Направления развития МСП в условиях ухода с регионального рынка западных компаний

5 августа, 17:53 Арина Орлова Прочитали 595 раз
В результате этого ухода освободились перспективные ниши для малого и среднего бизнеса. В сегодняшней статье мы уделим внимание такой сфере, как внутренний туризм, а также расскажем о существующих рисках и сложностях

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

В конце 2021 года была утверждена программа «Развитие туризма» на ближайшие восемь лет, согласно которой планируется обеспечить россиян современной туристической инфраструктурой. Как пишет "Собиз Инфо", несмотря на многомиллиардные инвестиции в развитие этого направления, эксперты по-прежнему отмечают дефицит номерного фонда. Именно нехватка отелей становится причиной повышения цен. При этом уже в 2022 году бронирование туров по городам России в три раза превысило прошлогодние показатели. Об этом заявили в объединении туроператоров «Турпомощь».

Большинство жителей нашей страны (77 процентов) указали, что с удовольствием путешествовали по России в прошлом и продолжают делать это сейчас. Трем процентам респондентов категорически не нравится отдых в России, и они предпочитают проводить отпуск за рубежом.

Самым доступным и популярным видом проведения отдыха в России участники опроса назвали автомобильные путешествия по стране (57 процентов), затем – поездки на морские курорты (56 процентов), походы и активный отдых (43 процента).

Все эти данные говорят о том, что туристические бизнес-проекты в ближайшие несколько лет точно будут перспективны.

В связи с сегодняшней ситуацией путешествия внутри страны особенно актуальны. Помимо традиционных популярных маршрутов (поездок в Москву, Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца и на юг России), появляются все новые и новые. Так как инфраструктура в этих местах еще не особо развита, можно успеть быстро занять свободную нишу.

Регионы Черноземья активно включились в эту повестку и работают над формированием собственного туристического профиля и точек притяжения. Эксперты считают, что соседство с Москвой и северной столицей - один из факторов, на которые Черноземью стоит опираться в построении туристической политики: «Нужно рассказывать, зачем сюда можно приехать. Информация должна быть объемной. У вас всего в шести часах на поезде находится гигантское количество людей, живущих в Московской агломерации».

Логистика подтверждает - у каждой из областей Черноземья есть сложившийся, растущий пассажиропоток с каким-то из столичных городов, который при желании можно направить в туристическое русло. Самым популярным в регионе, как и годом ранее, остается Воронеж - чаще всего в него летят из СанктПетербурга. Следующий по популярности - Белгород, который навещают в первую очередь жители столицы. В 2021 году, судя по числу перелетов, город стал на 50 процентов востребованнее, чем годом ранее. Липецк также поднялся в популярности на 50 процентов. В Тамбов чаще всего прилетают из Санкт-Петербурга и Краснодара. Популярность Тамбова за год также выросла. Из регионов России в Тамбов стали летать в два раза больше путешественников.

Следует отметить, что на туристическом рынке есть особенные ниши, которые пользуются популярностью у путешественников. Стоит обратить внимание на такое направление, как агро-, экотуризм. Он востребован у жителей крупных городов, которые отправляются в отдаленные села, на фермы для того, чтобы отключиться от городской суеты.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Индустрия здорового образа жизни в России стремительно развивается и становится все более популярной. В последние годы наблюдается рост интереса к здоровому питанию, физической активности и уходу за собой.

Одной из главных тенденций в индустрии ЗОЖ является рост спроса на натуральные и органические продукты питания. Все больше людей предпочитают покупать свежие овощи и фрукты, мясо без гормонов и антибиотиков, а также продукты без искусственных добавок и консервантов.

Еще одной важной тенденцией является увеличение числа людей, занимающихся спортом и физической активностью. В России открывается все больше спортивных клубов, фитнес-центров и студий, где можно заниматься различными видами спорта .

Несмотря на то что отрасль, связанная со здоровым образом жизни, сильно пострадала во время пандемии, доля россиян, которые серьезно относятся к системе питания и физической нагрузке, составляет не менее шестнадцати процентов.

Предпринимателям, планирующим вести бизнес в сфере ЗОЖ, придется учитывать несколько рисков: - снижение доходов потенциальных клиентов, потеря работы;

- переход на онлайн-занятия спортом (тренд набирал обороты в пандемию);

- снижение мотивации в результате потока негативных новостей.

В то же время тренд на здоровый образ жизни может получить новый стимул для развития в связи с ростом интереса к внутреннему туризму и желанию восстановить здоровье после коронавируса. Например, Российский союз туриндустрии заявил об ажиотажном спросе на отдых в санаториях.

ЗАБОТА ОБ ЭКОЛОГИИ

Это направление крепко связано и с желанием людей следовать ЗОЖ, и с осознанным шопингом. Бизнес-идеи на стыке таких тем могут оказаться востребованными в 2023 году.

Все больше люди начинают задумываться об окружающей среде и о влиянии на их здоровье того, что они потребляют. Поэтому одной из ниш, набирающих обороты, является производство натуральных, экологически чистых продуктов, органической косметики и так далее. Также активно развиваются бизнесы, занимающиеся раздельной сортировкой мусора, его переработкой.

Кроме того, есть сразу несколько сфер производства и оказания услуг, где реально рассчитывать на удачный старт: благоустройство ландшафтов, разработки по ресурсосбережению, использование в разных целях вторсырья, организация экодосуга, переработка мусора, безопасные товары для «умного дома».

РИСКИ ДЛЯ ЗАПУСКА БИЗНЕСА В 2023 ГОДУ

Несмотря на перспективы и открывающиеся ниши, запуск бизнеса в 2023 году сопряжен с различными рисками. Проблемы могут возникнуть не только в связи с прекращением поставок (если сотрудничество планируется с европейской компанией), но и сокращением ассортимента, сложностями в создании логистических цепочек, ростом стоимости сырья, комплектующих или конечного продукта.

ПРОБЛЕМЫ С ВЫБОРОМ ПОСТАВЩИКА

С этой проблемой предприниматели сталкиваются обычно на начальных этапах развития бизнеса. Но с учетом экономической напряженности риск пересечься с недобросовестным контрагентом возрастает.

Допустим, вы заключили договор, провели оплату, а товар вам не поставили. Чтобы этого избежать, перед подписанием договора тщательно проверяйте документы и историю компании, просите предоставить гарантию, внимательно анализируйте деятельность поставщика. В текущих условиях не стоит забывать о возможных валютных рисках. С ростом курса доллара многим компаниям стало невыгодно продавать товары по старой цене в России, им пришлось полностью перестроить бизнес-стратегию либо увеличить цены, из-за чего они могли потерять лояльных клиентов.

СЛОЖНОСТИ В ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ

 Отсутствие финансирования - барьер для развития бизнеса. А сегодня компаниям стало сложнее привлекать средства.

Еще до начала кризиса многие отрасли не имели прямого доступа к традиционным инструментам финансирования - например, логистика или маркетплейсы. Риск-политика ужесточилась даже у тех инвесторов, которые финансируют классические типы бизнеса. Государство следует правильному вектору поддержки предпринимателей, однако мы видим, что далеко не все меры раскрылись должным образом, что создает сложности при запуске бизнеса. Банки не до конца понимают, как работать с льготным финансированием, не могут оптимизировать работу с предприятиями.

 ВАЛЮТНЫЕ РИСКИ

Постоянные изменения курса и вынужденное переориентирование логистических цепочек для доставки импортного товара создают немало проблем бизнесу. Многие предприниматели признаются, что пока даже не понимают, какой будет конечная цена товара из-за роста транспортных расходов.

Если раньше товар покупали в Европе, то теперь большинство развернулись в сторону Китая. Заказали товар, когда курс доллара был на пике в районе 120 рублей и выше, а товар идет два-три месяца. На сегодняшний день курс уже 93 рубля. Многие попали на курсовую разницу. И таких примеров с валютными рисками можно привести много.

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод: несмотря на крайне непростую экономическую ситуацию, в регионе сохраняются хорошие возможности для развития малого и среднего предпринимательства. Освободившиеся с уходом иностранных компаний рыночные ниши в сочетании с мерами государственной поддержки позволяют региональным предприятиям реализовать свой потенциал и занять достойное место в новом, еще только формирующемся экономическом ландшафте.

Елена КАЗЬМИНА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер