История успеха
Согласно материалу "Об уголовном преследовании предпринимателя", опубликованному в журнале "Деловой Тамбов" (№3, май-июнь 2017 года), уже несколько лет продолжается уголовное преследование тамбовского предпринимателя Сергея Малюги и его жены Ирины. История такова. По информации, опубликованной в журнале, двадцать лет назад бывший военный летчик Сергей Малюга, вернувшись в Тамбов по завершении военной службы, организовал с партнером производственно-строительное предприятие в сфере городского благоустройства, которое назвали "Стройтехнология". Удалось привлечь около двух миллионов долларов инвестиций - серьезная по тем временам сумма. Партнеры закупили немецкое оборудование и стали выпускать тротуарную плитку.
Всего за несколько лет "Стройтехнология" вышла в тамбовские лидеры по производству стройматериалов для дорожного строительства и благоустройства с годовым объемом более ста миллионов рублей. Более половины предприятия принадлежало Сергею Малюге.
Ободренный успехом, Сергей Анатольевич задумал новый проект - создание современного предприятия по строительству индивидуального жилья для тамбовчан на базе Тамбовского домостроительного комбината, который к тому времени прекратил свое существование. Малюга привлек московских партнеров-инвесторов. Они вложили в проект около шестидесяти четырех миллионов рублей, а сам Малюга внес часть производственной недвижимости стоимостью около семи миллионов рублей и передал свою долю в "Стройтехнологии".
Дальше - работа. Несмотря на кризис 2008 года, уже в 2009 году суммарные активы компании оценивались примерно в двести миллионов рублей по рыночной стоимости. А в начале 2010 года появились первые реализованные проекты, в числе которых - коттеджи в поселке Солнечный по цене около шестнадцати тысяч рублей за квадратный метр.
Суд для дела
Вроде бы все наладилось. Работай да радуйся - что еще нужно? Но тут началось самое интересное. В середине 2010 года Сергею Малюге стало известно о негласных переговорах между его партнерами об отстранении его от должности. В итоге в октябре того же года он был уволен с должности генерального директора ООО "Тамбовский ДСК" и фактически отстранен от управления проектом. А 16 ноября Малюга подал заявление о выходе из состава участников проекта.
И тоже вроде бы еще ничего. Можно бы работать дальше самому. Но вот только когда Малюга захотел вернуть назад собственные деньги и имущество, бывший московский партнер написал на него заявление, обвинив во всевозможных нарушениях, в результате которых Сергей Анатольевич якобы украл из проекта от двадцати до шестидесяти миллионов рублей. Что интересно, в течение 2011 года дважды выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но это было только начало.
- В 2012 году мне стало известно о том, что все активы компании выведены и распределены между моими партнерами или на подставных лиц, - приводит слова Сергея Малюги журнал "Деловой Тамбов". - Моя доля в "Стройтехнологии" была переписана на бывшего партнера в этой фирме. Другой мой партнер через суд отнял у меня производственную недвижимость, которая принадлежала мне на правах собственности и которую я предоставлял в залог по кредитному договору для компании.
Как утверждается в статье "Об уголовном преследовании предпринимателя", в это же время пропали практически все учредительные, юридические и финансовые документы компании. Одновременно московские "партнеры" Малюги предпринимали активные попытки ликвидировать предприятие. Что должен был сделать в твой ситуации сам Сергей Анатольевич? Он написал в правоохранительные органы несколько заявлений о злоупотреблении служебными полномочиями одного из своих учредителей. А в результате через несколько недель уголовное дело возбудили против него самого. Следователь разглядел криминал буквально во всем. Вот такой эпизод: Малюга пользовался личной машиной вместо служебной. За несколько лет ему за это по официальному договору выплатили компенсацию всего шестьдесят тысяч рублей. Следователь увидел в этом хищение денежных средств у партнеров Малюги.
Но самый "криминальный" эпизод - "кража" 4360 рублей 25 копеек. Именно столько было потрачено на телефонные переговоры женой Малюги Ириной при использовании корпоративного номера (кстати, на вполне законных основаниях). Подобных эпизодов в деле целых девять. В итоге вообще вышло, что Сергей Малюга совершал свои "хищения" в составе банды. Действовал-то не один - вместе с женой.
Как результат, 23 мая прошлого года судом первой инстанции Сергей Малюга был приговорен к солидному штрафу, от которого был освобожден в связи с амнистией к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Слово уполномоченному
О том, что произошло дальше, рассказывает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области Михаил Козельцев:
- В ходе заседания областного суда, которое состоялось в конце прошлого года, приговор суда первой инстанции был отменен по формальным основаниям. При этом прокуратура внесла свой протест по поводу мягкости приговора. Поэтому дело вернули в суд первой инстанции, и на этот раз он приговорил супругов к реальным срокам заключения - четыре года получил Сергей Анатольевич и три с половиной - его жена Ирина. Их взяли под стражу в зале суда, заковали в наручники и, как убийц и грабителей отвезли в СИЗО. Абсолютно никто, в том числе и я, не ожидал такого поворота событий. После этого я две ночи не спал. Они мне не родственники, не друзья. Но они - предприниматели, которые долгое время успешно занимались бизнесом. И то, что в отношении них было вынесено такое судебное решение, стало для меня личной трагедией.
Сегодня они находятся в СИЗО уже почти сто дней. К сожалению, Ирина Валерьевна серьезно больна. В ходе заседания суда апелляционной инстанции, которое состоялось 29 июня, адвокат заявил о том, что за девяносто дней нахождения в СИЗО она потеряла в весе семь килограммов и сейчас весит менее сорока килограммов. К сожалению, приходится предавать подобные подробности огласке.
В ходе этого заседания просьбу об изменении меры пресечения суд отклонил по совершенно не понятным, на наш взгляд, основаниям. Судите сами. Уже более шести с половиной лет длятся следствие и судебное разбирательство по делу. В течение этого времени и Сергей, и Ирина уже были ограничены в свободе, поскольку находились под подпиской о невыезде. За все эти годы они ни разу не нарушили никаких режимов. Даже штраф за превышение скорости никому из них не прислали. Они являлись в следственные органы и в суд по первому требованию. Ни одного заседания суда по их вине не было сорвано. То есть они четко соблюдали все предъявляемые к ним требования. По большому счету, они в течение этих лет уже отбыли условный срок. И если бы решение о реальном уголовном сроке было бы вынесено в самом начале дела, то они уже давно были бы на свободе.
Судебное заседание в апелляционной инстанции длилось до восьми вечера. Все это время Малюги находились в камере в СИЗО, поскольку даже не были приглашены в суд. Разговор с ними шел по видеосвязи. Зал был полон, пришло более пятидесяти неравнодушных людей. В результате рассмотрение дела было отложено до 13 июля, и сейчас Малюги по-прежнему в следственном изоляторе.
Сергей и Ирина попросили меня быть их общественным защитником как Уполномоченного по защите прав предпринимателей и как человека, знакомого с этим делом в мельчайших подробностях. Я согласился, соответствующее ходатайство в апелляционную инстанцию было внесено. Но его отклонили только на том основании, что у супругов и так достаточно адвокатов. Действительно, адвокатов у них было пять. В том числе трое тамбовских и двое московских.
Но роль общественного защитника - другая. Как общественный защитник я хочу сказать о том, что собой представляют эти люди. Сергей Анатольевич - бывший военный летчик, который в начале девяностых годов служил на Украине в авиационной разведке военным летчиком-инструктором. В 1992 году он не стал присягать Украине, а вернулся в Тамбов. Здесь он сразу организовал региональное отделение всероссийской организации ветеранов ВВС. Своей главной задачей в то время он видел трудоустройство ветеранов Вооруженных Сил. Спустя несколько лет стал руководителем областного отделения еще одной всероссийской организации - "Боевое братство". Все это происходило параллельно с развитием его бизнеса. Сергей Анатольевич был также заместителем председателя Тамбовского отделения "ОПОРА РОССИИ". Он продолжал заниматься общественной деятельностью до последнего времени, несмотря на уголовное преследование.
Ирина Валерьевна - настоящая жена офицера, которая вместе с мужем моталась по гарнизонам, а потом была вынуждена вместе с ним заниматься предпринимательством. Их бизнес был успешным - до определенной поры.
Что еще обращает на себя мое внимание как общественного защитника? Федеральный закон №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" ясно говорит о том, что единоличный исполнительный орган, то есть генеральный директор, действует от имени ООО без доверенности, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Он не может и не должен ежечасно обращаться к учредителям, чтобы арендовать компрессор, выплатить зарплату и так далее. В противном случае компания просто не сможет нормально работать.
Если же все сделки, о которых идет речь в этом деле, кому-то не нравятся, то согласно закону их можно оспорить. Только не в уголовном суде, а в гражданско-правовом. Но их никто никогда не оспаривал. В качестве Уполномоченного по защите прав предпринимателей я обращался в Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции". Это федеральная структура, которая существует в рамках работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте России Бориса Титова. Центр заказал экспертное заключение у Московской коллегии адвокатов. И в нем ясно указано, что это исключительно гражданско-правовые сделки.
Таким образом, это беспрецедентное уголовное дело, которое может создать очень опасный прецедент. Если приговор будет утвержден, это позволит посадить за решетку любого предпринимателя по подобным обвинениям. Арендовал машину - в тюрьму, проговорил по корпоративному телефону по личным делам, а не по служебным - в тюрьму. Допустить подобного нельзя.