Звуки Музыки

3 февраля, 10:43 Арина Орлова Прочитали 4 292 раза
Фото: Вадим Панов
Совместное выступление Тамбовского академического симфонического оркестра и восходящей звезды исполнительского академического искусства Евы Геворгян дало старт Году Рахманинова в Тамбовской области.

Дверь в стене приоткрывается, пропуская с морозного январского воздуха внутрь, в нагретое тело концертного зала. Из-под портьеры сюда, в закуток у бокового входа, доносятся звуки – звуки музыки. Рахманинов абсолютно узнаваем. Я плохо знаю классику, но что-то в этих колебаниях воздушных масс с первых нот убеждает – это он. Почерк гения ни с чем не спутать.

А звуки… Глядя из-за портьеры на пианистку, солирующую сейчас с оркестром, понимаю, что она вся – там, в них, в этих сплетениях нот и пальцев. Ей восемнадцать, и она - лауреат более пятидесяти международных конкурсов. Среди них - конкурс пианистов имени Роберта Шумана, конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, юношеский конкурс пианистов имени Клиберна, Чикагский музыкальный конкурс, конкурс пианистов имени Шопена. Она - единственная в мире обладательница титула Young Yamaha Artist. В 2019-м получила Международную премию в области классической музыки в номинации «Открытие года», стала лауреатом Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», дала сольный концерт в лондонском Альберт-холле. Сотрудничает с  самыми прославленными симфоническими оркестрами России и  мира.

Сегодня она – в Тамбове, рядом с ней – Тамбовский академический симфонический оркестр имени Рахманинова во главе с Алексеем Моргуновым. Завтра – концерт. Первое совместное выступление с тамбовскими музыкантами. Первый концерт оркестра в рамках Года Рахманинова. Сейчас – репетиция. Наверное, выкладываться на всю катушку необязательно. Но слыша то, как «работает» Ева, как играют музыканты оркестра, чувствую – мурашки холодными мелкими точками скачут по спине.

Завтра Ева Геворгян с блеском отыграет с тамбовским оркестром рахманиновскую Рапсодию на тему Паганини, зал будет аплодировать стоя. А сейчас она сидит напротив меня и по-детски увлеченно скороговоркой отвечает на мои «умные» вопросы.

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

- Почему все-таки фортепиано? Вообще это первое, что приходит в голову при упоминании девочек в музыке. Не хотелось чего-то более оригинального? Я не знаю – контрабас, волынка…

- У меня с этим связана очень смешная для меня история. Моя мама альтистка. Я родилась, когда она училась на первом курсе консерватории. И я дома с самого раннего детства слышала, как она занимается, готовится к экзаменам, концертам, и хотела быть похожей на нее. Поэтому все время выпрашивала маленькую скрипочку - детей учат играть на ней, сразу давать альт ребенку нельзя. Когда мне было года три, мама купила эту скрипочку, и я буквально через три дня ее разломала – раскрутила колки, порвала струны. Хотела, чтобы у меня сразу все получалось, но так ведь не бывает. После этого мама сказала – всё, теперь никакой музыки. Но бабушка, большая любительница классики, посоветовала – ну отдай ее хотя бы в обычную школу, пусть для начала погрузится в мир музыки. Правда, там все продвигалось очень медленно. А мама видела, как я хочу этим заниматься. Поэтому в пять лет поступила на подготовительное отделение Центральной музыкальной школы, а потом уже пошла в первый класс ЦМШ. Так все и понеслось.

 

- Сколько времени проводила за инструментом, когда начинала заниматься, и сколько проводишь сейчас?

- Когда набирала базу, то занималась много – по восемь-девять часов в день. Это было просто необходимо. Сейчас так усиленно ежедневно не играю – очень много концертов. А это постоянные перелеты, переезды. Иногда просто сложно даже найти инструмент.

Кроме того, я в настоящее время учусь в двух вузах – в Московской консерватории и Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде. Вот буквально вчера прилетела из Испании, чтобы дать концерт в Тамбове.

К сожалению, очень сложно найти время, чтобы заниматься помногу. Когда нет большого перелета, стараюсь играть пять-шесть часов в день. Вообще считается, что это не очень много.

 

- Упорство и усидчивость – обязательная черта крутого музыканта? Бывает такое, что приходится заставлять себя подойти к инструменту?

- Конечно! Мы же все живые люди. Играть по несколько часов в день – это тяжелый труд, и он иногда надоедает. Никому не нравится рутина, дисциплина. Но без этого никак. Если хочешь чего-то достичь, просто таланта недостаточно. Надо себя заставлять.

 

- А влияет ли конкретный инструмент на формирование профессионализма музыканта? Можно ли стать настоящим профессионалом, если играть только на «дровах»?

- С пианистами – особая история. Тот же скрипач или виолончелист носит свой инструмент с собой, и, естественно, ему важно, что это за инструмент. А мы все время играем в разных залах и, конечно, не можем везде таскать за собой рояль. Да, есть те, кто это делает, но это уже мастера высочайшего класса. А большинству приходится приспосабливаться к каждому конкретному инструменту. Это и есть профессионализм. Хороший музыкант даже на «дровах» должен уметь исполнить музыку, а не просто извлекать какие-то звуки.

 

- Ты уже работала со знаменитейшими дирижерами. Кто из них произвел лично на тебя самое неизгладимое впечатление?

- Действительно, уже пришлось поработать со множеством гениальных мастеров. Благодарна судьбе, что довелось сотрудничать с такими вершинами, как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Сладковский. Это дирижеры, работа с которыми оставила после себя неизгладимое впечатление.

Сегодня состоялась наша первая репетиция с Алексеем Моргуновым. Мы познакомились с ним на Рахманиновском конкурсе, и я очень рада тому, что он пригласил меня дать совместный концерт в Тамбове. Поражена тем, как он работает, каким прекрасным коллективом руководит. Жду не дождусь завтрашнего выступления.

 

- С кем тебе лично удобнее работать -  с человеком, который говорит, как именно ты должна сыграть, или с тем, кто дает тебе как музыканту определенную свободу действий и спрашивает твое мнение?

- Конечно, приятно, когда дирижер обращает внимание на твою точку зрения, но я стараюсь находить общий язык со всеми. Тем более что с большими мастерами особо не поспоришь.

 

- А как тебе Алексей Моргунов как дирижер, как показался коллектив во время репетиции?

- Коллектив на самом деле потрясающий. Я увидела огромную разницу между первым проигрыванием произведения и вторым. Между этими двумя проигрываниями дирижер сказал очень много правильных вещей, и я была поражена, как оркестр слушает его и моментально схватывает то, что он хочет донести до музыкантов. Алексей Моргунов – очень приятный человек и настоящий профессионал. Мы очень быстро сработались. На мой взгляд, это прекрасное начало сезона. Очень рада тому, что мне довелось в нем участвовать.

 

- Как вообще все это сложилось?

- Предложение сыграть совместный концерт поступило от Алексея, и я очень благодарна ему за это. Когда мы познакомились на конкурсе Рахманинова, он спросил, могу ли я приехать в Тамбов для выступления, и я сразу же согласилась. С удовольствием приеду еще раз, если появится такая возможность.

 

- Раз уж мы заговорили о Рахманинове. Первые видео, которые появляются в Интернете после того, как я набиваю в поисковике «Ева Геворгян», - это видео, на которых Ева Геворгян играет Рахманинова. Это показатель того, что Сергей Васильевич имеет для тебя особое значение?

- Безусловно. Сейчас это один из основных композиторов в моем репертуаре наряду с другими русскими авторами. Обожаю Сергея Васильевича и очень рада тому, что в Рахманиновский год могу исполнить много его произведений.

 

- А каковы вообще твои музыкальные пристрастия, и не только в классике?

- Иногда могу позволить себе что-то популярное. Правда, я не очень сильно разбираюсь в современной музыке. Например, нравится Билли Айлиш.

А в основном все-таки слушаю классику, и вкусы все время меняются. Какое-то время назад на первом месте был Шопен, сейчас больше места занимают произведения русских классиков.

 

- На твой взгляд, нужно ли ребенка заставлять заниматься музыкой, даже если он этого не хочет? Или здесь все-таки на первом месте должно быть желание?

- Конечно, здесь нет однозначного ответа, ситуации могут быть самыми разными. Например, ребенку однажды что-то понравилось, но работать он не готов, в том числе в силу возраста. В этом случае родителям необходимо его мотивировать. Причем необязательно именно заставлять. Но объяснять, что если не работать, то ничего не получится, необходимо.

Мало просто любить что-то. Например, я сама очень люблю выступать, но не люблю работать. Однако работать мне необходимо для того, чтобы выступать. До этого нужно дойти своей головой.

Меня саму в детстве заставляли заниматься, бывало, что я ленилась. Здесь важно, чтобы ребенок с самого начала понял, что это дело его жизни. И не нужно давить на него.

Считаю, что классическая музыка полезна для каждого человека – и любителя, и профессионала.

 

- То есть каждого ребенка нужно учить музыкальной грамоте?

- Думаю, да.

 

- Но ведь есть же люди, которым медведь на ухо наступил?

- Не могу полностью с этим согласиться. Даже абсолютный слух может вырабатываться. И если долго тренироваться, то даже человек с полностью не развитыми музыкальными способностями может обрести определенные навыки.

Тем более что музыка – это особый язык, который воздействует на душу человека. Не думаю, что на свете есть совершенно бездушные люди. Даже простое прослушивание классической музыки приносит человеку большую пользу.

 

- В чем сейчас люди ходят на концерты классической музыки? У тебя есть время, находясь на сцене, оглянуться в зал, посмотреть на людей?

- Когда я смотрю со сцены в зал, там очень темно.

 

- На концерте пианист играет полностью без нот? Ты все произведение разучиваешь наизусть?

- Это зависит от желания пианиста. Если он хочет, может играть без нот, хочет – может использовать ноты. Какого-то строгого правила здесь нет.

 

- Готовясь к исполнению определенного большого произведения, ты в состоянии в этот же момент сыграть другое настолько же большое произведение?

- Конечно. У меня концерты идут практически каждую неделю, и я же играю не одно и то же произведение, я все время меняю репертуар. Например, скоро буду играть в Москве Второй концерт Рахманинова.

А на конкурсе Рахманинова, например, исполнила его Рапсодию и Второй концерт подряд.

 

- Что для пианиста страшнее – сломать палец или руку?

- Все страшно. Но руку все-таки, наверное, страшнее.

 

НА КОНЦЕРТЕ

Третий звонок. К моему глубочайшему изумлению, зал полон. Никогда бы не подумалось, что в Тамбове столько любителей классики вообще и Рахманинова в частности. Причем это не убеленные сединами пожилые интеллигенты, хотя и такие в зале имеются. Молодежь (наверняка по Пушкинской карте), пары в возрасте от тридцати до сорока пяти. Кое-где мелькают дети.

Столичная знаменитость появится во втором отделении. А сейчас, в самом начале, первые же звуки рахманиновской Второй симфонии захватывают с головой. А более чем через час – не смолкающие несколько минут аплодисменты.

Второе отделение. Вчера на репетиции показалось, что лучше пианист сыграть уже не сможет. Оказывается, может. Такое ощущение, что некоторые звуки ухо уловить уже не в состоянии -  с такой скоростью двигаются пальцы. Жаль только, что все хорошее заканчивается так быстро.

 

ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО

Так Тамбовский академический симфонический оркестр имени С.В. Рахманинова открыл в Тамбове Год композитора, имя которого носит. Первый концерт – только начало цикла выступлений всемирно известных музыкантов на тамбовской земле, посвященных  150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Тамбовская область — всероссийский центр празднования юбилея композитора, а Тамбовский академический симфонический оркестр – главный организатор Международного музыкального фестиваля имени Рахманинова. Сразу оговоримся: никогда до этого наш край не видел и не слышал музыкантов такого уровня, которые в этом году приедут на Тамбовщину. В нашей области выступят поистине легендарные оркестры и их дирижеры: Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского и Народный артист СССР Владимир  Федосеев, оркестр Мариинского театра и Народный артист РФ Валерий Гергиев. На фестивале выступят всемирно известные российские пианисты Николай Луганский и Денис Мацуев.

Но это позже. А пока – первый подарок в лице Евы Геворгян. И мурашки, которые холодными мелкими точками скачут по спине…

 

МЕЖДУ СТРОК

Символично, что в 2022 году  художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра  имени С.В. Рахманинова Алексей Моргунов и Ева Геворгян стали лауреатами Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова.

 С выступления Евы Геворгян начал свою сценическую жизнь в Тамбове уникальный концертный рояль легендарной австрийской фирмы Bösendorfer.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер