- В пожарах постоянно погибают дети, нужно эту проблему как-то решить. Поэтому считаю, что необходимо установить датчики задымления во всех ветхих и деревянных частных домах, а также в квартирах, где проживают семьи с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении (члены семьи пьют). Если в доме произойдет задымление, сработает сигнализация. В Кемеровской и Оренбургской областях власти уже установили эти датчики, они закупили их по 280 рублей. Если задымление только начинается, датчики тут же срабатывают, сигнал будит всех, - отмечает Павел Астахов.
Закупать и устанавливать датчики омбудсмен предлагает региональным администрациям.
О случаях гибели детей в пожаре российские СМИ сообщают с пугающей регулярностью. В 2013 году в Тамбове на улице Железнодорожной сгорел частный дом. В результате пожара погибли три человека: мужчина, женщина и ребенок. Невеселые новости приходят и из других регионов. Не так давно пожар погубил целую семью в Якутске, где погибли двое взрослых и двое детей. Возгорание произошло в деревянном многоквартирном доме.
Чуть позднее в поселке Черкизово в Подмосковье загорелся дом - в результате пожара погибли трое детей в возрасте от одного года до четырех лет и их бабушка. Потрясла общественность и трагедия в станице Холмская в Краснодарском крае. При пожаре от отравления продуктами горения погибли семеро детей. Также пострадал родственник семьи, который пытался спасти малышей. Погибшим было от года до десяти лет.
Всего, по данным МЧС, за минувший год при пожарах погибло 459 детей. Далеко не все из них воспитывались в неблагополучных семьях или погибли по причине невнимательности взрослых, но, тем не менее, цифра внушительная.
К слову, в Оренбургской области установили десять тысяч приборов в квартирах разных социальных групп. Одному ветерану вовремя сработавший датчик дыма даже спас жизнь.
Понятно, что в подобных приборах нуждаются многие люди, не обязательно относящиеся к категории неблагополучных семей. И все же в условиях кризиса у многих регионов нет возможности устанавливать такие приборы за счет бюджета.
Мы попытались выяснить, как сегодня в Тамбовской области обстоит дело с сопровождением семей, находящихся в "социально опасном положении". Этот эвфемистичный термин практически пришел на смену устаревшему "неблагополучная семья".
Правовой статус
Лишение родительских прав и изъятие ребенка из семьи - крайняя мера, к которой сотрудники органов опеки и попечительства стараются прибегать в самый последний момент. По информации на середину прошлого года, в Тамбовской области в начале текущего года было зарегистрировано примерно четыре тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. Это составляет два процента от общего числа детей в регионе.
Как сообщают в обладминистрации, в 2014 году было зафиксировано 443 факта раннего семейного неблагополучия, с такими семьями была организована работа. В результате было закрыто свыше 300 случаев, в основном - в связи с улучшением обстановки в семье.
- Сократилось и количество людей, лишенных родительских прав. Если еще 5 лет назад их число составляло 358 человек, то в прошлом году - 86. Также значительно снизилось количество случаев изъятия детей у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью. Если в 2010 году было изъято пятьдесят ребят, в 2014 году - всего одиннадцать. Это говорит о положительной работе областных учреждений по профилактике социального сиротства, - приводят цифры в администрации Тамбовской области.
В частности, в подобную категорию попадают семьи, где один или оба родителя пьют или употребляют наркотики, являются безработными, не имеют постоянного места жительства и регистрации, подвергают детей физическому или психическому насилию, заставляют попрошайничать. При выявлении такой семьи специалистами составляется индивидуальный план работы с ней. Как правило, он включает различные виды помощи: от трудоустройства и оформления документов до организации детского отдыха. Если семья "исправляется", то ее по истечении определенного срока снимают с учета. Если же ситуация усугубляется, то детей изымают.
- В такой семье родители, "утопая" в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. На это повлияли объективные факторы, в частности, низкий уровень жизни, "хроническая" безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы, - комментирует психолог Анна Ветрова. - Кроме того, дети, растущие в подобных семьях, как правило, имеют разного рода психические нарушения, психологические травмы и задержку в развитии.
Сопровождение
К слову, в скором времени в нашей стране может появиться должность семейного сопровождающего для особенных детей. Работать они будут с детьми, находящимися в группе риска развития стойких нарушений функций организма, сиротами, детьми из семей, находящихся в социально опасном положении. Соответствующая концепция в данный момент разрабатывается Минтрудом. Главная цель такого специалиста - консультирование родителей. Однако они могут послужить и дополнительным, наряду со школами, официальными рейдами, обращениями родственников и соседей, информаторами для органов опеки. А подобное в ряде случаев нелишне.
- После постановки семьи на учет специалисты учреждения социального обслуживания, действующего на территории фактического проживания семьи, разрабатывают и реализуют план индивидуально профилактической работы с семьей. Однако семью надо еще обнаружить. Оценивая современное российское законодательство, я прихожу к выводу, что оно в большей степени проповедует максимальное невмешательство государства в дела семьи, - отмечает юрист Евгений Снегирев. - Изъятие органами опеки детей из семьи - это, как правило, крайняя мера. Подобные семьи могут годами находиться на контроле, однако без серьезных нарушений прав детей их не поместят в детский дом. Понятно, что такое "мягкое", если сравнивать со скандинавскими странами, право может породить вопиющие случаи насилия над детьми или оставления их в опасности. Тем не менее, эта сфера настолько тонкая и противоречивая, что легко может вылиться во "властный произвол" со стороны органов власти (на что напирают наши правозащитники). Я сторонник, наверное, мягких, предупредительных мер. Современное российское право считает, что ребенку лучше расти в родной семье, а если атмосфера в семье не способствует его адекватному всестороннему развитию, то государство обязано помочь такой семье. И только уже исчерпав имеющиеся ресурсы, изымать детей. Тем не менее, существующего контроля, как мы видим, не всегда достаточно. Именно поэтому мысль об установке датчиков дыма, желательно с возможностью автоматического вызова экстренных служб, кажется мне весьма здравой.