Разумное, доброе, вечное?
Фраза о том, что бутылка водки стоит дешевле книги, давно уже перестала вызывать усмешки. Горько, зато правда. Только что с этой правдой делать, мало кто понимает. Когда в областном центре один за другим стали закрываться книжные магазины, люди с горечью вздыхали, мол, как же так. Лишь продавцы устало опускали руки: книги дорожают, а посетителей становится с каждым годом все меньше.
Людмила И. уже несколько лет работает в одном из пока еще живущих книжных магазинов Тамбова. Сетует, что ценители хорошей литературы такие же редкие экземпляры, как и сами фолианты.
- Покупателей, действительно, становится меньше. Раньше в Тамбове была определенная группа людей - завсегдатаи книжных. Они приходили каждую неделю, часами выбирая литературу. Сегодня их нет. Я понимаю, что в информационный век гораздо проще и дешевле скачать книгу, чем купить ее.
- Но ведь печатная книга дает совсем другое ощущение: типографский запах, шуршание еще не читанных страниц, - перебиваю я.
- Вы правы. Именно поэтому мы еще живем, постоянные клиенты об этом говорят, что покупают книги именно из-за того, что их можно подержать в руках. Молодежь рассказывает, что литературу неудобно с собой носить. Закачал в телефон или планшет тысячи книг - и читай на здоровье в дороге, в институте, в кафе. Хорошо, что вообще читают…
Женщина не отрицает, что Интернет - основной конкурент книжных магазинов. Но есть еще более грозный фактор - цена книгопечатной продукции.
- Раньше большой популярностью пользовалась классическая литература, быстро разбирались книги для детей, особенно школьного возраста. Сейчас детскую литературу практически никто не покупает. Мало берут классику, однако спросом пользуются книги по краеведению. Возрастает популярность на те книги, по которым сняты фильмы. Например, когда в кинопрокат вышел фильм "Маленький принц", то вырос спрос на это произведение.
- Цена устраивает потребителей? Или им особенно деваться некуда?
- Почему некуда? Многие сейчас через интернет-магазины заказывают, говорят, что дешевле выходит. Впрочем, книги никогда не были дешевыми. Даже в советское время при зарплате в 80-100 рублей за том того же Пушкина приходилось отдавать от рубля до трех. Для рядовой советской семьи это было значительной суммой.
Разница в том, что в рядовой советской семье библиотека была больше, чем в некоторых книжных магазинах. За счет одной книжной торговли коммерсантам сегодня не выжить, поэтому приходится вкупе с литературой предлагать канцелярские товары.
Минус один
За последние годы количество продаваемой литературы падает, причем что чуть более двадцати лет назад в нашей стране предлагались огромные деньги за книги на черном рынке. Эксперты уверены, что в скором времени книжные магазины станут дефицитными либо превратятся в элитный клуб для богачей. С библиотеками дело обстоит не лучше. По данным Тамбовстата, ежегодно в регионе снижается количество общественных читален. Если в 2000 году в Тамбовской области было 707 доступных публичных библиотек, в которых содержалось почти 11 миллионов экземпляров, то уже на конец 2014 года их осталось 522, общий фонд которых составлял чуть больше 9 миллионов книг. Весьма прозорлив оказался телеоператор Рудольф из киноленты "Москва слезам не верит". Он утверждал:
- Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение. Вот вы вспомните мои слова через двадцать лет!
Через двадцать лет все было сплошным телевидением, а вот через сорок - сплошным Интернетом, где и искусство, и театр, и книги, и кинематограф. Однако эксперты не спешат обвинять глобальную паутину во всех смертных грехах. Печатная продукция теряет популярность из-за недоступности литературы. В одном из интервью влиятельному столичному изданию президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств Надежда Михайлова рассказала, что невозможно всерьез популяризировать чтение, если в России на 146 миллионов человек приходится меньше 1000 книжных магазинов, половина из которых располагается в Москве и Санкт-Петербурге. В прошлом году только в столице закрылось сорок книжных магазинов, в Тамбове на 280 тысяч человек приходится меньше двух десятков книжных.
К сожалению, из объекта культуры книга превратилась в элемент коммерции - отсюда и кризис чтения. Эксперты убеждены, что если следовать законам капитализма и убрать "нерентабельные" книги из магазинов, то примерно 80 процентов книг окажутся выброшенными, "сброшенными с парохода современности". Не в почете окажутся исторические книги Карамзина и Соловьева, "Лекции по русской литературе" Набокова, Гомер и Лотман. Если книги не являются бестселлерами, это не значит, что их не должно быть на книжных полках.
Не первые
Мы давно перестали быть самой читающей страной в мире. В последние годы мы даже не входим в пятерку самых читающих государств. Причем падение интереса к чтению наблюдается не только у россиян - некогда самой читающей нации, но и у американцев и англичан, которые не попали даже в десятку читающих стран. Больше всех в мире, по данным исследования NOP World, читают индийцы. Жители Индии проводят за чтением книг 10 часов 42 минуты в неделю. На второй позиции Таиланд, в этом государстве читают 9 часов 42 минуты, на третьей строчке - Китай с 8 часами чтения. Россия в этом списке занимает седьмую строчку - 7 часов 6 минут.
Наверняка в среде опрашиваемых было не так много молодежи, для большинства из которых книги превратились в "динозавров", а гаджеты и игрушки вышли на первый взгляд. Поколение ЕГЭ выросло и превратилось во взрослых дядь и теть, которые воспитывают детей. Прививают ли они малышам любовь к чтению? Вопрос…
Не так давно российский писатель и публицист Юрий Поляков сетовал, что Год литературы в России прошел не слишком эффективно: "В чем был смысл? Развернуть внимание народа к серьезной литературе. Серьезное чтение - признак интеллектуальной развитости общества, что является таким же достоянием нации, как нефть, газ, уголь. Вторая задача - сплотить писательское сообщество, которое, к сожалению, разрозненно и находится в состоянии вялотекущей гражданской войны. И в смысле книжных магазинов государство наше абсолютно не выполняет свою функцию. У нас вообще какой-то рьяный перекос в сторону спорта. Я не против спорта, но если мы будем школить тело, а мозги будут пребывать в неразвитом состоянии, это тоже будет плохо заканчиваться".
Литература и книги являются частью нашей культуры, если мы перестанем это осознавать, то закрытие книжных магазинов так и останется незамеченным. По сути, это является государственной проблемой, однако в ранг таковой ее ставить никто не спешит.
"ТК" пошел на эксперимент. Журналисты посетили книжные магазины областного центра в поисках книг - шедевров мировой и отечественной литературы. К сожалению, не всех авторов удалось обнаружить на полках. С произведениями, включенными в школьную программу, проблем практически не возникает. Школьная классика превалирует на полках. То, что не входит в этот критерий, найти тяжелее. Практически ни в одном магазине не удалось обнаружить произведения Бориса Васильева. Максимум, что нам смогли предложить, это "В списках не значился" и "А зори здесь тихие". "Офицеры", "Завтра была война", "Не стреляйте в белых лебедей" - те книги, что когда-то стояли на полке фактически у любого школьника, сегодня уходят в небытие. Приходится долго искать на книжных полках Бориса Полевого, Анатолия Иванова, Лидию Чарскую… К удивлению, в единичном экземпляре представлены, а то и не удается обнаружить Георгия Иванова, Давида Самойлова, Тэффи, Аркадия Аверченко, Александра Солженицына. Причем средняя цена "нетленки" остановилась в пределах 450 рублей.
Хочется верить, что Рэй Брэдбери, как телеоператор Рудольф, не окажется пророком, и люди не начнут учить книги наизусть, чтобы хоть как-то сохранить их в памяти. Иначе вместо книжных магазинов появятся книжные музеи, тогда для людей начнется совсем другая история…