Как это было
Сам переплет и переплетное дело берут свое начало со времен Древней Руси. С созданием первых рукописных книг появилась потребность в их сохранении. Тогда-то и придумали изготовлять к книгам обложки - преимущественно из дерева. Доски для переплета обрезали по размерам книжного блока и скрепляли с ним при помощи кожаных ремней, к которым подшивали тетради. С наружной стороны книга обтягивалась кожей, края которой заворачивались внутрь.
Позже стали применять окладные переплеты - книги, украшенные декоративным и металлическим покрытием. Богатые и знатные люди могли позволить себе книги с самой разнообразной отделкой - от тканей до серебра или золота. В качестве декоративных элементов применялись ажурные узоры из тонкой или витой проволоки, жемчуга и драгоценных камней. Такие украшения делали к книгам, которые использовались не так часто. Рукописные книги, находящиеся в повседневном обиходе, имели более простые переплеты. Их обтягивали кожей, грубым холстом, по минимуму добавляли декоративные элементы и украшения. Эти книги имели металлические средники и наугольники, выполнявшие скорее защитную функцию, чем эстетическую.
На границе семнадцатого-восемнадцатого веков переплеты становятся более функциональными. Деревянные крышки заменяют на картонные. А в начале восемнадцатого века обложки и вовсе приобретают почти аскетический вид - никаких излишеств, камней и украшений. "Наряды" вернулись на книжные обложки в середине восемнадцатого столетия, когда в России начало распространяться библиофильство. Церемониальные и развлекательные издания стали обтягивать мягкой кожей, шелком и бархатом, а книги для дворянских библиотек покрывали красным сафьяном, ледерином и сусальным золотом. Обложки книг стали соединяться с самими изданиями муаровой бумагой, на которой пропечатывались узоры. "Книжную одежду" украшали золотым тиснением и бордюрной рамкой, а на корешке появился суперэкслибрис - инициалы владельца книги.
В Тамбовской областной библиотеке имени Пушкина в отделе редких книг хранятся издания восемнадцатого века. В качестве примера нам показали книги из личной библиотеки князя А.П. Кугушева с кожаными и тканевыми переплетами, интересными в плане оформления. На них сделаны рисунки, стилизованные под восточный сюжет. Все книги коллекции Кугушева имеют суперэкслибрис "А.К." (Алексей Кугушев).
На одной из книг коллекции Кугушева есть ярлык-наклейка "Переплетное заведение Капланъ, ул. Итальянс. д. №5-7". Это адрес переплетного заведения в Москве, где Кугушев заказал переплет для своей книги, так как для него требовались специальные технологии и высокое мастерство.
До середины девятнадцатого века в типографиях не заключали книги в твердый переплет, издания выходили в мягкой бумажной обложке. В истории тамбовской библиотеки было время, когда в ней работали два библиотекаря и два переплетчика. Переплетчики изготавливали кожаные, полукожаные и картонные переплеты для лучшей сохранности изданий.
Особой ценностью у библиофилов считаются необрезные и непереплетенные экземпляры. В качестве примера таких изданий в отделе редких книг нам показали журнал "Российский музеум", №4 за 1815 под редакцией Владимира Измайлова, в котором впервые напечатано стихотворение А.С. Пушкина "Воспоминания в Царском Селе".
«Золотые руки»
В конце девяностых годов прошлого века на работу в библиотеку пришел Олег Пономаренко. Он увлекся восстановлением книг, еще будучи военным. Позднее переплетное дело из хобби превратилось в работу. Олег Борисович, работая в библиотеке, обучался на курсах переплета в Москве, участвовал в конкурсах переплетчиков. Со временем начал применять в своей работе новые материалы.
В отделе редких книг нам показали экземпляры, отреставрированные Пономаренко. Среди них - "Слово о полку Игореве" 1800 года издания, "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (1885 год) и другие. Олег Борисович изготавливал бумагу для форзацев ручной работы, рисунки которой не повторяются, создают иллюзию цветных волн. Такая бумага стала визитной карточкой переплетчика, по которой его работы стали узнаваемыми.
Сейчас в библиотеке работают два переплетчика - Светлана Столярова и Наталия Малина. Это настоящие мастера своего дела, которые относятся к своей работе творчески и с любовью.
За работой
Поднимаемся в мастерскую, где работают переплетчики. На столе - ножницы, карандаши, линейки, микалентная бумага. Это почти прозрачное полотно, которое применяется для устранения разрывов страниц. В специальные емкости налиты клей и вода. В переплетной мастерской есть ручной пресс - специальная механическая установка для фиксации отремонтированных и проклеенных книг. Среди других инструментов бросаются в глаза тиски, которые используют для пропилов корешков книг.
Когда ветхая книга поступает в переплетную мастерскую, специалисты оценивают ее состояние, выявляют повреждения, затем приступают к работе. Отсоединив обложку, отделяют форзац от книжного блока. Если ему ремонт не требуется, переходят к починке корешка. Для этого используется коленкор. Это специальный переплетный материл - плотная ткань, пропитанная клеем. В ширину вымеряют корешок, в соответствии с чем вырезают и приклеивают картонную полоску, а потом отремонтированный экземпляр кладут под пресс. После восстановления корешка книга - как новая.
Как рассказывает переплетчик Наталия Малина, труднее всего ремонтировать книги из отдела абонемента, потому что их выдают читателям на дом. При нарушении переплета книги читатели самостоятельно пытаются ее "полечить", склеивая страницы скотчем. Это доставляет переплетчикам много хлопот - приклеить на скотч обложку уже нельзя, а открепить его возможно, только повредив или саму страницу, или напечатанный текст. В итоге некоторые страницы приходится восстанавливать на ксероксе и вклеивать их в поврежденный экземпляр. Кстати, такой ремонт предполагается только для книг из отдела абонемента. Для редких изданий восстановление страниц через ксерокс недопустимо.
На ремонт одной книги у переплетчиков уходит в среднем два дня. За год они успевают сделать новый переплет для тысячи двухсот экземпляров.
Для создания великолепных переплетов, расшитых золотом и кожей, в Тамбове в восемнадцатом-девятнадцатом веках было создано много частных переплетных мастерских. Сейчас мастеров такого профиля можно пересчитать по пальцам. И пусть переплетчикам, работающим в библиотеке, в отличие от частных мастеров, не нужно делать роскошные дорогие переплеты, перед ними стоит не менее важная задача - книги нужно восстанавливать, сохранять, чтобы потом выдавать в пользование читателям. Это очень кропотливая работа, которую переплетчики Пушкинской библиотеки любят и делают на совесть.