Так родилась идея конкурса маркетинговых исследований, которая нашла отклик сразу в нескольких студенческих потоках, а потом к ним примкнули и школьники, которым еще только предстоит определиться с будущей профессией и выбрать специальность.
Интересно, что эта идея пришла в голову сразу нескольким разным людям, которые впоследствии объединились и стали партнерами проекта.
Маргарита Лукъяненко работает на кафедре менеджмента ТГТУ и является куратором студентов.
- Трижды проведя конкурс предпринимательских идей "На пути к старт-ап", мы поняли, что это слишком общий формат, который не в полной мере отражает именно маркетинговую составляющую исследования. Поэтому было решено вычленить эту идею и сделать акцент на ней. Таким образом, получился конкурс маркетинговых исследований "Фактор рынка". Ребятам нужно проходить практику, писать дипломы, формулировать направления исследований для дипломных и курсовых работ. И этот проект помогает студентам решить сразу несколько задач: найти базу для дальнейшей практики, увидеть свою работу в реальности - как и что производится, самим поучаствовать в этом, пообщаться с представителями самых разных подразделений предприятия, - поясняет преподаватель.
Одним из первых идею проведения такого конкурса поддержал тамбовский региональный общественный Фонд "Собиз Инвест".
- Мы заметили, что современное высшее образование часто не имеет адресности, и увидели разрыв между самим образованием и его практическим применением. Поэтому решили помочь ребятам определить свое будущее, свою профессию и откликнулись на участие в этом проекте, предложив свои задания для студентов, - рассказывает президент регионального общественного Фонда "Собиз Инвест" Виталий Вутнанс.
- Специалисты Фонда стараются приобщить студентов к реалиям современной экономики. Задание провести маркетинговое исследование рынка - не из простых. Все как в реальном бизнесе, чтобы ребята уже сейчас учились адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
Одной из площадок для исследований выбрали ОАО "Тамбовский хлебокомбинат" ("Хлебокомбинат на Чичканова"). Студентам поставили задачу исследовать предложения конкурентов на тамбовском рынке хлебобулочных изделий. По задумке, каждый из ребят, по сути, перевоплощается в торгового представителя хлебокомбината и "выуживает" информацию о том, как и чем торгуют компании-конкуренты, какая продукция популярнее у тамбовчан и в чем ее преимущества. Словом, выяснить все, что может помочь предприятию "переплюнуть" других, а бизнесу - пойти в гору.
Для лучшего знакомства с работой предприятия для ребят провели экскурсию по комбинату и рассказали, как оно росло и развивалось, с показом основных технологических операций и технологий производства хлеба. Конечно же, не обошлось без дегустации! Оценить вкус свежевыпеченного горячего батона прямо с пылу с жару, а также понять, как все устроено в процессе его готовки, и познакомиться с персоналом завода смог каждый из студентов.
- На самом деле, это очень важная работа, на сбор информации всегда не хватает времени. А здесь у нас появится возможность посмотреть на себя свежим взглядом, а заодно подобрать себе будущие кадры, - поделился своими впечатлениями от визита студентов на предприятие представитель ОАО "Тамбовский хлебокомбинат" Александр Чугунов.
Помимо школьников, в проекте "Фактор рынка" заняты представители трех направлений подготовки ТГТУ - студенты-экономисты, маркетологи и инженеры технических специальностей. В связи с этим и задачи, которые им предстоит выполнить, разделены на три группы: экономические задания, маркетинговые исследования и техническое задание на применение какой-либо технологии. Партнеры, в свою очередь, делятся с ребятами своим опытом, показывают, как работают реальные рыночные механизмы, дают ценные рекомендации по предпринимательским идеям и тому, как их реализовывать. Такое сотрудничество оказывается выгодно всем.
На подготовку исследований рынка ребятам отведено два с половиной месяца. В середине февраля организаторы подведут итоги конкурса. Студенты получат сертификаты участников, а лучшие из них - дипломы победителей. Кроме того, автор самого полезного исследования сможет рассчитывать на ценные призы и финансовую поддержку от хлебокомбината.
Маргарита СВЕТЛОВА