- Александр Юрьевич, поздравляем Вас с избранием на должность председателя правления ассоциации, и в начале нашего разговора хотелось бы услышать несколько слов о тех тенденциях, что прослеживаются на нынешний момент в развитии региональной системы местного самоуправления?
- Основная из них – это, прежде всего, взаимодействие с населением, с общественными организациями и представителями различных партий. Именно они являются тем барометром преобразований, положительных или негативных изменений, которые происходят в муниципальных сферах. На уровне области всё больший упор делается на предоставлении самостоятельности муниципалитетам. Ставится задача, чтобы муниципалитеты стали отдельным регионом, в котором есть, скажем, свой отдельный руководитель – глава. Он и должен в своём муниципальном образовании решать волнующие жителей вопросы. Ведь в каждом городе, районе подходы к решению тех или иных задач могут отличаться друг от друга. Иногда общую структуру нельзя проецировать абсолютно на всех. Главы ответственны за всё, они должны быть самостоятельны в выработке решений в рамках развития общерегиональной системы по экономическим, общественно-политическим и многим другим показателям.
- Какие перемены ожидают муниципалитеты в 2012 году? И президент, и премьер-министр не раз в официальных выступлениях говорили о том, что власть на местах нужно наделять большими полномочиями. Что это за полномочия и прибавят ли они самостоятельности муниципалитетам, или же добавят очередных трудностей в работе?
- 2012 год и в стране, и в муниципалитетах можно назвать годом преобразований, годом перемен. Принимаются новые законы, применяются новые подходы. Развитие страны направлено на высокотехнологический уровень. Что касается полномочий муниципалитета, то наша область одна из первых начала реализовывать полномочия 131 федерального закона. На начальном этапе, не скрою, столкнулись с некоторыми трудностями. И финансирования не хватало, и многие были не готовы самостоятельно решать какие-то проблемы, а по привычке ездили к региональным властям с протянутой рукой. Теперь губернатор и администрация области выстраивают своё взаимодействие таким образом, чтобы, прежде всего, работали власти на местах. Конечно, помощь оказывается, но делается это для того, чтобы не затормозить развитие, которое сегодня происходит в муниципалитетах. Есть трудности или нет? Ну конечно есть. С моей точки зрения самые главные полномочия, которые сегодня должны быть - это большее позиционирование глав как идеологов, руководителей тех стратегических направлений, которые существуют в муниципалитетах. Именно с ними во взаимодействии должны работать федеральные и областные структуры, функционирующие на территории муниципалитетов. Чтобы не было как в известной басне «Лебедь, рак и щука», когда у каждого свои задачи, а в итоге «тележка» под названием село или город не движется с места. Вот это самое главное. По опыту могу сказать, что в ряде случаев очень препятствует 94 федеральный закон. Он фактически связывает по рукам и ногам наши действия во многих сферах: образовании, здравоохранении, ЖКХ. Зачастую на один лот претендует много подрядчиков, порой, недобросовестных. После утверждения подрядчику ставится задача в короткие сроки провести необходимые работы, а в итоге из-за нерадивости исполнителя всё затягивается на более длительный срок. Приходится разрывать контракты, для чего подавать заявления в судебные инстанции, вновь проводить конкурсы. Теряется драгоценное время. Чтобы муниципалитеты имели большую самостоятельность в определении тех организаций, которые качественно и быстро выполнят работы на объектах, сейчас будут готовиться предложения по внесению изменений в этот закон.
- Мы знаем, как непросто формируются бюджеты муниципальных образований и насколько невелики их объемы. Будет ли здесь что-то меняться в 2012 году?
В выступлениях председателя правительства и президента неоднократно говорилось о распределении части налоговых поступлений в сторону региональных властей и муниципалитетов. Если это произойдёт, будет, конечно, хорошо. В своё время мы проводили анализ: хватало ли нам своих собственных средств, если бы они оставались в муниципалитете. Оказалось, что налогов мы бы собирали больше, чем нам сегодня выделяется дотаций. К тому же, у муниципалитетов появлялась бы прямая заинтересованность в работе по сбору налогов. Сейчас же мы собираем, к примеру, транспортный налог, но он не остаётся на территории города. Да, региональные власти выделяют нам деньги на дороги. Но если бы, собирая 100% налога, мы знали, что получим на ремонт дорог определённый процент от собранных средств, усилия в этом направлении работы, разумеется, были бы иные. Конечно, должны оставаться поступления, идущие на нужды государства - армию, охрану общественного порядка и т.д. Но в большей степени собранные средства должны оставаться на местах. Развивать местную экономику не менее важно. Муниципалитет – ячейка государства, если они будут сильные – будет сильное государство. Несмотря на развитие, которое у нас сегодня есть, на увеличение налогооблагаемой базы, иногда не хватает этих средств для решения задач, выполнение полномочий, которые перед нами стоят. Надеюсь, что в ближайшее время высказывания руководителей государства приобретут практические очертания и наши бюджеты будут сильнее.
- Анализируя работу ассоциации «Совет муниципальных образований» за 2011 год, какие положительные результаты, достижения Вы выделили бы в ее работе?
- Говоря о достижения, пожалуй, назову 2-е место в номинации «Информационная поддержка некоммерческих организаций» с проектом «Информационная поддержка - залог успешного развития социально ориентированных некоммерческих организаций» в рамках проведения III Всероссийского Фестиваля социальных программ «СоДействие», учрежденного Общественной палатой Российской Федерации. Конкурс социальных проектов некоммерческих организаций проводился с целью консолидации усилий власти, бизнеса и общества в решении задач социальной модернизации страны. Совет приобрел большой опыт участия в таких конкурсах.
- Многие руководители муниципалитетов разного уровня говорят о том, что Совет стал хорошей площадкой для выработки решений по насущным проблемам. Что за проблемы выносятся на всеобщее обсуждение, и какие из них реально удалось разрешить?
- Среди вопросов, которые рассматривались на заседаниях правления ассоциации в 2011 году я бы выделил такие, как реализация программ энергосбережения и повышении энергетической эффективности, взаимодействие отделений почтовой связи области с органами местного самоуправления. По последнему вопросу были приняты кардинальные меры по увеличению зарплаты почтальонам, недопущению закрытия ряда сельских отделений. Очень жёсткую позицию в этом вопросе занял и губернатор. Активно обсуждались вопросы организации питания в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитетов в соответствии с требованиями СанПин. В результате были дополнительно выделены средства на полноценное сбалансированное питание детей в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечено выполнение нормативного среднесуточного набора продуктов для детей.
- Члены Ассоциации «Совет муниципальных образований» имеют право выступать с законотворческой инициативой. В минувшему году воспользовались ли муниципалы этим правом и, если да, то, что за темы поднимались? Насколько они важны и для дальнейшего развития региональной системы муниципальной власти, и для рядовых жителей Тамбовщины? Как Вы считаете, в полной ли мере Вы и Ваши коллеги пользуетесь таким правом – законотворческой инициативой?
- Да, Совет муниципальных образований имеет право выступать с законотворческой инициативой. С моей точки зрения это очень важно. Этим правом в обязательном порядке нужно пользоваться. Ведь часто проекты региональных и федеральных законов скидываются на места для рассмотрения. Бывает и так, что принимается закон, а мы потом начинаем возмущаться, что он не правильно работает, его невозможно исполнять, он мешает людям и так далее. Вот на этапе принятия законов мы можем вносить в них изменения, поправки. Или возникает ситуация, которая может разрешиться только с принятием федерального, регионального или муниципального закона. Мы также имеем право готовить свои предложения, направлять их в законодательный орган и потом контролировать будут ли они приняты к исполнению. Считаю, когда с мест будет поступать больше предложений, людям, проживающим на территории муниципалитета, жить будет проще. Отмечу, что главы муниципальных образований регулярно принимают участие в проведении экспертизы законопроектов по вопросам, затрагивающим права и интересы органов местного самоуправления. К примеру, в минувшем году предложения ассоциации по совершенствованию системы государственной поддержки сельхозпроизводителей нашли отражение в Федеральном законе № 200 от 1 января 2012 г. «О государственной поддержке сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
Активно занимались и экспертизой законопроектов, принимаемых депутатами областной Думы.
- Возглавив Ассоциацию, Вы, как руководитель, наверняка, строите планы на ближайшую перспективу. Над чем предстоит работать Совету в этом году, на какие аспекты Вы бы хотели обратить внимание своих коллег?
- Естественно, возглавив ассоциацию, передо мной стоит большая ответственность по защите интересов, решению проблем, которые волнуют население, а, соответственно, и нас - руководителей. Планирую раз в неделю собирать совещания в Совете муниципальных образований, обобщать предложения своих коллег, встречаться с представителями управлений, ответственных за те или иные вопросы, координировать свою деятельность с федеральными, областными органами власти. Одним словом, делать всё для того, чтобы организация была работоспособной. Всё зависит от нас. У нас есть все полномочия, нужно только работать. Если говорить о конкретных вопросах, то, прежде всего, хочется обратить внимание на развитие дошкольного образования, бесхозные газопроводы, несовершенство 94 федерального закона, о котором я уже сказал выше. В общем, вопросов, которые нам предстоит решить, немало.
- Успехов Вам.