Газета №33 (1005), 18 августа 2015
Перейти к номеру

Эффективная закупка

18 августа 2015, 16:43 Прочитали 886 раз
Фонд содействия бизнесу «Собиз» продолжает серию интервью с представителями государственных органов, управлений и комитетов
Фонд содействия бизнесу «Собиз» продолжает серию интервью с представителями государственных органов, управлений и комитетов администрации нашей области и города Тамбова, в той или иной степени оказывающих влияние на деятельность представителей малого и среднего бизнеса.

Сегодня мы беседуем с исполняющим обязанности председателя комитета государственного заказа Тамбовской области Артемом Свешниковым. На наш взгляд, интервью получилось интересное и неоднозначное, поэтому ждем ваших откликов и комментариев. Думаем, что у вас возникнут вопросы, обобщив которые, мы зададим их этому интересному человеку и неординарному руководителю.

- Артем Валерьевич, расскажите о работе комитета. Что входит в ваши обязанности?

- Комитет государственного заказа является уполномоченным органом в сфере закупок для нужд государственных заказчиков и бюджетных учреждений Тамбовской области. В функции комитета входит определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов, таких, как открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме, запрос котировок и предложений. Комитет транслирует политику законодательной и исполнительной ветвей власти в области закупок, сам принимает активное участие в нормотворчестве, являясь разработчиком основных документов в сфере закупок на уровне субъекта Федерации, осуществляет функции регулирования в контрактной системе в рамках, определенных законом. Работает комитет с почти тремястами государственными заказчиками и бюджетными учреждениями области.

За первый квартал комитетом было размещено около двух тысяч восьмисот извещений о закупках. Основную долю опубликованных извещений занимают открытые аукционы в электронной форме. Это самый востребованный способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика). Мы стремимся к тому, чтобы доля открытых аукционов в электронной форме постоянно возрастала. Это очень конкурентный, открытый, прозрачный и эффективный способ. Основная доля экономии комитета приходится именно на открытые аукционы в электронной форме. За первый квартал мы сэкономили более трехсот тридцати миллионов рублей. В эквиваленте это составляет где-то десять-двенадцать процентов от суммы размещенных заказов.

Открытые аукционы в электронной форме эффективны по нескольким причинам. Первое - это самый оперативный способ осуществления закупки, в котором могут принимать участие все поставщики соответствующих товаров, работ и услуг вне зависимости от организационно-правовой формы и географического положения. Все это обеспечивает активное участие в закупках поставщиков из различных регионов. Второе преимущество заключается в том, что первые части заявки не содержат данных об участнике закупки, что обеспечивает объективность и непредвзятость заказчиков при выборе победителя. Для потенциальных участников это процедура с открытой и честной борьбой, суть которой заключается в предложении наименьшей цены контракта. В процессе проведения открытых аукционов в электронной форме стоимость контракта можно многократно менять в зависимости от условий, предложенных конкурентами. Это дает возможность гибко реагировать на ситуацию и предлагать заказчику более выгодную цену. Для самих заказчиков преимущество открытых аукционов в электронной форме заключается в том, что такая форма позволяет существенно экономить время и средства.

Если говорить о работе комитета, то, помимо того, что мы являемся уполномоченным органом для государственных заказчиков и бюджетных учреждений, на нас также возложена функция по регулированию контрактной системы на территории области. Соответственно мы работаем с муниципальными образованиями, с полномочными органами. В основном это связано с методической помощью, разработкой нормативно-правовых актов в сфере контрактной системы, которые принимаются на уровне области.

- Из множества обращений предпринимателей в наш Фонд явно прослеживается, что, по их мнению, честно участвовать в торгах и госзакупках невозможно в связи с тем, что существуют тендеры «для своих». Что Вы думаете по этому поводу?

- Федеральный закон №44-ФЗ основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и так далее. Таким образом, осуществляя закупки в соответствии с нормами 44-ФЗ, заказчик просто обязан придерживаться тех же принципов, а значит, проводить свои закупки открыто, не ограничивая конкуренцию.

Недовольство предпринимателей вполне объяснимо, ведь в соответствии с нормами 44-ФЗ заказчики имеют право устанавливать требования к товарам, и многие этим правом пользуются, так как основная цель закона - приобрести товары, работы, услуги соответствующего качества по оптимальной цене. Этот баланс всегда нужно выдерживать. Бывают иногда и усложненные технические задания в целях приобретения более качественного товара по желанию заказчика. Это, как правило, и расценивается как создание условий, исполнить которые могут только "свои" участники. Однако, предусмотрев такое право для заказчика, 44-ФЗ предусматривает и право участника закупки подать запрос на разъяснение положений документации (если какие-либо положения вызывают вопросы или сомнения у участника закупки), а также право подать жалобу на действия заказчика, если участник закупки сочтет, что его права грубо нарушены. Но, как показывает практика, таким правом участники закупок пользуются неохотно, все чаще это сводится к простым высказываниям в кругу предпринимателей.

Подготовить заявку на участие в закупке и принять в ней участие не так сложно. Необходимо просто потратить некоторое время, а этого, как правило, предприниматели делать не хотят. Но ведь если они требуют профессионализма от заказчика, то и заказчик, в свою очередь, имеет право проверить профессионализм участников, пусть даже путем установления требований к товарам, материалам и тому подобному. Ведь если участник не имеет представления о тех товарах или материалах, которые он предлагает, то о каком качестве исполнения контракта можно говорить? А учитывая тот факт, что установить требования к участникам заказчик имеет право только в отдельных случаях, то для большинства заказчиков установление требований непосредственно к товару/материалу - это единственная возможность проверить пониманием участником закупки предмета контракта и по возможности исключить фирмы-"однодневки", но никак не ограничить круг потенциальных участников.

Если говорить о документальном подтверждении недовольства предпринимателей, то по тем заявкам, с которыми работает комитет, за первый квартал поступило двадцать пять жалоб в УФАС, из них обоснованных - всего три. Мы видим, что обоснованные жалобы составляют около десяти процентов от общей массы. Это довольно небольшой показатель, да и количество жалоб тоже небольшое, учитывая, что мы провели около двух с половиной тысяч процедур за первый квартал. Стоит также обратить внимание на то, что десять процентов обоснованных жалоб связаны не столько с преднамеренным ограничением конкуренции, а в большей степени - с недостаточным уровнем профессионализма заказчиков. Над чем в настоящее время и работает комитет.

Об отсутствии какого-либо ограничения также свидетельствует наличие в среднем двух-трех участников на каждой закупке. С каждым годом количество участников увеличивается, однако не стоит забывать о том, что это количество, прежде всего, зависит от сферы деятельности.

Кроме того, в нынешнем году в связи с определенными финансовыми трудностями в стране правительство подготовило ряд постановлений, которые направлены на поддержку предпринимателей. Это связано с реструктуризацией по образовавшимся штрафам, пеням, которые возникли в связи с изменением внешних условий. Это касается и обеспечения исполнения контракта, где у заказчика есть право в определенных случаях не устанавливать банковскую гарантию, что тоже облегчает бремя поставщиков. Также законом предусмотрено предоставление преимуществ субъектам малого бизнеса и некоммерческим организациям. Статьей 30 закона №44 закреплено, что государственные и муниципальные заказчики должны осуществлять закупки в размере не менее пятнадцати процентов у субъектов малого предпринимательства и СОНКО. Это тоже поддержка малого бизнеса, плюсом к которой является условие оплаты по данным контрактам в течение тридцати дней с даты подписания документов о приемке. Таким образом, действия Федерального закона №44-ФЗ, так же, как и действия заказчика, направлены на повышение открытости и прозрачности информации о закупках, на повышение конкуренции.

- Как бы Вы могли прокомментировать слова Дмитрия Медведева: «Если говорить о регионах, надо самым внимательным образом разбираться с теми, кто причастен [к воровству при госзакупках] и сажать в тюрьму. Другого выхода нет»?

- Сфера закупок связана с коррупционными рисками. Закрепленный в законе №44-ФЗ общественный контроль уже работает и в определенной мере позволяет снижать коррупционные риски. Общественный контроль - один из самых эффективных способов не только в борьбе с коррупцией, но и в создании общего положительного имиджа региона. Общественных контролеров сегодня боятся не меньше, чем ведомственных.

Однако в этой области также остается масса нерешенных проблем. В борьбе с коррупцией, в первую очередь, следует обратить внимание на законодательство. По мнению некоторых экспертов, "коррупция заложена в сами нормы 44-ФЗ". Одним из средств снижения коррупционных рисков может стать путь централизации закупок. Контрактная система требует качественно иного уровня подготовки кадров. Постепенно приходит понимание того, что закупщик - особая профессия, которой надо учиться. Ужесточение наказания за нарушения в области закупок, на мой взгляд, не приведет к результатам, а вот развитие культуры закупок - важный элемент в противодействии злоупотреблениям в этой области.

У предпринимателя, в свою очередь, должно быть понимание (и 44-ФЗ это тоже предусмотрел), что у него есть все инструменты для того, чтобы закупка прошла полностью в соответствии с требованиями закона. Вопрос в том, воспользуется ли он этим правом или будет говорить всем вокруг о несправедливости торгов.

Бывает и такое, что на аукцион выходят пять-семь участников и почему-то не дают ни одного ценового предложения. Трудно оценивать, с чем это связано. Возможно, у них изменились планы, внутренняя политика, возможно, какие-то "внешние силы" заставляют их не участвовать в аукционе. Есть уже решения Тамбовского УФАС, а также общероссийская практика, судебные решения по сговору участников на торгах.

- Вы за индивидуальный подход в вопросе наказания?

- Я за ответственность и заказчика, и поставщика. У тех, кто работает именно в сфере бюджетных средств, должна быть повышенная ответственность должностных лиц за экономию и целевое использование бюджетных средств, а также усилена антикоррупционная составляющая при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Если же говорить об ответственности участников закупок, которая является довольно "скромной" по сравнению с ответственностью заказчика, то для них она должна быть не менее жесткой, так как в настоящее время их ответственность начинается только с уклонения от заключения контракта и заканчивается неисполнением контракта. Однако нередко участники предоставляют непосредственно в своих заявках недостоверные сведения о предлагаемом товаре, которые в дальнейшем приводят к невозможности приемки товара на условиях, включенных в контракт, и как следствие, внесению участника в РПН. Но заказчика в данном случае это уже не спасает, так как время на проведение процедуры закупки уже потеряно, и, в конечном счете, он остается без желаемого товара. Таким образом, если ответственность заказчика начинается уже с планирования закупки, то для участника закупки она должна начинаться с момента подачи заявки на участие в закупки путем несения ответственности за предоставление недостоверных сведений, содержащихся в ней, с учетом того, что у заказчика будет предусмотрено право проверить предоставленную участником закупки информацию.

Таким образом, подход в сфере наказаний должен быть, если говорить об участниках закупки и заказчиках, в большей степени не индивидуальным, а равным как для заказчика, так и для участника закупки, что, кроме всего прочего, приведет к равному участию поставщиков, исключая выигрыш с предложением по более низкой цене, чем конкуренты, только по той причине, что первая часть содержала информацию, не соответствующую реальным характеристикам товара, что в конечном итоге и привело к возможности снижения цены контракта.

Если говорить про индивидуальный подход к наказанию заказчиков, то в отдельных случаях, возможно, надо решать вопрос и индивидуально, так как бывают аукционы на сумму двадцать тысяч рублей, а ответственность заказчика или членов аукционной комиссии при формальном нарушении законодательства может быть больше, чем сумма этого аукциона. Человек может получать зарплату пятнадцать-двадцать тысяч рублей, а сумма штрафа будет, к примеру, тридцать тысяч рублей. Здесь есть о чем подумать и куда совершенствоваться.

- Расскажите о себе. Как Вы пришли к своей нынешней должности?

- Почти пять лет я проработал в управлении муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова. На мой взгляд, это очень интересное и перспективное направление деятельности. Здесь часто происходят большие изменения. Поэтому нужно постоянно быть в тонусе, так что скучно на работе не бывает никогда. Мы все время узнаем что-то новое, в процессе профессиональной деятельности приходится принимать интересные управленческие решения. Я очень люблю свою профессию, мы очень много проводим семинаров, где непосредственно общаемся с нашими заказчиками. Это действительно живой диалог. Сфера очень разноплановая, возникает множество смежных вопросов, в которые постоянно приходится погружаться. Это сфера очень важная, ответственная, постоянно развивающаяся.

- Как Вы видите будущее вашего комитета? Что в его работе планируете изменить в ближайшее время?

- С мыслью о том, как должен выглядеть комитет, я прихожу на работу и ухожу с нее, потому что мы понимаем, что развивается контрактная система, а значит, должен развиваться и комитет. Главная задача комитета государственного заказа на сегодняшний день - это, конечно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Эффективность осуществления государственных и муниципальных закупок напрямую зависит от применяемых средств автоматизации. Развитие региональной информационной системы в этой сфере как главного инструмента централизованного управления системой закупок относится к числу приоритетных задач комитета. В настоящее время весь процесс от подачи заявок до принятия окончательного решения об опубликовании закупки осуществляется в автоматизированном режиме. Функции системы постоянно совершенствуются и адаптируются к условиям и требованиям законодательства.

Посредством работы в автоматизированной системе снижается время обработки заявок заказчиков, которые поступают в комитет. Это очень важно, так как процедуры и так длительны, и мы должны минимизировать время на подготовку и размещение заказов. Это также удобство работы между заказчиком и комитетом. Теперь не нужно привозить документы в комитет, а можно воспользоваться единой системой, при этом идет экономия и рабочего времени сотрудников. В системе можно отследить в режиме реального времени, на какой стадии находится заявка, у какого она специалиста и сколько времени он над ней работает.

Вы говорили про некоторые сложности для предпринимателей при участии в конкурсных процедурах, связанных с подачей заявок. В связи с этим одним из направлений работы комитета должна стать деятельность по формированию библиотеки типовых и унифицированных контрактов, технических заданий, требований к закупаемым товарам, что исключит возможность закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами по завышенным ценам. Эффективной можно считать закупку, при которой использован конкурентный способ определения поставщика и соблюден баланс качества и цены (в результате чего получены товары, работы или услуги необходимого качества, и цена при этом ниже розничной).

Задача и комитета, и всей системы органов исполнительной власти сегодня - выработать единые подходы к составлению конкурсной документации, чтобы все заказчики могли ими руководствоваться, они были выверенными, без завышенных требований, соответствовали законодательству, потребностям заказчика, и это упростило бы всем работу.

Для создания условий по своевременному и качественному осуществлению закупок, выработки инновационных методов и подходов в управлении по обеспечению государственных и муниципальных нужд, а также реализации положений закона №44-ФЗ необходимо вести постоянную работу по информационному и методическому сопровождению деятельности заказчиков, повышению квалификации специалистов. В этом направлении мы организуем обучающие семинары по вопросам участия в государственных и муниципальных закупках и стараемся оказывать необходимую методологическую помощь. Важным аспектом является работа с общероссийскими организациями, которые занимаются сферой закупок. При нашем комитете работает общественный совет, где рассматриваются насущные проблемы, которые возникают в работе комитета, перспективные планы развития.

Самое главное в нашей работе - это не формальные отчеты о проведении закупки или освоении бюджетных средств, а конечный результат, заключающийся в проведении эффективной закупки. Это непростая задача, и мы будем прилагать все усилия для ее выполнения.

Интервью взяла Ксения Абрамова, руководитель пресс-службы ТРО Фонд «Собиз Инвест»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер