О том, какой была отечественная гитара, рассказал тамбовский гитарный мастер

1 апреля, 18:49 София Сиротенко Прочитали 3 415 раз
Фото: Из личного архива героя
Струны души

Много есть тех, кто играет на гитарах, но мало тех, кто их создает. Тамбовским профессиональным музыкантам повезло, что в нашем городе живет человек, который делает гитары своими руками. За годы работы Александр Пашенцев получил признание не только на городском и областном уровне – наш изготовитель классических гитар известен по всей России и даже за рубежом. Его инструменты поступают в музыкальные магазины Америки, Германии, Италии, а играют на них профессионалы из Израиля и Франции. Об успехах и буднях гитарного мастера – в нашем сегодняшнем материале.

ГИТАРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

- Это магазин Торрес, его сотрудник делает обзоры на музыкальные инструменты. Это композитор Нико Арчелия. Он живет в Липецке и записывает свою музыку. Это музыкант из Москвы. У него в руках моя еще старая-старая гитара, я такие сейчас не делаю. А вот это французы, - Александр Пашенцев то и дело останавливается на разных видео в телефоне, чтобы показать, как звучат его гитары в руках музыкантов.

Сотрудничество с компаниями и солистами, как отечественными, так и зарубежными, началось для нашего героя более десяти лет назад. Тогда он серьезно занялся созданием и совершенствованием гитар. Появились собственные схемы и первые клиенты, желающие отремонтировать или получить новый инструмент. В этой сфере Александр работает двадцать лет. Все это время он экспериментировал, искал лучшие компоненты для изготовления музыкального инструмента.

- Когда только начинал работу в этой отрасли, сказал сам себе, что у меня будет собственная конструкция, неповторимая схема и дизайн. Хотелось, чтобы заказчики выбирали именно меня, потому что я делаю инструменты с оригинальным строением, - вспоминает Александр Пашенцев. - Со временем понял, что предыдущие гитарные мастера столетиями конструировали и совершенствовали этот инструмент. От общепринятых схем далеко не уйти, если нужно создать качественный экземпляр.

Изначально гитара была камерным инструментом, играли на котором преимущественно в небольших помещениях. Когда к инструменту пришла известность, появились первые поправки в строении: пришлось совершенствовать стенки, чтобы сделать звук громче. Качественная современная гитара – это мощный инструмент, который отлично играет и в камерном помещении, и на большой сцене.

ОСНОВА

Минуя сложные профессиональные термины, гитарных дел мастер рассказывает, что первым делом создает задние стенки гитары. Причем делаются они не из одной деревянной пластины, а из двух. Позже их скрепляют клеем, и получается полноценная фигурная задняя стенка. Таких стенок может быть несколько – делается это для глубокого, мощного звучания инструмента.

- На моих гитарах нет болтов, все держится на клее, и это не просто так. Звукообразование здесь зависит от всего - грифа, верхней и нижней деки, материала, настройки, - объясняет Александр. – Свою стандартную схему создания гитары я уже придумал и работаю в основном по ней, хотя и стараюсь пробовать что-то новое. Но некоторые музыканты просят создать инструмент, который бы подходил под их анатомические особенности. Например, недавно мне писал мужчина с Якутии и просил сделать гитару с широким грифом – у него руки большие, и на стандартном экземпляре ему играть неудобно. Другой музыкант захотел накладку на деку для поддержания локтя. Еще один, над заказом которого я сейчас работаю, попросил сделать саундпорт (круглое отверстие на обечайке, возле грифа. – Прим. автора) с магнитной крышкой, чтобы он мог слышать себя во время игры. Подобные просьбы я без проблем выполняю. Музыкантам ведь важно не только звучание инструмента, но и то, чтобы он был удобен для них самих.

Гитарных дел мастер может много говорить не только про строение своих и чужих инструментов, но и про материалы, которые требуются для их изготовления. Связано это с тем, что Александр Пашенцев много экспериментировал как с деревянной основой, так и со всевозможными лаковыми покрытиями.

- Раньше я много ездил по конкурсам гитарных мастеров. На одном из них в Пензе занял третье место – начудил с масляным лаком. Одно время покрывал им все свои инструменты. Одна из особенностей этого покрытия – из-за него дерево делается матовым, а не блестящим и, как следствие, «немодным». Пусть первое место я тогда не занял, зато завоевал приз зрительских симпатий – все признали, что моя гитара звучала лучше остальных, - вспоминает Александр.

На подобных конкурсах инструменты Пашенцева никогда не остаются без внимания. Однажды он даже занял одновременно первое и второе места – привез на конкурс две работы.

В ДУШЕ МУЗЫКАНТ

История Александра как изготовителя началась с подросткового желания освоить игру на гитаре. Занимался будущий мастер у Сергея Бизяева, который в то время был известным в Тамбове музыкантом. - В какой-то момент мой учитель вместе со своим знакомым захотел лично изготавливать гитары. Я смотрел, как они работают, и понял, что сделать инструмент своими руками абсолютно реально. Да, в этой работе есть свои особенности, но оказалось, что качественный инструмент можно сделать самому, - рассказывает Александр.

– В свое время я окончил музыкальную школу, но в плане игры сильно не продвинулся. Решил, что для этого нужны особые задатки, которых у меня нет. В итоге профессионалом в игре не стал, но любовь к инструменту осталась.

Осваивать необычную профессию пришлось основательно – изучать книги и сайты, следить за работой других гитарных мастеров. Бывшие учителя Александру не подсказывали, как и из чего делали инструменты. Пришлось разбираться самостоятельно.

- Скажу откровенно, русская школа гитаростроения ограниченна, хотя и есть интересные мастера. В Российской империи было уникальное направление русской гитары. Наш инструмент отличался от других формой и количеством струн. Но уже в Советском Союзе это направление не развивалось, да и закрытость нашего государства не позволяла людям видеть, как развивается гитаростроение в других странах. Зато сейчас наши гитарные мастера ориентируются на опыт зарубежных коллег, - говорит Александр.

Иногда гитарному мастеру пишут желающие освоить ремесло гитаростроения. Такие сообщения приходят не только от жителей Тамбова и области, но и из других городов России и прочих стран. В обозримом будущем Александр не планирует брать себе подмастерье. И это не из-за желания утаить технологию создания инструмента, а от банального недостатка времени.

- Хочется самому что-то делать, продолжать совершенствоваться. К тому же сейчас у меня много заказов. В среднем я делаю две гитары в месяц, но в феврале, например, осилил четыре, - рассказывает Александр. – Может, когда стану старше, подустану от работы. Тогда возьму учеников, которые будут трудиться, а сам стану наблюдать за ними и подсказывать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер