Церковь эта - старинная, постройки второй половины XVIII века, носит статус памятника архитектуры. Об этом сокровище поколений изданию рассказывает краевед, кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Виктор Лисюнин.
ПОД ПОКРОВ ПРИБЕГАЕМ
Главный престол наименован в память почитаемого праздника, особо значимого для истории города: известно, что Тамбов был основан на Пасху 1636 года, а освящен вместе с первыми постройками на Покров Пресвятой Богородицы.
Дату освящения города в те времена часто приурочивали к какому-либо важному событию в церковной истории, которое говорило о защите народа. В Православии таковым символом считался праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ибо он напрямую связан с историческим фактом спасения центра Православия – Константинополя, Царь-града – от вторжения захватчиков. Тамбов строился как город-крепость Белгородской засечной черты, призванный выполнять оборонительную функцию, поэтому отсылка к чуду небесного покровительства давала ему особую духовную опору.
Вокруг военного городка образовались слободы. Они распределились по своему функциональному назначению и получили соответствующие названия: Стрелецкая, Пушкарская, Донская (в ней жили казаки). И только один удел с южной стороны крепости именовался Покровской слободой. Есть легенда, что здесь на небольшом взгорье было явление Божией Матери с Покровом. Это предание долго передавалось из уст в уста, так что острота восприятия сгладилась и степень доверия рассказам снизилась. Но в недавнем прошлом видение повторилось: в 1970- е годы один из преподавателей Тамбовского пединститута, проходя по Набережной, взглянул на Покровский храм и над ним увидел Царицу Небесную с колыхающимся покрывалом в руках. Ни о каком религиозном настрое очевидца говорить не приходилось: то был человек, воспитанный в атеистической традиции, живший по-светски. Между тем видение произвело на профессора такое мощное впечатление, что он поделился им со своими аспирантами на кафедре. И это в те времена, когда пропагандировалось безбожие. Думается, подобные откровения время от времени случались. Потому что Господь дает шанс на спасение каждой душе и ведет ее теми или иными полезными для нее путями к истине.
ЗАГАДКИ АРХИТЕКТУРЫ
Покровский собор заложен в 1763 году на месте одноименного деревянного храма, утраченного при пожаре. Новая церковь стала одной из первых каменных построек в Тамбове. Что очень важно, она сохранила первоначальный свой вид. Храм сочетает в себе черты разных архитектурных стилей, характерных для эпохи перехода от деревянного зодчества к каменному. Заметно влияние русского стиля: повторяются формы деревянного храма, прежде всего, восьмигранники и шатры. Присутствуют элементы барокко – кирпичные орнаменты, кокошники. Храм похож на некий корабль, который величаво плывет на восток. Особенно это сравнение просится, если смотреть на него со стороны Набережной.
Несколько озадачивает то, что собор высокий и при этом узкий, вытянутый с запада на восток. На боковые стороны будто бы просятся пристройки, чтобы уравновесить конструкцию. Но, вполне возможно, так и было. По бокам отчетливо выделены входные двери в верхний летний храм, к которым, по всей видимости, вели некие лестницы-террасы. Они могли быть деревянными и потому не сохраниться. С левой стороны собора вход на второй этаж остается неприступным. С правой стороны в 1950-е годы была восстановлена лестница в металле. Это удобство появилось по благословению архиепископа Иоасафа (Журманова) и чаяниями настоятеля Покровского собора протоиерея Михаила Сперанского, сыгравшего немалую роль в возрождении Тамбовской епархии в годы Великой Отечественной войны. Также внутри верхнего храма была устроена винтовая железная лестница с балконом для хора, которую впоследствии демонтировали, чтобы расширить пространство.
В архитектуре Покровского собора таится загадка: с правой, южной стороны ярко выражены декорированные окна, с левой, северной стороны окна без оформления, словно просто вырубленные в стене. Возможно, здесь что-то находилось или же стена как-то конструкционно использовалась.
Колокольня, по всей видимости, была открытая: на ней заметны арки. И лестница от притвора к звоннице просматривалась через них. Аналогии прослеживаются в сохранившихся образцах храмов XVIII века: для них как раз характерны солидные лестничные подъемы, узорчатые террасы.
Если вообразить три открытые лестницы, ведущие в верхний храм, арки и своеобразный балкон, то станет понятно, что храм выглядел по-другому: он казался более легким, ажурным, изящным.
ПРЕЕМСТВО
Покровская церковь пользовалась популярностью. Это можно утверждать с уверенностью, поскольку в середине XIX века рядом начали строить более вместительный храм. И посвятили его тоже празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Значит, горожане почитали и его, и историческое место.
И все же факт соседства двух одноименных храмов представляется странным. Разгадку интриге можно найти на страницах истории прихода. В любое время люди прибегают к рациональному расчету, и рациональное часто борется с духовным. Так и при начале строительства возник вопрос: откуда взять тонны кирпича для огромного, по задумке, нового сооружения? Возникла идея разобрать старый храм и пустить стройматериал на новые стены. Но как только об этом подумали, уже возводившийся Новопокровский храм дал сильную трещину. Есть мнение, что это был знак сохранить памятник культуры.
Трехъярусный пятикупольный храм с шатровыми навершиями возвели общими силами – на средства благотворителей и прихожан. Внутри его украсили со всей пышностью: колоннады, ковровая плитка, вызолоченный иконостас, большие иконы и богатая утварь. Приход перешел под новые своды.
СОЛДАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Старая церковь на берегу Цны как бы осиротела. Но ее не покинула жизнь: храм в 1903 году передали военному ведомству. И это случилось в тот самый момент, когда настало время молиться за воинство, ибо вскоре началась Русско-японская война. Так Покровский собор обрел новое положение, став символом Отчизны.
В народе Старопокровский храм прозвали Солдатской церковью. От времен ее «воинского назначения» остался ряд свидетельств. Например, Почаевская икона Божией Матери. На ее обороте написано: в память Русско-германско-австрийской войны, 1914 год. То есть образ прибыл с Запада, от места непосредственной близости фронтов. Другая армейская святыня – бронзовый складень с изображением преподобного Серафима Саровского. На створках есть надпись о том, что он был передан одному из воинских полков. Складень всегда хранится на жертвеннике в алтаре нижнего храма.
ЖЕРНОВА ИСТОРИИ
Покровский собор оказался в эпицентре послереволюционных бурь. Красный террор обрушился на хлеборобный край из-за сопротивления крестьян продразверстке, которое вошло в историю под именем Антоновского крестьянского восстания 1921-1922 годов. Чтобы усмирить бунт, был дан секретный указ с повелением арестовывать участников восстания и брать в заложники их родственников. Несчастных привозили в Казанский монастырь, где базировалась чрезвычайная комиссия (ЧК). Одним из мест сбора была и площадь Покровского прихода. Очевидцы, которые жили рядом в частном секторе, рассказывали, что им приходилось тела грудничков, умиравших на вторые сутки от обезвоживания, прикапывать в своих палисадниках. А взрослых «заложников» после нескольких дней пребывания во временном лагере по прямой дороге ул. Лермонтовской эпатировали и погружали в железнодорожные вагоны недалеко от Петропавловского кладбища.
Восстание было подавлено, но все же повлекло за собой разрушительные последствия. Много пострадала Церковь. Все храмы Тамбова были закрыты, а многие и вовсе уничтожены.
Однако, несмотря на безжалостные разрушения большинства храмов и святынь города, Бог сохранил самые важные – по линии распространения города вдоль Цны. Они устояли благодаря тому, что им нашлось применение. Например, в кафедральном соборе разместился краеведческий музей, в Казанском храме – архив, в Старопокровском – общежитие для рабочих завода «Комсомолец», переоборудованного из находившегося рядом пивного завода «Бавария».
Новопокровский храм был взорван в мае 1941 года. Прихожане той поры увидели в этом варварском акте знак тому, что последует великая скорбь. И она последовала: 22 июня началась Великая Отечественная война.
СВЕТ НАДЕЖДЫ
Общее горе сплотило всех. Важной считалась помощь каждого – и помощь духовенства тоже. Безбожная власть смягчилась в отношении Церкви, увидев в ней мощное патриотическое начало и объединяющую силу. Стали возрождаться епархии, открываться храмы, возвращаться из ссылок священники.
Символично, что в Тамбове в 1943 году верующим передали именно Солдатскую церковь – старинный, намоленный, компактный Покровский собор. Вернее, нижний его этаж. На верхнем еще полгода квартировали рабочие. Высокие потолки их маленьких комнат позволили умельцам устроить своеобразные мезонины, с полатями, с переходами, с подвесными балконами. Из открытых окон могла лететь музыка из патефона или высовываться перина, выставленная на просушку. Конечно, все эти признаки быта не соответствовали святому месту и мешали молитвенному настрою.
Впрочем, поначалу народ не особо спешил в храм, потому что открыла его община, возглавляемая представителями обновленческого духовенства – священником Иоанном Леоферовым и дьяконом Михаилом Добровым. Но вскоре отец Иоанн Леоферов вместе со всей своей общиной принес покаяние и воссоединился с Русской Православной Церковью.
Возрождение Православия в Тамбове началось с Покровского прихода, и особо способствовало этому подъему принятие кафедры святителем Лукой (Войно-Ясенецким) в 1944 году. Хотя храм был уже открыт, в нем отсутствовало самое необходимое. Ни икон, ни священных сосудов, ни риз. Вместо иконостаса висело полотнище. Владыка Лука в первой же своей проповеди обратился к пастве с просьбой помочь благоукрасить церковь. Люди откликнулись сразу. Приносили многое из церковных ценностей, что хранили по домам. Делали утварь из подручного материала, как, например, подсвечник, переоборудованный из самовара. Музейные сотрудники по ходатайству святителя передали епархии облачения и богослужебную утварь. И храм начал оживать.
Святитель Лука собрал под сводами храма монахинь Вознесенского женского монастыря, которые проживали в городе. Была заложена традиция монашеского хора. Кого-то из инокинь Владыка трудоустраивал как санитарок и прачек в госпитали. Они, в свою очередь, помогали ему заниматься делами милосердия, воцерковлять больных, когда святитель-хирург пытался через исцеление тела обратить к вере душу.
На богослужениях архипастырю тоже помогали женщины-монахини. При Владыке Луке было введено послушание алтарницы. В ведении матушек были и ризница с просфорней.
СИМВОЛЫ ЕПАРХИИ
До революции нижний храм собора посвящался святителю Иоанну Златоусту. В свою очередь, архиепископ Лука освятил престол в честь преподобного Серафима Саровского. Думается, это было сделано намеренно: архипастырь понимал, что нужно возрождать символы, которые объединяют всех верующих, и в пределах одного храма создать модель епархии. Событие, которое объединило народ накануне революции, это канонизация преподобного Серафима Чудотворца. А с ней проповедовались идеи старчества, нестяжательства, богомолья, стояния, милосердия.
Регентом монахиней Пелагеей в собор была передана часть от камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский. На четырех гранях этого камня можно увидеть старинную живопись начала ХХ века на сюжеты из жития старца. Святыня эта теперь хранится в стеклянном ларце, что находится в оконном проеме, около Тамбовской иконы Божией Матери.
В Покровском соборе пребывает два старинных списка с Тамбовской иконы Божией Матери. Один из них хранится в алтаре – по всей видимости, тот, что был передан из дома протоиерея Василия Лебедева. Ему как выдающемуся педагогу Тамбовской духовной семинарии, музыковеду, богослову и издателю была преподнесена в дар копия этого чудотворного образа в серебряной ризе. Второй же образ находится в нижнем храме на виду и помещен в большой киот с южной стороны от иконостаса. В киоте по бокам изобразили ангелов: они будто бы держат икону в серебряном окладе. В прежние времена она была украшена еще и царскими крестиками. Потом их убрали.
У этой иконы Богородицы как будто предстоят два святых: по одну сторону изображенный на иконостасе преподобный Серафим Саровский, а по другую – святитель Питирим Тамбовский на иконе, в расположенном рядом киоте.
С северной стороны у иконостаса, параллельно Тамбовской иконе Божией Матери, в таком же киоте стоит икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». По преданию, это чудотворный образ из одноименного храма Вознесенского женского монастыря. Фотография подлинной святыни хранится в областном краеведческом музее – в альбоме известного руководителя ученой архивной комиссии Самоцветова, который успел запечатлеть самые значимые святыни в 1903-1904 годах. К сожалению, серебряная риза с подвесами, крестами, мощевиками и другими дарами, представленная на этом снимке, утрачена. Но по композиции иконы схожи. Очевидцы рассказывали, что Владыка Лука всегда останавливался и молился у этого изображения Пресвятой Богородицы перед выходом из храма.
Перечисляя символы епархии, стоит упомянуть о Вышенской иконе Божией Матери: она свидетельствовала о Вышенском монастыре. Образ привлекал внимание необычным обрамлением – как икона в иконе. Центральный образ Царицы Небесной был вставлен в большой киот, а по его периметру выстраивались изображения многих святых женского достоинства, что может отсылать также и к Вознесенскому женскому монастырю, где одно время пребывала известная чудотворная святыня. Из уст в уста передавалось предание (его даже зафиксировал в своих записях протодиакон собора Василий Малин), будто бы эта икона из Покровского собора – кисти святителя Феофана, Затворника Вышенского. До недавнего времени она находилась в трапезной части с южной стороны. К сожалению, киот от времени рассохся, святыня требует реставрации, поэтому ее перенесли за пределы храма.
Ее место занял Голгофский крест. Он всегда стоял с правой стороны перед аркой, разделяющей нижний храм на две половины. И рядом – иконы Рождества Христова, Божией Матери и Спасителя. В народе это средоточие называли святым углом. Думается, неспроста: даже поверхностный анализ слоев краски времен Великой Отечественной войны приводит к уверенности, что их поновлением занимался сам Владыка Лука, который прекрасно владел кистью, о чем также сохранили предание местные старожилы.
Красной нитью проходит в храме связь с главными святынями и святыми, даже тогда еще не прославленными. Так, например, у входа в храм с правой стороны была помещена икона Божией Матери «Спорительница хлебов» – она указывала на связь с уроженцем Тамбовской земли старцем Амвросием Оптинским, канонизированным лишь в 1988 году. По сути, нижний храм – модель, карта старой епархии, своеобразный святой ковчег, где со времен святителя Луки собраны все символы святости тамбовской земли.
ИСТОРИЯ СВЯТОГО СМИРЕНИЯ
В Покровском соборе оживает одна история святого смирения. О ней напоминает темное изображение Божией Матери с Младенцем на холсте, этот образ также размещен у так называемого «святого угла», у южного края арки, которая отделяет трапезную часть нижнего храма от его центральной части. Сохранилось свидетельство, что эта икона была подарена архиепископом Кириллом (Смирновым) самой почитаемой в Тамбове в начале ХХ века подвижнице Марии Ивановне Черновой. Эта женщина более тридцати лет лежала недвижимо на деревянных досках. Ее еще в молодости разбил паралич, и пока она болела, умерли все ее родственники. Тогда она приказала положить себя на голые доски. Люди, которые за ней приглядывали, стали замечать, что около нее они духовно исцеляются. Бог дал городу великую молитвенницу в век уныния, так называемого декаданса, накануне тяжелых испытаний. Святитель Кирилл, прославленный ныне как священномученик, приехал в Тамбов в 1910 году и, узнав историю Марии Ивановны, сам ее посетил. Владыка почувствовал благодать рядом с этой смиренной мученицей. По распоряжению Владыки Кирилла для Марии Черновой был проведен телефон, по которому она могла слушать богослужения из Казанского монастыря. Таким образом в Тамбове впервые была инициирована своеобразная онлайн-трансляция богослужения.
В начале ХХ века было опубликовано несколько брошюр, где очевидцы описали, что получали от Марии Черновой благодатную помощь, просто посидев рядом с нею. Один из известных фактов зафиксирован в «Тамбовских епархиальных ведомостях»: около постели страдалицы решался вопрос об организации Амвросиевского братства. Люди молились перед той иконой Богородицы, которая теперь находится в Покровском соборе.
После кончины подвижницы в 1916 году этот образ хранили почитатели Марии Черновой, а после открытия храма при святителе Луке передали в Покровский собор. Важно и то, что люди сохранили не только сам образ, но и его историю.
ПРЕДАНИЯ И ФАКТЫ
Покровский собор – обладатель старейших иконостасов в Тамбове. Ни одного дореволюционного образца в городе не сохранилось, лишь небольшие фрагменты. Заботу о восстановлении алтарных перегородок взял на себя Владыка Лука.
Некоторые исследователи 1990-х годов, в том числе и В.А. Кученкова, считали, что иконостасы в Покровском соборе были сделаны при архиепископе Иоасафе (Журманове). Но по свидетельствам очевидцев утверждалось иное: иконостасы делали при святителе Луке. Свет на эту тайну удалось пролить в 1998 году, когда Ольга Васильевна Зимина, очевидец служения святителя Луки, передала уникальную фотографию, где он запечатлен с духовенством на фоне иконостаса нижнего храма. Это оказалось аргументом непреложным.
Впоследствии многажды народная молва подтверждалась документами. Тогда же у прихожан в Покровском соборе были обретены книги с оттисками печати доктора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого. До тех пор этого изображения печати нигде не публиковали.
В день Крымских святых в декабре 2021 года Бог явил еще одно чудо: в Покровском соборе отыскали расходную книгу 1945-1946 годов. Время появления иконостаса давно установили, но еще был вопрос: какие мастера его изготовили. Нашлось два человека, которые рассказали каждый свою версию. Называли имя Ивана Аверина. Но для историков это всего лишь слова. Только спустя двадцать пять лет исследовательского труда удалось найти ответ в документе, где почти на каждой странице указываются суммы, которые тратились на материал для иконостаса в Покровском соборе и зарплату столярам, указана и фамилия одного из них – Аверин. Это был, судя по всему, глава бригады.
Сотрудники краеведческого музея Г.А. Абрамова и Е.В. Романенко, разбирая хозяйственный архив, нашли списки икон, переданных протоиерею Иоанну Леоферову и архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому). При сопоставлении наименований в документах и образов на иконостасе подтвердилось полное соответствие.
Эти иконы находятся на тех местах, какие им определил святитель Лука. С правой стороны, как уже говорилось, образ преподобного Серафима Саровского, в честь которого освящен храм. С левой стороны – образа основателей монашеского делания преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наверху – парные иконы: одной из жен-мироносиц равноапостольной Марии Магдалины и покровителя воинства благоверного князя Александра Невского. Размещение икон необычно, оно говорит о заложенной в иконостас идее возродить память о духовных символах не только епархии, но и всей страны. Расставлены акценты, кому молиться в трудное для Родины время. Ставится в пример не только мужество и патриотизм, но и аскеза, потому что народ был развращен материализмом и отошел от многих духовных традиций. Архипастырь с амвона говорил проповеди о воздержании, о терпении скорбей, о милосердном служении. Тому же научали иконы.
Храм преподобного Серафима Саровского и поныне сохраняется практически в том же виде, как его устроил святитель Лука при открытии. Несколько лет тому назад проводилась реконструкция в алтаре, и когда раскрыли престол, убедились, что там все оставалось нетронутым со времени освящения. Он только сверху закрыт новыми металлическими облачениями. То есть благословение угодника Божия святителя Луки особо почиталось все это время.
В ОБСТАНОВКЕ ТОРЖЕСТВЕННОСТИ
Так сложилось, что нижний храм стал использоваться для будничных богослужений, а для праздничных – верхний, главный в честь Покрова.
Второй этаж собора был освоен не сразу. Иконостас здесь уже точно появился при архиепископе Иосафе (Журманове). Работали над ним те же самые мастера, что и над первым.
По всей вероятности, оригинальный иконостас Покровского храма был многоярусным, об этом говорят желоба с правой и с левой стороны, в которые вставлялись брусы для крепления. От алтарной арки до купола остается много места. Но впоследствии пролет получил оправдание: на восточной стене над иконостасом, которая уходит в купол, в конце 1980-х годов появилась роспись. Она довольно необычная: у Матери Божией с Покровом предстоят местные святые – преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, святители Питирим Тамбовский и Феофан Затворник. Это первое в городе изображение двух новопрославленных святых, удостоверяющее, что в память Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году были канонизированы преподобный Амвросий Оптинский и святитель Феофан, Затворник Вышенский. Кстати, тогда же на территории Покровского собора был устроен крестильный храм в честь святителя Феофана Затворника. Именно там с 1980-х новые поколения людей входили в духовную жизнь.
К Тысячелетию Крещения Руси Покровский собор был украшен и другими росписями. В трапезной части нижнего храма на потолке есть сюжеты из жития преподобного Серафима Саровского, над аркой, разделяющей помещение на две части, изображено собрание святых, в которое включены подвижники Черноземья. В верхнем храме можно видеть еще и лики евангелистов. Изображения не строго канонические, потому что расписывать стены помогали местные художники, привыкшие работать над портретами в советской манере. Проявляются даже некие типажи пропагандистского письма. Конечно, возникает некий диссонанс, но он говорит о переходной эпохе, когда о традициях благоукрашения храма мастера имели весьма приблизительное представление, да и рук, и средств не хватало. Теперь эти росписи придают аромат истории.
К особо примечательным святыням верхнего храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы можно отнести ряд икон. Искусствоведческий интерес представляют два резных киота: один с северной стороны у иконостаса – с иконой афонского письма, на холсте изображена Божия Матерь «Достойно есть»; другой с южной стороны – с поясной, вызолоченной иконой преподобного Серафима Саровского. Они были принесены в Казанский монастырь из Сарова, а при святителе Луке нашли свое место в собрании святынь епархии.
Около канона можно видеть Вышенскую и Почаевскую иконы Богородицы, обе они на бархате и в киотах. Это подарки от протоиерея Иоанна Леоферова, который впоследствии стал архиепископом Калининским и Кашинским Иннокентием. В благодарность Тамбову он прислал эти святыни на молитвенную память общине Покровского собора.
С правой стороны, в углу, находится икона великомученика Пантелеимона Целителя. Ее хранителем был протоиерей Василий Малин, а ему, в свою очередь, эту икону передала одна из медицинских сестер, которая трудилась сестрой милосердия еще в Первую мировую войну. Икона афонского письма, выписанная на сусальном золоте. Часто от нее идет благоухание.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Покровский собор оставался центром духовной жизни вплоть до перестроечных времен. И когда в 1988 году по всему Советскому Союзу прокатилась волна грандиозных церковных торжеств в честь Тысячелетия Крещения Руси, в Тамбове праздник прошел у храма на Цне. В день равноапостольного князя Владимира на площади перед собором была устроена сень, украшенная цветами, под ней был установлен престол, и епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан) с духовенством епархии служил Литургию на улице. Вдохновенно пел хор, пели священники, молились сотни прихожан. Все от мала до велика ощутили духовный подъем.
С этого момента началось полноценное возрождение Русской Православной Церкви. Обращались к вере люди, открывались храмы, являлись из-под спуда святыни.
В том же году Тамбов обрадовало чудо второго обретения мощей святителя Питирима Чудотворца. Считалось, что они утрачены. Впрочем, ходили слухи, будто бы они не покидали города. У оконца в нижнем этаже флигеля Спасо-Преображенского собора, где располагалось фондохранилище областного краеведческого музея, люди зажигали свечи. Чутье не обманывало горожан. Но только когда подошло время, хранители этой тайны – старейшие сотрудники музея – указали на заветное место в запасниках. Владыка Евгений приехал немедленно и забрал несколько свертков с частями мощей, даже не дожидаясь официального оформления акта передачи.
Архиерей привез мощи в Покровский собор и положил их на втором этаже с левой стороны перед алтарем. Для них была сделана резная деревянная сень, которую затем, в 2014 году уже в Спасо-Преображенском соборе, вызолотили по благословению митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия. Также Владыка Евгений заказал в Санкт-Петербурге икону святителя Питирима в полный рост, которая украсила крышку раки изнутри.
С северной стороны Покровского храма в нише закрытого окна по благословению Владыки Евгения был в полный рост изображен святитель Питирим. Эта икона осталась на месте по сей день как свидетельство того, что здесь после второго обретения находились мощи Тамбовского Чудотворца. Они пребывали в Покровском соборе пять лет.
В 1993 году мощи святителя были перенесены крестным ходом в возвращенный Церкви Спасо-Преображенский кафедральный собор. В память этого события была даже изготовлена медаль с изображением святителя Питирима Тамбовского.
ВЫСОКИЙ СТАТУС
Покровский храм, как уже упоминалось, сам по себе небольшой по размеру, а имеет особый статус собора. С 1943 по 1993 годы, ровно пятьдесят лет, он действительно служил в статусе кафедрального собора – главного храма Тамбовской епархии. Все епископы, от Владыки Луки (Войно-Ясенецкого) до Владыки Евгения (Ждана), основные свои богослужебные труды полагали в этих старинных стенах. Храм, единственный в городе в советское время, помнит, как служили по четыре, а то и более Литургий, используя приставные престолы. На Пасху можно было совершить по две службы в верхнем и нижнем храмах и еще одну – на улице, если позволяла погода. Имя собора оказалось для Покровского храма символичным: он собирал и объединял народ, и он стал свидетелем подвига сонма тамбовского духовенства в непростые для Православия времена.
В 1993 году Тамбовская кафедра вернулась на положенное место – в Спасо-Преображенский кафедральный собор, из которого тогда выехал Тамбовский областной краеведческий музей. Но Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетив Покровский храм, благословил сохранить за этим памятником истории статус собора на вечные времена.