Дороги России в июле снова станут дороже

1 июля, 09:43 Арина Орлова Прочитали 1 002 раза
Это будет уже третье подорожание проезда по платным трассам за последние полгода с учетом «сезонного».

Как стало недавно известно, госкомпания «Автодор» в июле рассмотрит вопрос об увеличении тарифов на проезд по платным дорогам, пишет "Собиз Инфо". В феврале нынешнего года компания поднимала их в 2,6 раза, с трех рублей до пяти-восьми рублей за километр. Февральская корректировка тарифов привела к тому, что проезд легковых автомобилей по подмосковному участку М-1 «Беларусь» подорожал со ста – ста двадцати рублей до ста сорока рублей, по М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара - с 2,4-3 тысячи до 2,8-3,5 тысячи в зависимости от дня недели, а по участку М-12 от ЦКАД до Орехово-Зуево - с 89 до 99 рублей. Максимальная стоимость проезда по платному мосту или путепроводу возросла с 21 рубля до 29 рублей за один километр.

ОБОСНОВАН ЛИ РОСТ?

В феврале для одной из причин решения о пересмотре тарифов использовали довольно простое объяснение: мол, необходимо поднять стоимость проезда по платным дорогам до европейского уровня. В качестве еще одной причины называли то, что действовавшие тарифы не соответствовали расходам на строительство и реконструкцию дорог, что задерживало развитие сети платных трасс, а инвесторы якобы не спешили вкладывать средства в проект, поскольку на их возвращение требуется довольно много времени. Третья причина - повысить предельные тарифы необходимо для строительства дорог «в условиях ограниченного финансирования».

В Минтрансе тогда пояснили, что увеличение максимального тарифа позволит обеспечить «гибкое тарифное регулирование» при «соблюдении баланса экономики проектов и выгод пользователей платных участков автомобильных дорог». В общем, доводов было много, а итог один - тарифы выросли. Кстати, то, что тариф зависит от того, проектировалась ли изначально трасса как платная или стала таковой после капитального ремонта, является тоже февральским нововведением. Ранее такой дифференциации при установлении платы за проезд не было.

В апреле цены повысили уже «сезонно», и затронуло это повышение популярные туристические участки автомагистрали М-4 «Дон». И это при том, что на федеральном уровне ставили задачей развитие автомобильного туризма в стране. На сегодня проезд по платным дорогам от Москвы до Крымского моста обходится в 3480 рублей в будние дни и в 4100 рублей в нерабочие дни. С Москвы до Сочи - примерно столько же. Выходит, что рост тарифов никак не согласуется с развитием автотуризма.

И вот в конце июня снова заговорили о повышении цен на проезд по платным дорогам страны. В «Автодоре» заявили, что на подавляющем количестве участков тарифы не изменятся, и в основном изменение тарифов коснется новых автодорог.

Отметим, что сеть платных участков дорог в России превышает две тысячи километров, количество тарифных планов достигает пятидесяти, в числе последних открылись такие участки, как дороги в обход Краснодара, Аксая, в сентябре планируется запустить автодорогу М-12 (Москва-Казань) до Арзамаса. Стоимость проезда по платной дороге напрямую зависит от категории и класса автомобиля, времени суток, дня недели и даже сезона, выбранного для поездки.

«Автодор» при проезде по платным трассам сулит разные «плюшки» в виде программ лояльности и скидок при использовании с транспондером, который, к слову, стоит порядка трех тысяч рублей и больше подходит тем автомобилистам, которые ездят часто.

- Напоминаем, Государственная компания направляет полученные доходы от сбора платы за проезд транспортных средств на содержание, ремонт и капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании, а также возмещение расходов инвесторам. Таким образом, доходы от сбора платы за проезд, полученные в результате индексации тарифов, позволят Государственной компании компенсировать возросшие расходы на содержание и эксплуатацию автомобильных дорог, - отмечают в «Автодоре».

А МОЖНО НЕ ПОВЫШАТЬ?

Ряд экспертов считает, что нужно не повышать тарифы, а понижать их, потому что крупные инфраструктурные проекты окупаются только и исключительно за счет большого потока автомобилей. В этом есть доля разумности, так как часто можно видеть практически пустые «платники». Более того, депутаты Госдумы еще в прошлом году призывали кабмин вообще отменить плату на дорогах к российским курортам на период туристического сезона, аргументируя тем, что это стало бы лучшим стимулом для развития автотуризма, а рост туристической отрасли позволил бы компенсировать потери бюджета. К сожалению, пока отдельные мнения экспертов и парламентариев - не в счет.

В ИТОГЕ ЗАПЛАТЯТ ВСЕ

Что ожидает транспортные и логистические компании, владельцев грузового автотранспорта, предпринимателей и фирмы различного масштаба, которые владеют своим автопарком, если тарифы и дальше будут расти? Рост тарифов неизбежно приведет к росту стоимости грузоперевозок, а следовательно, к себестоимости товаров.

Многие индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы и так работают на пределе рентабельности, во многих отраслях царит жесткая конкуренция, и даже незначительное увеличение стоимости товаров/услуг может привести к потере конкурентоспособности.

Как быть компаниям, у которых маршруты постоянно проходят по федеральным трассам? Перевозка сырья, комплектующих и готовой продукции будут заложены в себестоимость практически любого промышленного или потребительского товара. Компании просто включат эти дополнительные издержки в конечную стоимость продукта. И в конечном итоге за все заплатит простой покупатель - конечный потребитель товара или услуги.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна ЕРЕМИНА:

- Платные дороги уже стали частью нашей жизни. Более того, видна тенденция на постоянное увеличение количества платных участков. Поэтому, как ни крути, за дороги платить приходится. Другое дело, что как для простых автомобилистов, так и для бизнеса устанавливаемые тарифы становятся все более некомфортными даже несмотря на то, что платные участки сокращают время в пути и потребление топлива за счет отсутствия дорожных пробок. Еще один недостаток, который, к сожалению, проявился, - это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. И волей-неволей приходится выбирать платный участок. Если говорить о бизнесе, то логично, что дополнительные затраты на любом из этапов бизнес-процесса приводят к увеличению общей стоимости товара. То есть предпринимателей рост тарифов просто вынуждает повышать цены на свою продукцию, чтобы удержаться на рынке. В целом поднимать плату за проезд по платным участкам в экономически сложное время для страны - не самое лучшее решение. Необходимо учитывать интересы тех, кто ездит по этим дорогам.

Маргарита СВЕТЛОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер