Газета №44 (1016), 3 ноября 2015
Перейти к номеру

Открытость. Прозрачность. Конкуренция

3 ноября 2015, 16:15 Прочитали 1 023 раза
Сергей Маркин, главный федеральный инспектор в области: «Мы должны поддерживать добросовестную экономику»
Единая контрактная система была введена в России полтора года назад. Несмотря на то, что система функционирует больше года, в Закон о контрактной системе то и дело вносятся поправки, что вызывает у участников процесса массу вопросов. Да и в обществе понимание того, что же такое госзакупки и для чего они нужны, во многом так и осталось неясным.

Обратимся к истории. Возросшие в 2000-х годах доходы госбюджета привели к тому, что объем госзаказов, размещаемых федеральными и региональными органами власти, начал расти. В отличие от тотального безденежья 90-х государство начало гарантированно оплачивать госзаказы, тем самым становясь привлекательным для различных компаний. Вместе с тем стала расти коррупция, на увеличение которой косвенным образом повлияло увеличение доли госконтрактов, размещаемых у единственного источника. "Откаты" стали частыми явлениями.

Решить накопившиеся в сфере госзакупок проблемы был призван принятый в 2005 году ФЗ № 94 "О госзакупках". Благодаря принятию этого закона был сформирован институт госзакупок. Закон позволил добиться существенного повышения информационной открытости государственного заказа: был создан единый официальный сайт закупок, возникло государственное регулирование госзакупок в виде норм и санкций за их нарушение. Однако 94-ФЗ вызывал много нареканий со стороны общественных и государственных институтов. Главный его недостаток состоял в его узконаправленности. С 1 января 2014 года вступил в действие новый закон, направленный на повышение прозрачности, конкуренции и открытости госзакупок. Если раньше закон расписывал только процедуры проведения торгов, то ныне действующая контрактная система регламентирует все, что относят к бюджетным затратам, начиная с момента планирования закупки и заканчивая оценкой ее эффективности. Это позволяет сократить количество лазеек для нерадивых поставщиков и заказчиков.

Так зачем нужны госконтракты? По сути, государственные закупки являются процессом заключения договоров для доставки товаров, а также для оказания услуги для муниципальных и государственных нужд. Но нужды для государства могут быть разными: начиная от строительства детских садов, заканчивая обеспечением качественных продовольственных товаров. Здесь же на помощь приходит система госконтрактов, призванная обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как развивается контрактная система сегодня, а главное, как повысить ее эффективность и прозрачность - получить ответы на эти и иные вопросы представителям различных субъектов России помог Тамбов, ставший площадкой для проведения межрегиональной конференции.

Опыт как показатель эффективности

Межрегиональная конференция, посвященная проблемам и перспективам развития контрактной системы в сфере госзакупок, в нашем регионе прошла впервые в рамках соглашения, заключенного Комитетом государственного заказа области и Национальной ассоциацией институтов закупок (НАИЗ). В ней приняли участие представители регионов Центрального федерального округа, Санкт-Петербурга, Волгоградской и Нижегородской областей. В центре внимания - 44-й Федеральный закон, понять и разобраться в котором подчас тяжело даже профессионалам. Цель подобного мероприятия - выработать единый подход к решению различных вопросов, а также рассмотреть практики по работе с контрактной системой, применяемой в регионах.

Но главное, что дает эта конференция, - возможность в режиме живого диалога обратиться за разъяснением тех или иных норм закона непосредственно к его разработчикам - представителям Минэкономразвития и центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы.

Что касается практической деятельности, то представители каждого региона-гостя приехали в Тамбов не только с целью продемонстрировать свои находки, но и чтобы перенять у соседей опыт и методологические разработки по решению сложных вопросов. Так, к примеру, представители Волгоградской области поделились своими наработками в сфере проведения совместных закупок. Представители же Нижегородского региона вышли с рядом правовых инициатив, направленных на повышение эффективности системы.

Своим опытом поделились и хозяева мероприятия. По данным, полученным в региональном комитете государственного заказа, сегодня в Тамбовской области активно прорабатывается вопрос проведения совместных торгов среди учреждений здравоохранения и социальной сферы. При этом упор делается на автоматизацию данных процессов. Цель такого подхода - сократить трудозатраты заказчиков при подготовке документации как уполномоченного органа, так и заказчика. Если раньше на подготовку одной процедуры у Комитета уходило около 2-3 часов, то теперь время сократилось в два раза. Кроме того, активно ведется работа по созданию типовых контактов и каталога товаров.

Если говорить о целесообразности системы государственных закупок, то одним из важных показателей системы является возможность экономии средств. Так, за 9 месяцев текущего года экономия по госконтрактам Тамбовской области составила около 650 миллионов рублей, что составляет почти 10 процентов от общего объема закупок. Региональные эксперты отмечают, что это достаточно хороший показатель, положительно оценивающий всю систему закупок Тамбовской области. Отметим, что на протяжении нескольких лет наш регион в "Национальном рейтинге прозрачности закупок" входит в число субъектов с "высокой прозрачностью", занимая лидирующие позиции в ЦФО.

В целом комитет государственного заказа Тамбовской области работает почти с 300 заказчиками. Количество закупок за 9 месяцев 2015 года составило 5 тысяч, в месяц специалистам приходится обрабатывать более 600 заявок заказчиков на закупку.

Госконтракт: курс на эффективность

Рассматривая сегодня вопросы социальной сферы и экономики, нельзя переоценить значимость контрактной системы, ее влияние на развитие той или иной сферы. Главный федеральный инспектор в Тамбовской области Сергей Маркин отметил, что одним из направлений этой системы является поддержка отечественных товаропроизводителей.

- Прежде всего, мы должны поддерживать добросовестную экономику, добросовестных предпринимателей, которые ценят свою репутацию.

Сейчас одним из вопросов повышения эффективности госзакупок является "борьба" с так называемыми "своими", когда заказ уходит близким родственникам, друзьям или иным "хорошим" товарищам. Несмотря на то, что в самом законе заложены меры по исключению таких исполнителей, эксперты признаются, что подобные случаи не единичны. Прежде всего, меры борьбы с "заточками" под конкретного поставщика ведет конкурсная комиссия, которая проверяет компании на аффилированность заказчику. При подтверждении этого компания просто не допускается к участию в конкурсных процедурах.

Но и это не все. В комитете госзаказа области пояснили, что в России создан так называемый "черный список" - реестр недобросовестных поставщиков, который ведет ФАС. В числе прочих в него занесены и компании Тамбовской области, недобросовестно исполняющие государственный контракт.

Причем проблема эта, по словам участников конференции, лежит в иной плоскости, нежели простое нежелание компаний следовать букве закона.

- Закон призван регулировать как действия заказчика, так и действия поставщика, чтобы не было "заточек" под конкретную компанию. Но без повышения культуры всех участников процесса в плане соблюдения норм законодательства ничего не получится, - рассказал заместитель директора Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Дмитрий Готовцев.

Вопросы открытости и прозрачности госзакупок на повестке дня основные. Они интересуют как уполномоченный орган, непосредственно самих участников закупки, так и общество в целом.

- Одно из самых больших достижений контрактной системы в том, что она сделала закупки абсолютно прозрачными. Заключается это в том, что любой желающий гражданин, любая общественная организация может посмотреть, проведение каких закупок планируется, кто был выбран поставщиком, какие закупки уже проведены, исполнен ли контракт, обратить внимание на ту или иную закупку, в том числе нужна ли она была и проведена ли конкурентными способами. Это дает возможность соблюсти нормирование процесса, избежать закупок предметов роскоши, - пояснил Дмитрий Готовцев.

Одним из вопросов, волнующих профессиональное сообщество, стала проблема образования людей, занимающихся госзакупками. Участники конференции отметили, что зачастую закупками занимаются сотрудники компаний "по совместительству", не всегда понимая сущность и значение процедуры. Ведь как таковой профессии "специалист в сфере закупок" не существует. Решением могло бы стать появление в России таких специальностей, как специалист в сфере госзакупок. Кстати, стандарты для появления такой профессии уже разработаны Национальным советом при президенте по профессиональным квалификациям. Для окончательного создания новых специальностей необходимо соответствующее распоряжение Минтруда. Обсуждалась на конференции и возможность создания "Дня закупщика". Предположительно датой нового профессионального праздника может стать 5 апреля - день, когда президентом был подписан закон о госзакупках

Буква закона

В Тамбов гости привезли в числе прочих предложений и наработок пояснения к нормам закона, которые вступили или вступят в силу в ближайшее время.

Так, в 2016 году в эксплуатацию будет введена Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок. Это позволит значительно облегчить жизнь как органов регулирования, так и поставщиков, которые смогут анализировать поступающие сведения от обеих сторон.

Не оставили в стороне законодатели и разработку антикризисной программы. В частности, в сфере госзакупок было предложено четыре антикризисные меры, которые позволят снизить нагрузку на поставщиков. Напряженность связана, прежде всего, со сложившейся в мире экономической ситуацией и нестабильностью рубля. Это привело к тому, что при исполнении государственных и муниципальных заказов некоторые контракты оказались на грани срыва. Дмитрий Готовцев уточняет: связано это не с поведением поставщика, а с ситуацией на рынке. Антикризисные меры же позволяют не допустить роста неисполненных контрактов.

Что же касается предотвращения рисков, связанных со злоупотреблением и недобросовестным поведением заказчиков и исполнителей, одной из мер стал полный запрет участия в госзакупках оффшорных компаний - юридического лица, местом регистрации которого является государство, предоставляющее налоговые льготы и не предусматривающее раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. По информации Минэкономразвития, такая норма связана с тем, чтобы не допустить вывод бюджетных средств консолидированного бюджета РФ за пределы территории РФ.

В целом же проведение подобных мероприятий, по словам участников и организаторов, имеет большое значение не только в плане обмена опытом, но и в том, что позволяет специалистам, занятым в сфере госзакупок, повышать профессиональный уровень и находить эффективное решение возникающих проблем. Кстати, выработка интересных методик и практик на уровне регионов позволит усовершенствовать систему в целом, исключив из нее по результатам практической работы возможные пробелы в законодательстве.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер