и родителей курс заинтересовал и теперь они хотят узнать еще что-то новое, но с другой, невольно приходишь к мысли, что чаще всего такие перемены связаны с неудовлетворением на предыдущем модуле. Либо было просто неинтересно, либо подготовка учителя оставила желать лучшего, либо родители испугались того, о чем им рассказывали дети после этих занятий.
Еще один момент именно в Тамбовской области был хорошо проработан. Курс вводят в 4-м и 5-м классе, а значит, смена учителя от начальной школы к средней неизбежен. Было принято решение доучить педагогов, чтобы тот же учитель 4-го класса смог довести курс до конца и на следующий год. Ведь смена учителей довольно часто негативно отражается на знаниях и общей обстановке в классе.
Есть возможность, но нет желания
Стоит отдельно сказать и о самих учителях. Как мы говорили выше, их направляли сами школы. Но внутри школы выбор делался в пользу учителей начальных классов, историков и учителей русского языка и литературы. Но и тут все не так гладко, как кажется на первый взгляд. Учитель начальных классов одного из городских лицеев на наш вопрос о том, как же в ее классе и школе была построена работа по освоению курса "Основы религиозных культур и светской этики", попросила не называть ее фамилию и имя и рассказала, что сама отказалась идти учиться, а затем и преподавать этот предмет.
- Вы не представляете, сколько на нас свалилось бумажной работы. Я не могу понять, почему именно 4-й класс и учителя начальных классов. Небольшие зарплаты, постоянные бумаги, тетради. А тут еще эти курсы обучения либо с отрывом от работы, либо без отрыва, но в каникулярное время. В одном случае я теряю в зарплате, в другом - в стаже и времени. У нас в школе учителями по этому курсу в основном стали педагоги дополнительного образования, а не основные учителя, - объяснила нашей газете учитель начальных классов городского лицея.
Но проректор по инновационной работе Института повышения квалификации работников образования Ирина Аверина, прокомментировав данную ситуацию, пояснила нам, что насильно этим заниматься никого не заставляют, и всегда найдется тот, кто возьмется вести этот курс.
Где же здесь этика?
- В нашей области упор был сделан на модуль по основам Православия, но мы хотели, чтобы наши педагоги получили навыки по всем модулям и смогли ответить на вопросы учащихся по другим религиям, - поясняют в Институте повышения квалификации. На наш вопрос, почему ставка сделана на Православие, Татьяна Дюкова отметила, что родители в большинстве своем выбрали этот курс, отсюда потребовалось много учителей именно по модулю "Основы православной культуры". Не имея никаких предубеждений по отношению к Православию или другим религиям, приведем следующий факт. Мама одного школьника СОШ №5 Тамбова пожаловалась на то, что выбора им изначально не дали, а обязали выбирать "Основы православной культуры". Это происходило на уровне школы. Тот же учитель начальных классов из городского лицея, которая попросила не называть ее имя, рассказала, что в ее учебном заведении, в частности, в ее классе все школьники изучали светскую этику. На наш вопрос: "Разве этот предмет выбрали все поголовно?" - она ответила, что у них все шло по принципу большинства. В ее классе многие родители предпочли изучать светскую этику, поэтому и весь класс изучал этот предмет. По ее словам, так было и со всей параллелью. Но при этом были и желающие изучать другие модули, но им пришлось вместе со всеми изучать модуль, выбранный большинством. А тем, кто уже слишком активно хотел изучать Православие, было рекомендовано обратиться в воскресную школу. А как же быть с тем, что Министерство образования России обещало, что каждый будет изучать то, что захочет, даже если это будет всего один школьник, у него будет свой учитель?
Проректор по инновационной работе Института повышения квалификации работников образования Ирина Аверина говорит, что этот факт является нарушением и такое они стараются не допускать, но вряд ли, что кто-то из учителей открыто признается в подобном, а родители просто не захотят подпортить жизнь в школе своему ребенку.
Место для условностей
Ольга - мама пятиклассника школы №5 города Тамбова. И новый курс, который появился в середине года, оставил у нее кучу вопросов. Прежде всего, занятие стало проводиться шестым уроком, в то время, когда ее сын обычно занимался в секции футбола.
- Нам сказали, что теперь мы обязаны посещать новый курс. Но разве так можно, у ребенка уже устоявшееся расписание, у него дополнительные занятия. Но деваться некуда, сыну постоянно говорили, что будут вызывать родителей в школу. Теперь он ходит, но приходится опаздывать в спортивную секцию, - говорит Ольга.
На это замечание Ирина Аверина отвечает так:
- Этот курс обязателен, вы же ходите на русский язык или литературу, теперь это то же самое.
Шесть модулей предлагается на выбор, путем нехитрого математического расчета делаем вывод, что все шесть модулей в нашем городе в обычном классе вряд ли будут выбраны, выбирают в среднем 3-4 направления. Из отчета управления образования и науки "Об итогах апробации учебного комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 2010 - 2011 гг. в Тамбовской области: за время апробации, как было сказано выше, в эксперименте приняли участие 576 школ, обучено 868 педагогических работников для преподавания комплексного учебного курса. Калькулятор выдал, что на каждую школу приходится по полтора учителя, который может вести один из модулей. А это значит, что в одних школах работают по два педагога, в других - только по одному.
Мы учим быть людьми
XXI век. Сегодня столько говорится о массовой деградации молодежи, что логично не пытаться изменить то, что изменить уже нельзя, гораздо эффективнее изначально вырастить людей духовных, терпимых, знающих свои корни, умеющих вести себя достойно и не забывать, что такое добро, где находится совесть и как любовь до сих пор управляет миром.
- Я за то, чтобы начальная или основная школа заложила нашим детям основы, а дальше было только право выбора ребенка. Мы говорим не о вере, а о познании своей собственной культуры, - подводит окончательную черту проректор по инновационной работе Института повышения квалификации работников образования Ирина Аверина.
Два года апробации подошли к концу, со следующего учебного года этот курс станется обязательным учебным занятием, как будет правильно называться сам предмет, пока что еще не обозначено. Будут ли за него ставить оценки - пока также не понятно, но одно уже не обсуждается - "Основы религиозных культур и светской этики" школьники обязаны посещать наравне с математикой, физикой и физкультурой.