- Мне написал автор повести Сергей Петров. Мы не были знакомы, но он попросил сделать из повести пьесу. Ее весело читать, но надо было что-то придумать, чтобы это интересно было смотреть, так как материал был совсем не сценичным. Работал режиссер, художники. Это был коллективный труд, - говорит член Союзов писателей России и Белоруссии Рагим Мусаев.
Действие пьесы разворачивается в 1960-е годы в Белоруссии. Начинается спектакль со сцены, где неистово желающий распрощаться с жизнью немолодой поэт Мейлах Кац притворяется мертвым. Повод для печали - рутинная жизнь с гражданской женой и сыном, по мнению Мейлаха, неродным. Но главная причина - потеря последнего собственного зуба. Недалекий отпрыск, желая помочь отцу, отправляется на рынок искать револьвер, чтобы дать возможность Мейлаху облегчить страдания, и попадает в милицию. Милиционер пытается выяснить, что произошло, но ничего не выходит - у Мейлаха депрессия. На вопросы о том, когда он что-либо сделает, он всегда отвечает, что в октябре. Стихи его тоже своеобразны, и жена их критикует.
- Разве это поэзия? Кому такие стихи надо? Их же ни в газете не напечатать, ни в ЖЭКе не прочитать. Ни тебе гонорара, ни уважения. Идиот, честное слово, - сетует она.
Сын Мейлаха Михаил уже успел поторопить события и дал телеграмму сестре Мейлаха в Израиль. Весть о несостоявшейся кончине он изложил кратко: "Мейлах готов!". С этого момента и появляется то, вокруг чего вертится весь сюжет - деньги. Их сестра Мейлаха передала через посыльного своему брату, чтобы тот откупился от тюрьмы - не поняла она смысла послания Мишки, то есть по-своему поняла.
От тюрьмы и впрямь стоило убегать - еврейские женщины, как и все остальные, очень наблюдательны, и неприлично большая сумма сразу была обнаружена женой Мейлаха. Поняв нежелание супруга расстаться с деньгами, она вызвала милиционера, который должен был найти валюту. Мейлаху и впрямь стала грозить жизнь за решеткой.
О, коварные женщины!
Не повезло Мейлаху Кацу и в любви. Жена и вторая любовь - медсестра Софочка, ухаживающая за поэтом в больнице, оказались хитрыми и коварными. Первая обманом заманила поэта в ЗАГС, а вторая - на тот свет. Хотя вопрос смерти героя относителен - умирает не он, а его старая бедная и скучная жизнь. На протяжении всего действия Каца пытаются одурачить, а в итоге, совсем того не планируя, всех дурачит он сам.
Скворечники, свечи, коза
Одна из ярких декораций на сцене - скворечники. В финале в них загорается свет. Художник-постановщик спектакля Петр Анащенко говорит, что это еврейский символ - девять свечей в память об ушедшем человеке. Козу изобразили условно - девушка в белом платьице с зелеными бусами и скрипочкой. Она постоянно появляется в ходе пьесы.
- Это то, что подстегивает Мейлаха писать стихи. Однако ей все время что-то мешает сыграть на своей скрипочке. Играет она неумело, раздражающе, и это важно. Зеленая коза - это та рутина, быт, препятствия, с которыми сталкивается герой, - говорит режиссер спектакля Никита Рак.
Впервые в спектакле о козе упоминает жена Мейлаха, когда говорит о сыне своих знакомых, который стал художником и нарисовал летящую по небу зеленую козу. Она считала этого художника таким же забулдыгой, как и ее Мейлах. По ее словам, этот художник "пропал" за границей, и такова судьба всех ему подобных.
К Мейлаху в ходе действия приходят и другие не менее занимательные персонажи - например, Дантес, пытающийся доказать, что он не так уж плох:
- Я в Пушкина попал, а вся слава - ему! Я так больше делать не буду, - говорит он Мейлаху.
Кроме того, Мейлаха посещают Мендельсон, пророк Моисей, Шагал и даже Вавилонская башня. Пророк тоже оказывается с юмором. Оба они с Кацем - жертвы женской эксплуатации, и по пустыне-то он бродил, "только чтоб подальше от жены быть". В общем, для этих двух высказывание о том, что женщина - это милое беззащитное существо, от которого нет спасения - непреложная истина. Убеждается в этом и Мишка - молодой человек в самом разгаре представления узнает, что та, чьим поклонником он является, бессовестно его использует.
На протяжении всего спектакля зритель наблюдает за жизнью еврейской семьи в еврейском квартале на улице Трудовая-4. В завершение спектакля "скорбящие" о поэте родственники и "друзья" предлагают переименовать ее в честь известного на всю улицу Мейлаха.