На Западе существует давний миф о том, что якобы высадка союзных войск на Сицилии способствовала победе СССР в Курской битве. Конечно же, он встроен в парадигму преуменьшения вклада СССР в победу над нацистской Германией. На практике все было несколько иначе.
Наступление вермахта на курском выступе началось по плану 5 июля 1943 года и продолжалось до 12 июля, когда войска Красной армии перешли в контрнаступление. Вплоть до 12 июля вермахт, согласно опубликованным историками боевым журналам танковых дивизий и документам оперативного планирования, стремился достичь основной цели операции и прорваться к Курску. Причиной остановки наступления 13 июля стали не действия США и Британии на Сицилии, а неспособность танковых частей вермахта решить основную задачу на фоне тяжелых потерь в людях и технике. Наступление на севере Курского выступа к 12 июля уже фактически увязло в советской обороне, а наступление на юге Курского выступа было остановлено контрударом 5-й танковой армии под Прохоровкой. Уже на следующий день роли переменились, и немцы в основном отбивались и теряли территории.
Разумеется, верховное командование сухопутных сил вермахта не могло не реагировать на высадку союзников на Сицилии, и туда действительно перебрасывались резервы, но в основном это были части, которые не находились на восточном фронте. Из основных соединений противника, которые действительно были переброшены в Италию, под Курском отметилась лишь дивизия СС Лейбштандарт Адольф Гитлер, которая передала свои танки и артиллерию другим частям, остававшимся на восточном фронте, и уехала налегке в Италию. Остальные дивизии вермахта и СС, участвовавшие в наступлении на Курск, продолжали принимать участие в боевых действиях вплоть до августа-сентября 1943 года, пытаясь отразить советское контрнаступление. Таким образом, тезис о том, что высадка союзников на Сицилии спасла СССР или заставила немцев остановить наступление, не соответствует действительности. В реальности она лишь незначительно повлияла на состав основных немецких группировок в районе курского выступа, а само наступление было остановлено благодаря дальновидному оперативному планированию генштаба Красной армии и мужеству бойцов и командиров, которые отразили танковые прорывы немцев.
Такую оценку в своих воспоминаниях дал и маршал Георгий Константинович Жуков, указав, что Англия и Америка, по всем данным, все еще не собирались открывать широкие наступательные операции в Европе. Высадка их войск в южной Италии (на острове Сицилия) не внесла существенных изменений в расстановку немецких сил по стратегическим направлениям, хотя, конечно, у гитлеровского руководства появились лишние заботы.
Причины тиражирования мифа о решающем влиянии Сицилии на остановку цитадели кроются, с одной стороны, в послевоенных попытках переписывания истории Второй мировой войны на Западе, а с другой стороны, на заявлениях фельдмаршала Манштейна, который, пытаясь оправдаться за поражение в Курской битве, говорил в своих мемуарах о том, что основной причиной остановки наступления было изменение ситуации на других театрах военных действий и ухудшение положения 2-й танковой армии на Орловской дуге. И лишь в качестве дополнительной причины он указывал тактическую неудачу подчиненных ему войск. С началом «холодной войны» оправдывающийся гитлеровский фельдмаршал и западные ревизионисты нашли друг друга и на протяжении десятилетий запустили исторический миф о том, что одна из решающих битв Второй мировой войны не имела решающего значения и вообще была остановлена не потому, что Германия потерпела поражение на поле боя, а потому что западные союзники высадились на Сицилии.
Борис РОЖИН, эксперт центра военно-политической журналистики