"Точки роста" на Тамбовщине обеспечивают новое качество образования

5 августа, 11:27 Константин Сажнев Прочитали 1 002 раза
Фото: Тамбовские «Точки роста» - первый блин точно не комом
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" создаются в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" с прошлого года в сельских школах и в школах малых городов.

Открываешь дверь в класс и с порога чувствуешь, как вкусно – по-другому не скажешь – пахнет краской. Хотя это и не класс вовсе в привычном понимании. Легкая современная разборная мебель, столики под мобильные компьютеры, которые появятся буквально через несколько дней, - директор первой Сосновской школы Наталья Савинкина не без гордости показывает отремонтированное помещение. 1 сентября здесь справит новоселье центр «Точка роста».

- Проект интересный, он позволит значительно модернизировать сельскую школу, вывести ее на совершенно новый уровень развития, - убеждена Наталья Савинкина. Как и в том, что Сосновке такой центр просто необходим – местные школьники могут учиться ничуть не хуже, чем городские.

Взять хотя бы ученика Отъясского филиала Сосновской школы №1 Михаила Карнаухова. В прошлом году мальчишка в десятом классе прошел весь школьный курс информатики и сдавал ЕГЭ вместе с одиннадцатиклассниками. Набрал сто баллов. На ЕГЭ по профильной математике в этом году заработал 98, так же, как и по русскому. А вы говорите – деревня… Не говорите? Ну и правильно. А теперь, когда в тамбовских селах и малых городах появится еще сорок две «Точки роста» вдобавок к двенадцати уже действующим, вообще так думать не стоит.

Не хуже городских

Директор Сосновской школы №1 уверенно смотрит в ближайшую перспективу.

- Благодаря новому проекту у наших ребят появляется реальная возможность получить современное образование и на уроках, и вне их, - говорит она. И поясняет: - Мы сами, вместе с учениками, выбрали программы для нашей «Точки роста». Среди них - «3D-моделирование» для пятых-восьмых классов, «Первая помощь», «Шахматы – королевская игра» и «Основы робототехники» - от начальной школы до восьмого класса, «Экоагроэксперт» и «Промышленный дизайн» - для учеников девятых-одиннадцатых классов. Благодаря этим проектам школьники будут учиться по программам, которых раньше в школе никогда не было.

А еще Наталья Савинкина уверена, что благодаря новому центру дальнейшее развитие получит идея индивидуальных планов для старшеклассников, которая работает сейчас в школе. Да-да, именно так.

- Сейчас каждый ученик, приходя писать заявление в десятый класс, получает учебный план, где есть часть обязательных предметов, а часть он выбирает сам, - говорит Наталья Викторовна. – То есть ученик не просто может выбрать себе профильные предметы, на деле у каждого – свое расписание занятий. В старших классах у нас двадцать – двадцать пять человек, так что мы можем себе это позволить.

Кстати, именно благодаря индивидуальным учебным планам старшеклассники будут изучать программу «Экоагроэксперт» в «Точке роста». Причем она даст возможность получать современные знания ученикам не только из базовой школы, но и из всех двенадцати филиалов. Например, они смогут приезжать в центр по субботам, ведь в школе действует пятидневка, а суббота – развивающий день, для дополнительных занятий.

- В прошлом году наша школа начала работать по новой программе воспитания, и «Точка роста» здесь тоже будет нам в помощь, - продолжает Наталья Савинкина. - Она предполагает работу в команде, проведение фестивалей, конкурсов, вовлечение в них большого количества детей и взрослых. А сочетание уроков с дополнительными занятиями будет способствовать полноценному гармоничному развитию ребят.

Реально виртуальный

В «Точке роста» предусмотрено более чем серьезное техническое оснащение. Десять компьютеров с высокоскоростным Интернетом, 3D-принтер, четыре квадрокоптера, смартфон для того, чтобы ими управлять, манекен для оказания первой медицинской помощи, шлем виртуальной реальности, фотоаппарат, микрофоны – все это с нетерпением ждут в школе в самое ближайшее время. Инструменты для уроков технологии уже получили – такие, что назвать их инструментами для уроков труда язык не поворачивается. Технологии получаются самые что ни на есть современные. Применять их есть где. С помощью квадрокоптеров в школе собираются снимать с воздуха отдаленные территории. Полученные данные позволят провести мониторинг полей, сельскохозяйственных угодий с повышенной экологической нагрузкой, выявить неиспользуемые и залежные земли, раскрыть секрет урожайности почвы, создать различные картографические материалы для изучения и эксплуатации объектов сельского хозяйства. При помощи шлема виртуальной реальности можно проводить виртуальные экскурсии.

- Вообще мы уходим от стандартов традиционной советской школы. На уроках информатики, технологии и ОБЖ, которые будут проходить в «Точке роста», нет привычных парт, за которыми сидят по два человека. Ученикам будет предоставлено больше свободы – прежде всего в поиске решений поставленных задач, развития креативности, проявления творческого подхода, умения доказать свою точку зрения, - рассказывает директор школы.

Первый опыт

А вот в филиале Новолядинской школы в селе Тулиновка Тамбовского района центр «Точка роста» действует уже год. Здесь в полной мере оценили его техническую оснащенность.

- Одиннадцать мобильных ноутбуков можно использовать и как планшеты, - проходя по кабинету, показывает директор филиала Надежда Левина. - У них снимается верхняя панель, и можно даже переходить в другие классы. Кроме того, мы за счет собственных средств купили сюда еще пять больших ноутбуков, и количество мест увеличилось.

Как рассказывает Надежда Левина, современная техника, которая есть в «Точке роста», помогает решать любую учебную задачу не только по технологии, ОБЖ и информатике, но и по физике, химии, истории, литературе.

- Когда работаешь с оборудованием, видишь его возможности, то понимаешь, как можно и нужно использовать его практически на каждом уроке, - поясняет она. - В течение прошлого учебного года мы эти возможности увидели, и при изучении всех предметов школьной программы тем или иным образом «Точку роста» задействовали.

Как рассказывают в Тулиновской школе, с помощью тех же квадрокоптеров можно не просто снимать сверху поля. Главное – проявить творческий подход.

- В учебной программе нашей школы есть предмет «Проектная деятельность». В прошлом учебном году в его рамках все проекты десятиклассников по теме «Прошлое и настоящее нашего села» разрабатывались на базе «Точки роста» с применением инновационного оборудования, - продолжает Надежда Геннадьевна. - С помощью квадрокоптеров мы проводили съемку для географических, исторических, социально-экономических проектов как на улице, так и внутри помещений.

Первые итоги

Чего уже удалось добиться? Как говорит директор Тулиновского филиала, прежде всего, зримо повысилось качество обучения школьников:

- Взять те же проекты, о которых мы говорили. Благодаря «Точке роста» они получились качественно другими, чем раньше. То, чего мы добились с помощью оборудования этого центра, просто невозможно сделать привычными средствами.

Кроме того, во многом благодаря «Точке роста» школа практически безболезненно ушла на дистанционное обучение, когда в этом возникла необходимость. Многих

проблем, которые могли бы возникнуть, если бы не было опыта работы в центре, здесь благополучно избежали.

- Кроме того, за счет «Точки роста» мы значительно увеличили число программ дополнительного образования и охват ими детей. Но на этом мы не останавливаемся и продолжаем увеличивать количество программ допобразования, - заключает Надежда Левина. - В течение прошлого года мы, по большому счету, обучали ребят тому, как можно использовать возможности центра. Теперь мы четко понимаем, как можно и нужно применять их в самых разных направлениях.

В общем и целом

Как рассказали нам в Институте повышения квалификации работников образования, Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с прошлого года в сельских школах и в школах малых городов. На конец 2022 года на Тамбовщине планируется запустить в работу сто сорок таких центров, в том числе в филиалах, в которых учится более семидесяти детей.

- В первой половине дня здесь проходят уроки технологии, ОБЖ и информатики на оборудовании, которое школы получают в рамках проекта, - рассказывает проректор по проектной деятельности Института повышения квалификации работников образования, региональный координатор мероприятий по созданию Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на территории Тамбовской области Елена Примакова. - В результате происходит интеграция предметной области «Технология» с цифровыми технологиями.

Такая вот тавтология получается. Но именно она как нельзя более точно отражает происходящее.

Во второй половине дня «Точки роста» работают как центры дополнительного образования. Причем педагоги сами пишут для них программы. По опыту прошлого года уже можно говорить о том, что в центрах, которые были открыты в нашей области, разработаны программы по направлениям 3D-моделирования, прототипирования, изучения виртуальной реальности, робототехники.

- Таким образом, в центрах «Точка роста» у ребят есть отличная возможность получать инженерные навыки, навыки моделирования, развития изобретательских способностей – как раз то, чего сейчас у нас в дополнительном образовании не хватает, - подчеркивает Елена Примакова.

В результате

Как отмечают в Институте повышения квалификации, в сельских школах, особенно в удаленных филиалах, практически нет возможности для раскрытия творческих способностей ребят в информационно-цифровом плане. Что греха таить, зачастую занятия по технологии остаются уроками труда, на которых школьники делают табуретки и варят щи. Просто потому, что другим заняться не на чем. Зато теперь все меняется благодаря проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование».

- Кроме того, «Точки роста» работают как сетевые центры. Там, где позволяют мощности, где мало учеников, есть возможность привозить детей из филиалов и на уроки, и на занятия дополнительного образования, - продолжает Елена Примакова. – А еще школы могут заключать договоры о взаимодействии с образовательными организациями, где таких центров еще нет, чтобы дети из других школ могли заниматься в «Точках роста».

В настоящее время благодаря двенадцати "Точкам роста", которые были созданы в прошлом году, охват детей программами дополнительного образования составляет две с половиной тысячи человек, а программами по технологии, информатике и ОБЖ – три с половиной тысячи. К 2024 году в соответствии с паспортом регионального проекта «Современная школа» охват детей программами цифрового, технологического профиля общего и дополнительного образования должен составить двадцать восемь тысяч человек.

И в заключение – лучше, чем сказала о центрах «Точка роста» директор первой Сосновской школы Наталья Савинкина, пожалуй, не скажешь. Только математик могла провести такую параллель:

- Надеюсь, что наша «Точка роста» войдет в число создаваемых "Точек роста" Тамбовской области, и мы все выстроимся в единую линию повышения качества образования наших детей.

Прямая речь:

Александр НИКИТИН, глава администрации Тамбовской области:

- Новые возможности для развития сельских школ открывают центры «Точка роста», которые работают как центры полного дня. В первой половине дня там проводят уроки, а во второй есть возможность реализовывать программы дополнительного образования.

Для создания "Точки роста" школа получает инновационное оборудование. Это оборудование для ЗD-моделирования и ЗD-печати, шлемы виртуальной реальности, беспилотные летательные аппараты, конструкторы для создания программируемых механизмов, тренажёры для отработки навыков по оказанию первой медицинской помощи. Кроме того, центры получают современное образовательное пространство-трансформер, которое можно очень быстро перестроить под различные виды деятельности.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер