- Валерий Семенович, за минувшие сто лет «Мичуринская правда» пережила смену политических режимов, экономического строя и «революцию» общественного устройства. Как на протяжении целого века удается не только сохранять издание в его классическом виде, но и вновь и вновь завоевывать своего читателя?
- Действительно, наша газета, страницы которой - это летопись современности, за последний век запечатлела все местные события времен всех лидеров государства: Ленина и Сталина, Маленкова, Косыгина и Булганина, Хрущева и Брежнева, Черненко, Горбачева, Ельцина, и, войдя в новое столетие, - Путина и Медведева.
Пульс газеты - и когда город назывался до 1932 года Козловом, а газета периодически меняла свой логотип, называлась "Солдат и рабочий", "Наша правда", "Известия ревкома", "Пролетарская мысль", и когда город с 1935 года стал Мичуринском, а газета - с 1936 года "Мичуринской правдой" - неустанно бился в унисон с жизнью города. Зорко отслеживалось развитие промышленности, а в Мичуринске наряду с предприятиями-коренниками, такими, как заводы паровозоремонтный, имени Ленина, спиртовой, консервный, именуемый тогда "Плодовощ", фабрика "Конволос" - типичное название советской поры - уже появлялись новые созвучные эпохе заводы - авторемонтный, станкоремонтный, по производству автомобильных насосов и поршневых колец, наконец, "Прогресс", который благополучно живет поныне; родились три швейные фабрики, набирало мощь капитальное строительство, и уже создавалась настоящая база по сооружению панельных жилых домов и социальных объектов. Вот этот индустриальный взлет очень зримо и выпукло прослеживается в "Мичуринке" как символ становления города со своей крепкой экономикой, где наряду со становым хребтом - железной дорогой - вносили заметный вклад и в другие отрасли народного хозяйства иные предприятия - агропромышленного комплекса, науки.
Но что же - станки, заводы, фабрики, а люди? Главное отличие газеты в том, видимо, и состоит, что всегда главными героями публикаций - трудовых, культурных, социальных, спортивных - пребывал человек. Именно рассказам о той или иной личности посвящались заметки, статьи, очерки, репортажи, интервью, ну а уж, простите, "героям" со знаком минус - обличительные корреспонденции и фельетоны. Думаю, что сохранить симпатии, доверие, любовь читателя к нашей газете помогло стремление журналистов делать издание по-настоящему народным, а это значит - постоянно поддерживать двустороннюю связь, публиковать как можно больше писем главного корреспондента - читателя, стараться помочь ему в трудных обстоятельствах.
Люди это все всегда видели, признавали, ценили. Недаром тираж городской газеты превышал тираж иных областных изданий. Популярность "Мичуринки" никогда не страдала. "Мичуринская правда" была удостоена премии имени Марины Ульяновой второй и третьей степени за хорошую постановку массовой работы, так что, будь учреждена в нашем родном государстве такая же награда, как в театре или в кино, "Мичуринская правда", преодолев категорию заслуженной, смело могла бы претендовать на звание народной. В этом весь секрет завоевания своего преданного и любящего читателя, у которого абонементные квитанции на подписку хранятся еще со времен дедушек и бабушек, а то и прадедушек и прабабушек.
- В годы военного лихолетья газета выходила полным объемом?
- Конечно, пять раз в неделю. Кроме того, выходили специальные выпуски с приказами Верховного Главнокомандующего. С 1945 года спецвыпуски стали выходить чаще, а типография - работать и по ночам. К юбилею в Мичуринском краеведческом музее открылась выставка, посвященная нашей газете. В числе прочих экспонатов представлен уникальный экземпляр , датируемый 8 мая 1945 года. В те годы газета наряду с выпусками радио была главным источником новостей, поэтому журналисты стремились донести читателю как можно скорее сводки Совинформбюро...
- Не могу не спросить о журналистских байках. Наверняка в арсенале есть несколько интересных историй…
- Как и в каждой редакции, их превеликое количество на все темы. Это и пропуски некоторых букв в первополосных материалах, набранных крупным шрифтом в заголовках типа "Поезда идут без задержек", - пропущенные буквы называть не буду. Это и встречи с людьми, остро подверженными весеннему обострению. Это и пикантные истории. Редакция, как и люди, работающие в ней, - живой организм, которому ничто человеческое не чуждо. Но вот одна доподлинная история, она трагикомическая. За точность ручаюсь, потому что сам находился в гуще событий.
Много лет назад председателем горсовета работала женщина с фамилией, в которой если убрать одну букву получалось "Гадина". Она постоянно вздорила с газетой, даже судилась с нами из-за некоторых критических публикаций. Ничего, кстати, не выиграла. И вот мы даем на первой странице отчет о заседании горсовета, и, конечно же, пропущенной оказывается та самая злополучная буква.
- Случайно вышло?
- Конечно. В пору высокой печати в коридоре редакции вывешивали сигнальные полосы, затем заносили редактору, и я сидел и колдовал над ними. Но получилось так, что сигнальные полосы не привезли, привезли готовую газету. То есть тираж вот-вот должен был поступить в почтовые отделения для доставки по адресам. Я смотрю на первую полосу и сразу вижу - Гадина. Как мы докажем, что это не умышленно было сделано? Она подаст на нас в суд за оскорбление личности, тем более крупное должностное лицо. Что делать? Загрузили весь тираж, привезли его в редакцию, все вооружились ножницами и искромсали все. Сейчас точно не помню, 12 или 14 тысяч экземпляров изрезали до полного уничтожения и отправили в топку кочегарки. Нельзя было такой тираж выпускать. Возможно, что у водителя, который перевозил газету, посвященного в случившееся, осталось несколько экземпляров, но это уже библиографическая редкость.
- Валерий Семенович, как осуществляется взаимодействие с властными структурами?
- В "Мичуринской правде" были разные периоды взаимоотношений с властными структурами. Сложно складывалось взаимодействие с бывшим главой города Мичуринска Виктором Макаровым. В городе даже создали еще одну газету "Мичуринская жизнь", как бы в противовес нам. Но в прошлом году она перестала существовать.
Конструктивно строятся взаимоотношения с нынешним руководителем наукограда Александром Кузнецовым. Недавно он встречался с коллективом нашей редакции, подробно обсуждались различные аспекты жизни города, в том числе взаимодействие между властью и СМИ. Обе стороны остались удовлетворены честным, открытым, обстоятельным разговором.
- Многие называют газеты пережитком прошлого, своего рода буржуазной роскошью. Им на смену приходят сетевые издания, да и сами газеты активно расширяют свое присутствие в виртуальном мире. Как, на Ваш взгляд, медиа-революция отразилась на «Мичуринской правде»? И не уйдут ли, по Вашему мнению, газеты в будущем полностью в Интернет?
- Пусть называют. Газеты как были, так и будут. По велению времени, конечно, что-то меняется: формат, дизайн и контент, форма подачи материала. Это здорово. Но по сути своей газеты останутся важны, нужны и востребованы читателем. Пусть и при уменьшенном тираже. "Мичуринская правда", к слову, выходит и в электронной версии с отдельными материалами. Есть страницы в соцсетях, тем самым поддерживается оперативность и эксклюзивность каждого номера.
Не так давно в Воронеже проходил масштабный межобластной семинар "С взглядом в будущее". Один из знающих свое дело руководителей профильного министерства рассказывал, что то ли в Канаде, то ли в Австралии попытались было отказаться от печатной газеты, перевести все новости, всю информацию в виртуальный мир: в соцсети, сайты. И что вы думаете? Двух месяцев не прошло, как читатели решительно потребовали вернуть все на свои места, восстановить газету.
Да, телевизионные репортажи, интервью берут зрителя эмоциями, картинкой. Радио - оперативностью, звуковым оформлением. Но ничто не заменит газетную аналитику, возможность читателя вернуться к нужной статье, неспешно перечитать разик, другой напечатанные материалы, взять газету или вырезку с собой в дорогу. А телевизионный кадр не вернешь, в карман его не положишь, он промелькнул и исчез. Точно так же не заберешь с собой и радиовыпуск. Вот в чем преимущество бумажной прессы. Когда-то с появлением кинематографа предсказывали гибель театру. Но он благополучно живет и по-прежнему является в искусстве жанром номер один.
- Есть мнение, что журналистике нельзя научить в университете, что этому учит сама жизнь. Ваш опыт работы подтвердил или опровергнул это высказывание? И каким все-таки, на Ваш взгляд, должен быть настоящий журналист?
- Если в вузах учат на стоматолога, учителя и инженера-механика, то почему журналист должен быть неучем? Как же не закладывать в него основу будущей профессии, не учить делу, детально анализируя публикации выдающихся корифеев журналистики - от Гиляровского до братьев Аграновских. А общая культурологическая база: изучение древнерусской, русской, зарубежной и мировой литературы? Знакомство с зарубежной печатью? Спецсеминары по публицистике и сатирическим жанрам? Нет! Всему этому надо и надо учить будущих журналистов. Другое дело, что в нашей профессии нужно приветствовать тех, кто успел попробовать свои силы в других отраслях, то есть тех, кто знает, что булки не растут в магазинах, а сады закладываются на земле. Но еще подчеркну - учиться, заниматься самообразованием, добросовестному журналисту нужно всю жизнь. Тогда будет толк. А иначе - профанация и себя, и профессии.
- В завершение беседы подведите итог столетия газеты.
- Перефразирую Маяковского: "Мы с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден. Отечество славим, которое есть, но трижды - которое будет".
- Спасибо за беседу. И, в свою очередь, коллектив «Тамбовского курьера» сердечно поздравляет вас с юбилеем! Пусть перо будет острым, читатель - отзывчивым, а впереди - еще множество юбилеев!