ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ В ДОМЕ АЛЕКСАНДРА СМИРНОВА
Лето 1990 года. Одно из первых моих появлений у Александра Николаевича Смирнова. После смерти моего ученика Ивана Родионова решил познакомиться с А.Н., о котором Иван говорил много и подоброму. Миловидная Ирина Блохина артистично с кастрюльками и судочками появилась в комнате, в которой обитал Александр Николаевич Смирнов. Поясню для читателей двадцать первого века: А.Н. Смирнов (1924–2003) – актер и режиссер, мастер художественного слова, театральный педагог, основатель студии «Бригантина», из которой вышли заслуженная артистка России Валентина Попова, всемирно известный саунд-поэт и доктор культурологии Сергей Бирюков, многие поэты и журналисты шестидесятых годов прошлого столетия. Дом на Комсомольской со скромнейшей комнатой Смирнова был центром притяжения мыслящих и чувствующих людей. Бывший заключенный сталинского ГУЛАГа теперь получал внимание и ласку, которыми был обделен многие годы.
Молодые преподаватели и студенты истфака ТГПИ во главе с деканом Валерием Ковалем, прознав о злоключениях мэтра, старались помочь ему, кто и как мог. Ирина Романовна взяла на себя трудную миссию «кормилицы».
Вот блюда разливались и раскладывались по тарелкам. Александр Николаевич переходил с дивана, где он со своей окладистой бородой сидел полулежа, постоянно задыхаясь, усаживался за большой круглый стол, и начиналась медленная трапеза. Из рикши Ирина Романовна превращалась в официанта, но одновременно была и рассказчицей, и слушательницей того, о чем А.Н. прочитал или услыхал в телефонных разговорах. После обеда мыла посуду, выслушивала пожелания на другой день и уходила к себе домой. А жила она тогда с семьей в Двориках, на левом берегу Цны.
Дружба со Смирновым продлилась и после его смерти, когда шла работа по доведению до печатного станка большой рукописи Александра Николаевича об истории тамбовского театра, а Ирина Романовна использовала семейные документы, разговоры с мэтром, писала предисловие к книге «Театр и вся жизнь» (2005).
АРТИСТИЗМ НАТУРЫ
Таких встреч в доме Смирнова было немного, но впечатление о скромности и доброте Ирины Романовны сложилось прочное. Потом уже мне рассказали, что она просто боготворила Александра Николаевича и однажды уступила его приглашению влиться в труппу спектакля, который он ставил. Вместе с ней играла и Александра Михайловна Кальницкая, и не случайно. После многих лет работы в ТГУ имени Державина она теперь трудится завлитом в Тамбовском молодежном театре. Да и в Ирине Романовне чувствовал Смирнов прирожденный артистизм, устремленность к театру.
Вот и взялась несколько лет назад Блохина за возрождение Дома творческих работников имени первого его директора-основателя Б.С. Борнашова. И теперь уже можно сказать: Дом возродился! Сколько в нем прошло творческих вечеров, презентаций книг, мастер-классов, сколько прочитано лекций, сколько просмотрено замечательных фильмов - и все это благодаря душе и сердцу Ирины Романовны.
СПЕЦИАЛИСТ ПО АНТИЧНОСТИ
Видимо, об Ирине Романовне мне рассказывали другие мои знакомые: журналист Владимир Середа, общественный и политический деятель, историк Валерий Коваль, мой друг киновед и педагог Валерий Монастырский, журналист Людмила Хохлова. Может быть, я кому-то рассказал о встрече с Ириной Романовной в доме на Комсомольской. И в ответ услыхал самые лестные, восторженные слова о Блохиной как о специалисте по всеобщей истории, а если точнее, то по Древней Греции и Древнему Риму. Могу добавить, что подготовка таких специалистов – дело трудоемкое, поистине штучное. Пятьдесят лет назад Ирина Романовна окончила свой любимый исторический факультет ЛГУ, стала историком.
СЛАВНЫЕ ИМЕНА ИСТФАКА ЛГУ /СПБ. ГУ
Истфак Ленинградского – Санкт-Петербургского университета. Там сам воздух был пропитан наукой, высоким служением ей. Какими славными именами украшена его история? Их знают все. В разные годы здесь служили великий русский писатель Н.В. Гоголь, академики А.А. Шахматов, И.И. Срезневский, Е.В. Тарле, профессор И.М. Гревс, профессор Г.В. Вернадский, философ Г.П. Федотов. А во время учебы Ирины Романовны в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого века дарили свои знания и опыт студентам, учили их добывать знания неленостным трудом такие корифеи науки, как многолетний декан и заведующий кафедрой В.В. Мавродин, профессор М.И. Артамонов, молодой тогда антиковед, в будущем знаменитость в области изучения Древней Греции и Гомера профессор Ю.В. Андреев и, разумеется, крупный ученый, профессор Эдуард Давидович Фролов (1933–2018), ставший учителем для Ирины Блохиной, ее отцом в науке.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭЛЛАДУ
Великий философ и историк Г.П. Федотов в одной из статей написал о роли малого, в котором может быть спрятано ценное и непреходящее. Одним из примеров служила Греция, маленькая, раздробленная, которая, тем не менее, сумела дать такие «формы мысли и художественного восприятия», которые и ныне являются для нас недосягаемыми образцами в науках и в искусстве, определяют наше миропонимание.
Может быть, эта мысль Г.П. Федотова каким-то неведомым путем и подвигла молодого историка описать в своей кандидатской диссертации политическую борьбу в греческом городе Сиракузы на острове Сицилия в четвертом веке до нашей эры, чтобы в этом малом разглядеть все большое, что сопровождает любое человеческое общество: борьба партий и кланов, разрушение и возрождение культуры.
Подчеркну уникальность познаний Ирины Романовны. Свои интеллектуальные путешествия она совершала в лабиринтах античной философии, истории и культуры, в галереях древнегреческого языка, латыни, древнерусской культуры. Синтетизм греческой культуры побуждал Ирину Романовну на всем ее пути исследователя изучать эту культуру как целостное единство философии, права, искусства, нравов и быта.
Свой опыт изучения далекой от нас эпохи она изложила в нескольких книгах. Назову их: «История государства и права зарубежных стран»: модульное пособие для студентов и слушателей Академии непрерывного образования ТГУ имени Державина (Тамбов, 2004), написанная в соавторстве с О.П. Жалменовой, «История быта и нравов зарубежных стран»: учебно-методические материалы к спецкурсу (Тамбов, 2006). А в 2011 году вышла обобщающая работа автора «Прогулки с Каменами»: очерки античной культуры. Да и сама Ирина Романовна воспринимается ныне, по сути, как Камена, которая ведет нас по сокровищницам таинственной для нас античной эпохи.
Завидую студентам, которые несколько десятилетий внимали Ирине Романовне и приобщались к основам человеческой цивилизации, к богатствам философии и культуры дохристианского древнего мира. На этом культурном фундаменте стоит и современная цивилизация с ее правовыми, нравственными нормами, с ее представлениями о добре и зле, прекрасном и безобразном.
А отчитав лекции и проведя семинары, Ирина Романовна шла через городской парк на Набережную, дальше на мост и к себе в Дворики.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЕМЬИ БЛОХИНЫХ
Дом в Двориках, скромный, без необходимых удобств, долгие годы служил семейным приютом Блохиных, где жила Ирина Малявина, выйдя замуж за Вадима Блохина, моряка, человека с художественными талантами. В доме - книги, семейные альбомы, атмосфера умных трудов. О, этот дом и двор на берегу реки, как он приманивал сюда интеллектуалов семидесятых-девяностых годов! Возле дома в летнюю пору качалась в гамаке профессор-германист Лия Соломовна Кауфман, делился своими планами мэр Тамбова Валерий Коваль, рассказывала о городских новостях журналист Людмила Хохлова. Никакая благоустроенная квартира не могла заменить того богатого человеческого общения, которое помнил старый дом в Двориках на берегу Цны. Иногда половодье качало этот домик, словно лодочку. В этом доме выросли сыновья Ирины и Вадима, Александр и Алексей. Старший связал жизнь с морем, как отец, младший – художник по свету в Тамбовском театре кукол, поет в вокальном ансамбле.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЕМЬИ ЗАМЯТИНЫХ
Семейный мир Ирины Блохиной – еще и мир ее предков по линии мамы, архитектора Лии Алексеевны Малявиной (урожденной Замятиной), дочери архитектора Алексея Ивановича Замятина, строителя моста через речку Студенец, ряда домов в центре Тамбова. В начале этого мира – липецкие крестьяне, а потом купцы Иван Алексеевич с женой Анной Евграфовной, их сыновья Иван Иванович, Сергей Иванович, Николай Иванович, Алексей Иванович. Они владели фабриками, заводами, строили храмы (семинарская церковь) и дома (например, дом Замятиных на Комсомольской, жилые дома для завода «Ревтруд»), реконструировали здание кондитерской фабрики, занимались благотворительностью.
Зять Николая Ивановича – профессор математики, членкорреспондент Академии наук СССР Д.К. Фадеев. А его сын Людвиг Дмитриевич, троюродный брат Ирины Романовны Блохиной, стал академиком АН СССР в тридцать с небольшим лет, был самым молодым академиком в 1972 году в области теоретической физики.
О вкладе рода Замятиных в культуру России и Тамбова написал подробную статью для «Тамбовской энциклопедии» профессор В.В. Канищев.
ДОБРОЕ СЕРДЦЕ ОТКРЫТО ЛЮДЯМ
Ирина Романовна отдала истфаку Тамбовского университета почти сорок пять лет. Читала лекции, не напрягая, а располагая студентов к принятию новых для них знаний. Думаю, что многие из ее учеников благодарили педагога – она открыла им необычайно интересный мир, плодами которого мы до сих пор питаемся. Ценя ее большие познания, Ирину Романовну приглашали в музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, где студенты благодаря ей смогли соприкоснуться с миром античности.
Как всякой творческой натуре, Ирине Романовне тесно в принятых рамках. Поэтому она пишет статьи об уроках, полученных ею от своих наставников и коллег профессоре И.Я. Биске, профессоре А.Г. Айрапетове. Блохина, исполняя долг дружбы, взяла на себя основной труд по подготовке к печати посмертного сборника стихов прекрасного поэта Нины Измайловой «Молитва лисицы». На презентации сборника высоко была оценена не только работа поэта, его стихи, но и работа составителя. Когда неожиданно умерла другая ее подруга, поэтесса Лариса Минко, Ирина Романовна подготовила и ее сборник стихов «От звездного ковша», написала к нему предисловие и послесловие, посвятила подруге свои стихи. Из воспоминаний и дневников своей мамы Блохина составила очерк о ее подруге, узнавшей ужас фашистского концлагеря Освенцим.
Эта женщина умеет преданно дружить. Многие годы дружбы связывали ее с Народной артисткой РСФСР Татьяной Александровной Еремеевой (Битрих). Сколько было проведено встреч с великой актрисой, когда она приезжала в Тамбов, сколько радости было подарено участникам этих встреч! А теперь, когда Татьяны Александровны нет, Ирина Романовна постоянно проводит вечера памяти своей старшей подруги, на которые приезжает сын двух Народных артистов И.В. Ильинского и Т.А. Еремеевой (Битрих) Владимир Ильинский с семьей. Благодаря этим дружеским отношениям в Тамбовском театре появился мемориальный уголок в честь великой актрисы, нашей землячки. А сколько дарит радости жителям Тамбова еще одна подруга Ирины Романовны, режиссер и сценарист Анна Шишко! Только недавно во время очередного Рыбаковского фестиваля Анна Алексеевна провела вечер памяти писателя Владимира Лакшина, и сколько было увидено нами, как много всколыхнулось в памяти и в душе: Чехов, Сахалин, Ялта, Твардовский, журнал «Новый мир», блистательный актер Юрий Яковлев…
Два года назад вышла новая книга Ирины Романовны «Живая нить памяти», где она предстала и мемуаристом, хранителем семейных преданий, и поэтом, умеющим в нескольких строках стихотворения создать настроение, пробудить память о дорогом.
Без многолетней подвижнической работы Ирины Романовны Блохиной в области культуры, ей-богу, жизнь тамбовцев была бы беднее. Наши путешествия по лабиринтам культуры и памяти с Ириной Романовной Блохиной, с ее живой нитью продолжаются!
Владимир АНДРЕЕВ, председатель Тамбовского областного отделения Союза литераторов РФ