Таинство Покаяния: средство очищения души и посыл к духовному совершенствованию

27 июня, 09:17 Александра Михайлова Прочитали 2 301 раз
Изменяться к лучшему

На ряд распространенных вопросов об исповеди корреспонденту издания ответил священник Виталий Щербаков.

– Батюшка, несмотря на обилие информации о церковных канонах и традициях, некоторым людям непонятно: для чего необходимо исповедоваться?

– Ничто нечистое не войдет в Царство Небесное. В Таинстве Причащения мы соединяемся со Христом. Соответственно для Христа должно быть подготовлено святое место. Таинство исповеди как раз позволяет нам очистить душу, признав свои немощи, раскаявшись в том, что мы совершили против Заповедей Божиих.

В Таинстве Покаяния те сети, которыми дьявол окружает нас, просто разрываются. Его козни не вменяются ни во что. То, что вписывается в книги грехов, свидетельствуя против нас, Таинство стирает и омывает. Это великий дар Божий.

– Многие люди признаются, что на исповеди каются в одних и тех же грехах. Как избежать того, чтобы исповедь стала формальностью и неким пропуском на Причастие?

– Здесь надо провести разделение. С одной стороны, грехи мы совершаем одни и те же на протяжении тысячелетий. Дьявол ничего нового не придумал. Он порой достаточно испытанное облекает в некие новые формы, но если приглядеться, то суть остается без всяких видимых изменений. Люди порой удручаются, что впадают в одни и те же грехи. Я в таких случаях задаю вопрос: вы дома постоянно убираетесь? Ответ звучит утвердительный. Пыль меняет свой цвет? Она становится фиолетовой, зеленой, красной? Нет, она всегда серая. И она снова ложится на поверхности. А вы все равно ее вытираете раз за разом, чтобы дома было чисто. Какой бы грех ни повторялся, все равно боритесь, старайтесь преодолеть это в себе.

Второе. Слово «исповедь» – производное от слова «ведать», знать. То есть исповедоваться – значит, поведать, рассказать, чтобы об этом узнал Господь, Которому и так все известно. Не совсем правильный перевод был когда-то сделан: по-гречески название Таинства Покаяния звучит как «метанойя», и здесь ближе по смыслу слово «изменение». Человек должен не просто констатировать, в чем грешен, он должен постоянно стараться изменяться к лучшему. Мы понимаем, что грехов у нас много, но какой-то один, два или три нас наиболее тревожат. Тогда давайте поочередно браться за каждый из них. Меньше раздражаться, меньше осуждать и так далее. Преодолев одно, двигаться дальше. Господь нас награждает за борьбу со грехом. Бороться мы можем вполне, изменяясь к лучшему. Поэтому Таинство Покаяния – процесс изменения. Когда так, оно не может быть формальностью. Формально можно зачитать список грехов, а бороться формально нельзя. На самом деле это большая внутренняя работа.

– Отец Виталий, обязательно ли перед Причастием исповедоваться?

– Предусмотрены случаи, когда христианин может причащаться, не исповедуясь предварительно. Они обговорены в документе «Об участии верных в Евхаристии», который был принят на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2017 году. Если человека ничем не отягчает совесть, если он часто исповедуется и причащается – допустим, на Светлой седмице приступает к Таинствам ежедневно. Это не говорит о том, что он не совершает грехи, но он борется с ними, в течение всей недели старается держать себя в строгости. Однако даже в таком случае приступать к Христовым Таинствам позволительно лишь с благословения духовника, который знает человека и его устремления.

Это разрешение может распространяться лишь на небольшой промежуток времени. Мы знаем: даже святые надзирали себя, постоянно в себе находили проявления несовершенства. Грех-то может быть явный, а может быть и мысленный. Мы порой улыбаемся своему собеседнику, а в сердце своем его осуждаем.

Исповедоваться можно в любое время, не обязательно перед Причастием. Если, например, человек в течение дня совершил грех, который его мучит, то он может прийти в храм, попросить священника поисповедовать его. Священник должен внять просьбе и принять Таинство Покаяния.

– Что делать, если человек не может преодолеть психологический барьер и заставить себя приступить к исповеди?

 – Есть такое понятие, как ложный стыд. Нужно понимать, что Господь знает нас со всеми нашими плюсами и минусами. Мало того, на Страшном суде мы предстанем во всей нашей красоте или во всей нашей греховности. Исповедуется человек не священнику, который порой такой же грешный человек и так же борется со своими страстями, немощами. Нужно понимать, что исповедь совершается Богом. Перед исповедуемым на аналой кладутся Крест и Евангелие – видимые образы Господа Иисуса Христа. Крест – это Его распятие, смерть и Воскресение, а Евангелие – это проповедь Слова Божия. В этих видимых предметах невидимо предстоит Господь, принимающий покаяние от людей.

Даже священник, читая разрешительную молитву, произносит: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Священник – только свидетель на исповеди. Свидетель чистоты, искренности, покаяния. Мы, конечно, за редким исключением не обладаем даром прозорливости и не можем знать, насколько человек искренен. Поэтому он предстоит пред Богом, Богу рассказывает, что произошло.

При этом нужно отличать ложный стыд, когда человек что-то скрывает, от нашей забывчивости. Бывает, человек отошел, еще что-то вспомнил. Тогда он в следующий раз поисповедуется или может подойти снова, от этого Таинство не теряет своей действительности. А когда человек намеренно что-то скрывает, тогда дело другое. Господь неоднократно являлся людям во время Таинства Покаяния, и когда священник прощал и разрешал, Господь говорил: а Я не прощаю и не разрешаю. Этот ложный стыд нужно преодолевать детской искренностью во взаимоотношениях с Богом.

У человека, допустим, страшная язва на теле и одновременно насморк. Он придет к врачу: доктор, вылечите мне насморк, а гниющие вещи я не буду показывать, мне стыдно, ни у кого же больше такого нет. Маловероятно, не правда ли? Он поспешит и насморк лечить, и язву тем паче. Чего же здесь-то бояться? Мы, священнослужители, тоже периодически исповедуемся духовникам. Сам Святейший Патриарх исповедуется.

– Исповедуясь, стоит подробно расписывать свои грехи или поберечь слух священника?

– Нужно отличать грех от истории греха. Опять разделим на две части. Исповедь – это когда человек приходит к Богу, говорит: я перед Тобой грешен в осуждении, в небрежении, в тщеславии и так далее. А есть такое понятие, как духовная беседа. Когда человек приходит не просто констатировать, поведать, в чем он грешен, но ему нужно поделиться своей болью и спросить совета. Как, допустим, выстроить борьбу с грехом, как преодолеть ложный стыд? Он может попросить батюшку с ним побеседовать. И здесь он может рассказать, что его тревожит, откуда это пошло. Опять же сравнение с доктором. Человек жалуется: чихаю. Врач скажет: ОРЗ. А если пациент добавит, что стоял в холодной воде, простудил ноги, то врач на всякий случай проверит почки, легкие, чтобы, поставив диагноз, выстроить правильное лечение. В духовной жизни абсолютно так же. Есть люди, с которыми мы постоянно общаемся, знаем их семейные обстоятельства, духовную жизнь, и там нет необходимости в каких-то подробностях. А бывает, человека что-то гнетет, тревожит, и предыстория может быть очень большой. Не надо стесняться попросить священника о духовной беседе. Священники, как правило, уделяют, сколько необходимо, времени, чтобы поговорить с прихожанином.

– Если человек на исповеди сказал о каком-то постыдном грехе, потом отношения между ним и священником не меняются?

– Нисколько не меняются. Отношения на исповеди – отношения человека с Богом. Священник только свидетель. Болезни тоже бывают разные. Бывают стыдные. Но человек приходит и лечится. И отношение врача не должно меняться.

Мы вспоминаем евангельские слова о том, что больше радости на Небесах об одном кающемся грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии. Поэтому когда человек приходит, какие бы он ни называл грехи, стараясь искренне раскаяться и измениться, только радость за него, что он познал Бога, и молитва о том, чтобы он остался с Богом. Потому что бывает так: покаялся, начал духовную жизнь, а потом опять закрутило, и опять ушел. Может, он вернется. Но мы должны понимать, что следующая минута не в нашем распоряжении.

– А если человек кается в душе, но не участвует в исповеди, ему грехи прощаются?

– Все-таки Таинство установлено Господом, и к нему необходимо прибегать. Это печать покаяния. Можно считать в душе, что мы съели гуся с яблоками. Мы насытимся? Думаю, вряд ли. Как можно разделять внутреннюю веру и Церковь Христову? Между тем нужно отличать ситуацию от ситуации. Бывают обстоятельства критические, как, например, во время боевых действий. Человек раньше не задумывался о Боге, а на грани жизни и смерти приносит Ему искреннее покаяние за все, что он совершил плохого. В порядке исключения, думаю, Господь приемлет покаяние и прощает.

– Исповедь часто проходит посреди храма, и многих смущает, что окружающие могут услышать, о чем говорит человек…

– Придите в храм, постойте рядышком, и вы поймете, что почти ничего не слышно. Исповедующиеся наклоняются к священнику достаточно близко. Обычно говорят тихонечко. Другое дело, что есть люди, которые хотят, чтоб их услышали, но они при этом не стесняются. Не надо смущаться. По большому счету, приходят в храм не кого-то послушать, а Богу помолиться. Тем, кто стоит вокруг, самим нужно подготовиться к Причастию, посмотреть внутрь себя. Так что им не до тайн брата.

– Правильно ли использовать записки?

– Да, можно использовать. Наша память ограничена, а на исповеди охватывает волнение. Записка к тому же дисциплинирует.

С другой стороны, неправильно, когда человек открывает Молитвослов и из покаянной молитвы на сон грядущим просто переписывает грехи. Надо подумать, применимо это к тебе или неприменимо. Бывает, человек говорит: каюсь в мшелоимстве. А что такое мшелоимство? Не знает. Так, на всякий случай записал. Мшелоимство – приобретение ненужных вещей.

Нужно понимать, что любое Таинство – добровольный выбор, и подходить к нему нужно осознанно.

Записку, как правило, после разрешительной молитвы священник разрывает и возвращает кающемуся. Ее можно отдать на сжигание в церкви либо уничтожить дома, если есть такая возможность.

– Благодарю за подробное объяснение. Оно еще раз напоминает нам о том, где следует расставить приоритеты.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер