С нашими читателями делится своим опытом кандидат исторических наук, кандидат богословия протоиерей Виктор Лисюнин, который регулярно проводит экскурсии по святым местам областного центра.
НИЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ
Паломничество давно полюбилось православному народу. Да и люди светские, невоцерковленные не прочь отправиться в познавательные путешествия по святым местам. Неотъемлемой частью паломнической культуры стала экскурсионная практика.
В 1990-е и 2000-е годы она больше ориентировалась на запросы общества. К сожалению, наблюдалось засилье так называемых «эпатажности» и «фейковости». Брались во внимание кричащие факты, иногда абсурдные истории, легенды, даже домыслы. Они шокировали, будоражили, захватывали, но не служили делу образования, поскольку не совсем соответствовали истине. Человек в итоге оставался лишь потребителем. Сейчас же появляется понимание, что надо не развлекать, а просвещать. Доносить до людей правду и проводить идею созидательности.
ДУХОВНЫЕ ИДЕИ
Идея созидательности как раз лежит в основе Тамбова. Один из известных писателей второй половины XVIII века Андрей Тимофеевич Болотов вспоминал, как, заезжая в Тамбов, увидел гряду куполов и восхитился этой красотой. В свое время профессор Державинского университета Юрий Александрович Мизис нашел гравюру города того времени, где видно это ожерелье, которое сейчас Тамбовская епархия пытается по возможности восстановить.
С появлением архитектурных доминант – храмов и колоколен – мы начали обретать историческое лицо города. Узнав об этом, осенью 2022 года к нам приехали журналисты телеканала «Культура», чтобы сделать очередную передачу из цикла «Письма из провинции». Это люди светские, но им интересна духовная история. Они удивились, как много у нас церквей. Но это еще что! До революции в Тамбове их насчитывалось более сорока. Из них устояли лишь несколько. Хорошо сохранились те, в которых располагались учреждения культуры: в Спасо-Преображенском соборе – краеведческий музей, в Казанском храме – архив, в Лазаревской церкви – кинотеатр. Два монастырских храма – Иоанно-Предтеченский и в честь иконы «Всех скорбящих Радость» – епархия подняла практически из руин. Нас обезглавили, уничтожили главные красоты города, все площади теперь пустые, а раньше на них красовались изящные храмы, и каждый со своей неповторимой архитектурной стилевой особенностью. Аромат этой красоты можно слегка почувствовать по сохранившимся старинным фотооткрыткам, которые, как осколки былой славы, так скрупулезно пытаются теперь собрать коллекционеры.
Архитектурный облик города вроде бы возрождается. Но когда идет экскурсия, возникает некий культурный диссонанс, который заставляет обращаться к трагическим событиям столетней давности. У нас перед паломниками и особенно туристами острые, мрачные темы пытаются заретушировать, но это малодушие: мы боимся дать этим темам правильный контекст.
Говоря о сфере так называемого экскурсионного сопровождения, необходимо понимать, что сегодня нельзя относиться к своему народу с позиций потребительства, будто его надо лишь развлекать. Замалчивая то, что кажется неинтересным, раздражающим, как-то крестьянское восстание, уничтожение храмов, осквернение святынь, мы рисуем неполную картину прошлого, оставляя у людей вопросы. Выстроить единую линию помогает теологический, богословский контекст. Также обязательно нужно показывать преемственность традиций. Например: рядом со Спасо-Преображенским собором находится мемориал советской эпохи – «Вечный огонь». Стилистически он сделан как древнее святилище. Но, несмотря на разные идеологические эпохи и стилевые особенности, для нас это святыня. Даже в самом слове «вечный» заложена мысль о Царствии Небесном. Если же мы обратимся к ветхозаветной истории, то вспомним, что рядом со скинией находился жертвенник, в котором всегда горел огонь. Вечный огонь – некий образ жертвенника, лампады перед святым местом – собором, где наши предки дали обет служения Богу, царю и Отечеству. Советское наследие, связанное с подвигом самопожертвования во время Великой Отечественной войны, – эхо христианского жертвенного служения. Эта идея-символ объединяет памятники советской эпохи со святынями нашего Отечества дореволюционной поры.
ПУТИ СЛУЖЕНИЯ
Сам Тамбов создан по обету, по обещанию. Город-крепость был основан, когда прокатилась страшная беда – Смутное время. Против Руси на западе был образован блок, Польша шла войной, пытались наши земли взять в клещи, и чуть было не расчленили страну. Но в тот критический момент явились духовные символы – Патриарх Гермоген, Казанская икона Божией Матери, возобладали идеи покаяния, всепрощения, братолюбия, соборности. Они объединили народ. И они распространились дальше, их на южные рубежи принесли первые русские поселенцы.
Многие школьники не понимают смысл Дня народного единства. Чтобы объяснить, надо погружать в контекст. Его мы можем дать в Казанском мужском монастыре, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, на площади у Вечного огня.
Кафедральный собор является ярким примером. На Пасху 1636 года на этом месте был основан храм, но посвятили его не Воскресению Христову, а Преображению. Предки наши дали обет послужить Богу на этом, тогда передовом краю нашего Отечества – освоить и облагородить «Дикое поле».
Идея преображения отражена и в самом названии Тамбова. Во время экскурсии позволительно этим вопросом спровоцировать группу, чтобы вызвать реакцию слушателей и заострить внимание. Например, пересказать легенду, которая в 1990-е годы особенно полюбилась православным тамбовчанам. Она гласит, что поверженные защитниками крепости татары, когда бежали, кричали в испуге: «Там Бог!». Но рассудительный человек на такое толкование только ухмыльнется: не будут татары кричать на русском языке, когда им страшно. Тут самое время подвести людей к другой трактовке: «Тамбова» по-мордовски (а мордва – коренной народ этих мест) или «омут», или «болотистая местность». И получается, что из болотистого места, среди топей образовалось место, где теперь обитает Бог, где сады, святыни – красота Божьего мира. Важно помнить, что при строительстве Тамбова первое здание города посвятили Богу – это храм, дом Божий – дом для всех. Переселенцы заранее изготовили сруб, привезли и установили его. Пасхальная служба открыла дыхание города, а Преображенский храм стал своеобразным символом сердца города, которое бьется во славу Бога для созидательного преображения нашего края. Идея служения воплощается и в Казанском мужском монастыре. Тамбов построен после чуда Казанской иконы Божией Матери. Вполне вероятно, что одной из первых икон, которыми освящался город, как раз и стал Казанский образ. Чтобы освоить новые территории, требовался символ, способный объединить. После Смутного времени таким символом стала икона Богородицы-Заступницы. Именно ей посвятили тамбовскую обитель. Как только была демонтирована обветшавшая деревянная крепость, монастырь оказался своеобразным кремлем – средоточием святынь и памяти. Через него, можно сказать, прошли все поколения тамбовчан, здесь началась социальная история, в нем были заложены основы градостроительства и традиции благотворительности, отсюда исходил патриотический почин. Территория кремля в наши дни обросла новыми символами, причем может показаться – разнородными. Прямо перед Казанским собором стоит памятник Герою Советского Союза – Зое Космодемьянской, которая является олицетворением героизма советского народа. С другой стороны на реку взирает композитор Сергей Васильевич Рахманинов, который, выехав за границу, не перестал любить Родину и помогал ей в годы Великой Отечественной войны. С третьей стороны установлен памятник жертвам Антоновского восстания. Обитель – место, политое кровью. Сто лет назад в ее стенах заседала ЧК, туда привозили арестованных, некоторых из них расстреливали. В монастырь доставили и тела лидеров крестьянского восстания – братьев Антоновых, их показывали горожанам для устрашения. В центре этого треугольника – крест, образованный монастырскими зданиями. Крест – образ подвига России. И было три пути крестоношения, по которым пошли предки: верность родной земле и смирение с новым укладом жизни, эмиграция и любовь своего Отечества за рубежом, сопротивление жестокосердию и жертвенность за свои духовные традиции. Народ хранит память обо всех, и появление трех памятников вокруг кремля не совпадение, а закономерность, так как Казанский монастырь – алтарь славы города.
ТРАДИЦИИ ДОБРОДЕЛАНИЯ
Гости Тамбова обязательно посещают два домамузея – усадьбу Асеевых и келью святителя Луки Крымского. Казалось бы, роскошный дворец и маленький дом: может ли их что-то роднить, кроме берега Цны? Благотворение. До революции меценатство считалось своеобразным социальным лифтом. Именно оно позволило Асеевым выбиться в люди: богатая семья помогала семинарии, духовным школам, богадельням, Варваринской церкви. Так что великолепный особняк, который в наши дни стал визитной карточкой города, обязан своим появлением щедрости хозяев в пользу общества. Жертвенно служил народу на тамбовской земле и святитель Лука: во время Великой Отечественной войны спасал жизни больных и раненых, нес слово Божие в массы.
Таким образом, символы города надо рассматривать в историческом и богословском контекстах, объединяющих, казалось бы, разные культуры и разные эпохи. Следует говорить о том, что нас объединяет, а не разобщает. Конечно, в свое время были определенные перегибы, о которых тоже не стоит умалчивать. Но идеи служения, жертвенности, братолюбия питали русскую культуру всегда и сохраняют наше духовное единство, дарованное нам Богом через нашу великую духовную культуру. Это Благовестие можно увидеть во время экскурсионно-паломнического анализа в городе Тамбове