Газета №45 (1017), 10 ноября 2015
Перейти к номеру

Влетит ли борщ в копеечку?

10 ноября 2015, 15:51 Прочитали 836 раз
Об овощах, экономике и ценовых качелях
Почти три месяца тому назад в закулисье редакционного шума появилась такая тема: борщ как индикатор экономики. Посидели журналисты, как говорится, покумекали и решили, что писать о том, как ВСЕ жутко подорожало и как выжить в условиях экономических и санкционных качелей, уже (будем честными сами перед собой) поднадоело. Разумеется, что тема ценовых войн не может в одночасье перестать быть интересной; людей она интересует, поскольку по магазинам и рынкам ходят все. Но вот цифры, говорящие о том, что масло, к примеру, подорожало на сорок процентов, а курица подешевела на двадцать восемь, мало кому нужны, да и мало кому понятны. Поэтому о наших баранах, пардон, наших продуктах поговорим на языке, понятном всем без исключения.

Напомним, что в августе этого года мы решили пойти на эксперимент и проанализировать, как изменится стоимость продуктов питания в разное время года. Для чистоты эксперимента было составлено примерное меню на день среднестатистического тамбовчанина. Причем мы покупаем одни и те же продукты в одном и том же месте. Наше меню, по выражению тамбовских коллег-журналистов, было несколько аскетичным. Но, как говорится, кому хлеб за счастье, а для кого и осетрина пересолена. Итак, усредненное тамбовское меню выглядело так:

Завтрак: рисовая каша, стакан молока.

Обед: борщ.

Ужин: макароны с курицей.

Отправились мы за продуктами туда, где закупается большая часть наших земляков - в один из магазинов вездесущей торговой сети. Итог наших прогулок красноречиво отразился на ценнике: наше "аскетичное" меню обошлось нам в 404 рубля 11 копеек: чтобы приготовить завтрак, нам понадобилось 136 рублей, итоговая стоимость ингредиентов борща вышла в 238 рублей 21 копейку. Ужин состоял из части курицы, которую мы не пожертвовали борщу, и макарон, цена которых равнялась 29,9 рубля.

Приступаем к эксперименту номер два.

От еды до сумы

Любите осень из-за красок. Какой бы она ни была хмурой и неприветливой, ей всегда есть чем удивить. Но опустим лирическое отступление. Отправляемся в магазин. Первым отделом, куда мы направились, был отдел "молочки". Здесь, судя по ценам, коровы питались исключительно санкционными продуктами. Но нет, нам повезло, среди разнообразия цен находим средний сегмент: за литр молока платим сорок один рубль. Как и в первый раз, берем продукцию местных производителей, благо, выбор есть. Далее продвигаемся в отдел с крупами. Здесь, на удивление, полупустые полки. Или проголодавшиеся по причине тяжелого рабочего дня тамбовчане смели все с прилавков за несколько минут/часов до нашего прихода, или сотрудники сети пожадничали с раскладкой товаров. На большей части круп ярким клеймом стоит желтый ценник. На полупустых прилавках это выглядит издевкой. Но ничего, мы люди не гордые. Покупаем рис стоимостью сорок один рубль за килограмм.

Кстати, блуждая по отделу с крупами, невольно вспоминаем недавнюю "рисовую" и "гречневую" истерии. "Суровое" время вроде бы прошло, а вот цена за килограмм гречки плавно к сотне рублей подкатывает. Так, может, желтые ценники - это спасательный круг? Хотя кто этих коммерсантов разберет. К сахару подходить не менее страшно - вдруг стоимость "сладкой" смерти резко подскочила?! Ан нет, пятьдесят рублей за килограмм (в августе за сорок восемь брали). Придирчивый читатель может возразить: мол, можно и дешевле найти. Может, конечно, и можно. Но только торговая сеть нам выбора не оставила. На полке сахар ютился всего лишь одной компании - не тамбовской.

В результате завтрак нам обходится в 132 рубля, что на четыре рубля дешевле, чем три месяца назад. Ну что ж, уже не плохо. А вы как считаете?!

О борщ, ты - мир!

Плавно приступаем к покупке ингредиентов для главного блюда - борща. Здесь недавно убранный урожай позволяет разгуляться от души: полки буквально ломятся от различных овощей. Правда, сотрудники магазина несколько погорячились, рядом с арбузом выложив хурму, но, видимо, сегодня торговая сеть готова в пик импортозамещения предлагать любые товары в любое время года.

И снова радуемся: практически все овощи выращены на российских грядках, примерно четверть из них - на тамбовских. Итак, за килограмм тамбовской картошки отдаем 55 рублей. Кочан капусты обошелся нам в 13,83 рубля. За чуть более чем триста граммов лука - а это несколько головок - платим 4,73 рубля. За такой же вес морковки отдаем 6,27 рубля.

Напомним, что борщ мы готовили тамбовский усредненный, ибо он вызывает меньше всего споров. Почему? Да потому что начни мы говорить о секретах приготовления борща украинского, московского или сибирского, как на нас со всех сторон посыплется критика от кулинарных гениев: мол, это не так и это не туда. Поэтому готовим то, что понятно и доступно среднестатистическому жителю области.

Теперь выбираем мясо. В предыдущем репортаже мы пояснили, почему выбор пал на курицу. Кстати, хозяюшки все-таки припомнили журналистам, что борщ с курицей - это, простите, "горячее" с капустой, мясом и свеклой, но никак не борщ. Соглашаться с этим или нет - дело каждого. Но в наш рецепт вмешались в первом эксперименте все те же коммерсанты. Дело в том, что при первом походе в магазин в вездесущей и практически всемогущей торговой сети не оказалось свинины. Пришлось остановить свой выбор на курице, ну а для чистоты эксперимента кур на переправе мы решили не менять. Кстати, за килограмм куриного мяса мы платим 173 рубля, что практически на четырнадцать рублей больше, чем в августе.

Итого, кастрюлька борща нам обходится в 253 рубля 83 копейки. Что ж, борщ решил подорожать, а овощи - ударить по карману.

Беремся за ужин. Часть курицы мы намеренно оставили на ужин - не все же жертвовать борщу. В приготовлении ужина опускаем романтику, креативный подход и итальянские традиции: продолжаем представлять, что, кроме части курицы и упаковки макарон, у нас нет ничего. Возвращаемся к прилавку: мимо стеллажа с импортными макаронами идем к нашим, отечественным. И снова к нам на выручку приходят соседи-липчане. За полкило крупы платим 20 рублей 10 копеек.

Подсчитываем скромные сбережения: минимум нашего рациона составляет 405 рублей 93 копейки. Как оказалось, сумма первого эксперимента практически сопоставима со вторым. Вот только борщ подорожал.

Кто-то скажет, что не по тем магазинам мы ходили, что много обращали внимания на желтые ценники, что аскетично подошли к выбору меню. Эти люди будут стократно правы, если бы не одно "но": не каждая семья может позволить себе и этот выбор.

Вместо морали

Когда мы готовились к первому эксперименту, советчиков и критиков у нас было хоть отбавляй. Советовали составить полноценное меню с овощами и фруктами, говорили о том, что неплохо было бы рассчитать стоимость коммунальных услуг с учетом того, сколько тратится энергии на приготовление все той же пресловутой кастрюли борща. Находились патриоты, твердившие, что весь мир обозлился на нас, а значит, нужно потерпеть и подождать. Мол, экономика стабилизируется, жизнь наладится. Все мы в это верим, а вместе с тем, цена борща растет. Радует то, что стоимость других продуктов, опять-таки, судя по нашему эксперименту, снижается.

Через пару-тройку месяцев мы вернемся к нашему эксперименту. Правда, год будет другим, да и борщ не будет прежним, а вот во сколько он нам встанет, покажет уже 2016-й. Надеемся, что перемены настанут и в области кулинарии. Ведь в новом году так хочется верить в хорошее. Может, тогда борщ станет индикатором чуда, а не показателем экономики.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер