Межрегиональный фестиваль имени Николая Хрисанфовича Рыбакова является традиционным и, что немаловажно для современного театра, ежегодным. Его уникальность в том, что члены жюри в первую очередь оценивают игру актера и его самобытность. О жизни великого актера Николая Рыбакова, имя которого носит фестиваль, и о фестивальной афише – в сегодняшнем материале.
ЧИНОВНИЧЬЯ ЖИЗНЬ
Николай Хрисанфович Рыбаков родился в Курске. Отец его был управляющим в имении курского помещика Вельяминова. Он умер, когда сыну было три года. Мать открыла белошвейную мастерскую и дамский магазин, но доходы были скромными.
Рыбаков увлекся театром еще в детстве, когда посмотрел старинную мелодраму, но не сразу связал с ним судьбу. Окончив в четырнадцать лет прогимназию, он служил чиновником в канцелярии Курской казенной палаты. Здесь ему и выпал счастливый билет: юноша предложил услуги в качестве статиста антрепренеру Ивану Штейну, возглавлявшему крупнейшую на тот момент провинциальную театральную труппу. Денег молодой человек не получал, но и от платы за посещения спектаклей был избавлен. 5 февраля 1826 года он дебютировал в выходной роли римлянина в пьесе «Суматоха в маскараде».
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» РЫБАКОВА
В 1832 году Рыбаков оставил конторскую службу, поменяв чиновничью карьеру на артистическую. В сезоне следующего года труппа Штейна распалась, и начинающий актер остался с новым антрепренером Людвигом Млотковским. Судьбоносной для него оказалась ссора с Млотковским корифея тогдашней сцены Павла Мочалова: на гастролях в Харькове тот отказался играть Гамлета. Поскольку афиши были уже напечатаны, Млотковский оказался в затруднительном положении. Рыбаков отправился к нему и упросил отдать ему роль. Дебют был настолько успешным, что сам Мочалов «взял шефство» над молодым актером. По его настоянию Рыбаков начал получать ответственные роли.
Гамлет стал «визитной карточкой» Рыбакова: в этой роли после смерти Мочалова он дебютировал на сцене Императорского театра в Москве, а в 1854 году – в Александринском театре. Однако дирекция Императорских театров предлагала слишком скромные гонорары, ангажементы расстроились. Неудачи в столицах с лихвой компенсировал успех в провинции. В числе известных ролей Рыбакова – Ляпкин-Тяпкин, Отелло, король Лир, Макбет и другие.
Особое место в творчестве актера занимали пьесы молодого драматурга Александра Островского. Рыбаков с большим успехом играл в его произведениях, исполняя почти исключительно роли купцов. Однако «ударным» персонажем в позднем репертуаре Рыбакова стал актер Несчастливцев в «Лесе» – эту роль драматург посвятил ему и отчасти с него же и писал. Впоследствии эту роль с большим успехом исполнял сын артиста Константин Рыбаков.
В ТАМБОВЕ
Прослужив десять лет в Харькове, Рыбаков отказался от привязки к одному театру и стал странствующим артистом. Он выступал в Казани, Саратове, Орле, Воронеже, Туле, Одессе, Таганроге, Николаеве, Житомире, Кишиневе и других городах и везде пользовался у публики большим успехом. Время от времени он появлялся и в Москве на сцене народного театра Политехнической выставки.
Почти вся дальнейшая творческая жизнь Рыбакова протекала в провинции. На тамбовской сцене Николай Хрисанфович начинал играть еще в сороковых годах вместе с Мочаловым. Под влиянием его искусства Рыбаков создал в 1839 году образ Гамлета – лучшую роль своего раннего творчества. С большим успехом он исполнял также роли в других пьесах Шекспира, Дюма, Полевого, Ефимовича.
Н.Х. Рыбаков вступает в тамбовскую театральную труппу в зените своей славы, после того, как Москва отметила пятидесятилетний юбилей сценической деятельности выдающегося русского трагика. Завершился жизненный путь актера в Тамбове 27 ноября 1876 года. Он был похоронен на Успенском кладбище среди знатных и почетных граждан города. Его могила не сохранилась до наших дней.
Сегодня о Николае Рыбакове напоминает мемориальная доска, установленная на здании, где когда-то располагался Зимний театр.
АФИША ФЕСТИВАЛЯ
Наступила пора взглянуть на афишу XVI Межрегионального театрального фестиваля имени Николая Рыбакова. Напомним, он проходит на сцене Тамбовского государственного академического драматического театра с 11 по 19 мая.
В нынешнем году в конкурсной программе фестиваля принимают участие Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна, Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского, Костромской государственный драматический театр имени А.Н. Островского, Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство», Донской театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской из Новочеркасска и Новый Художественный театр из Челябинска.
За пятнадцать лет существования в конкурсной программе фестиваля приняли участие сорок два театра, которые показали девяносто три спектакля. В этот раз почетным гостем фестиваля стал Ирбитский драматический театр имени А.Н. Островского, он открыл фестиваль спектаклем «Поздняя любовь» А. Островского в постановке Александра Фукалова. Символично, что Рыбаковский фестиваль, посвященный Островскому, в год Островского открыл театральный коллектив, носящий имя прославленного драматурга. Именно Ирбитский драматический театр 12 апреля, в день рождения Александра Николаевича, открыл XIII Международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского» в Москве.
Внеконкурсная программа фестиваля в нынешнем году представлена спектаклем, посвященным 150-летию великого русского композитора Сергея Рахманинова «В сиреневом саду» по пьесе Е. Исаевой.
Театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова – это территория профессионального общения актеров, режиссеров, критиков и руководителей театров. Помимо показа спектаклей и их обсуждения, в рамках действа проводится множество значимых мероприятий – творческие встречи и вечера, театральные гостиные и многое другое. В частности, 16 мая в Доме творческих работников имени Б. Борнашова прошла встреча «Незабываемое время» к девяностолетию писателя, сценариста, литературоведа, мемуариста Владимира Лакшина.