На сорок лет назад
Последние годы жизни царской семьи покрыты таинственным мраком, как подобает говорить в таких случаях, по сей день. И если в годы советской власти все было более-менее понятно: одна точка зрения - один итог, то девяностые годы открыли миру многие воспоминания и точки зрения.
- Я к этой встрече готовился более сорока лет, - рассказывает журналист, писатель, историк-краевед Владимир Середа.
Вместе со своей супругой тамбовской писательницей и поэтессой Ириной Машенковой Владимир Павлович совершил паломничество на свердловскую землю. Судьба царской семьи для тамбовчан стала не просто историей.
- Поездка оказалась случайной. За день до отправления нам позвонили знакомые и предложили поехать к месту гибели последнего российского императора и его семьи. Мы, не раздумывая, собрали вещи. Вот только готовиться к подобной поездке я стал задолго до этого. Еще когда я был студентом первого курса исторического факультета Тамбовского педагогического института, со мной произошел любопытнейший случай. Однажды преподаватель по истории партии завел речь о царской семье. На наш вопрос, за что были расстреляны Романовы вместе с наследником Алексеем, процессор ответил: "Революция в белых перчатках не делается". Кого-то этот ответ удовлетворил, но у большинства моих сокурсников вопрос так и остался. А вместе с ним возникло желание узнать, за что можно было убить четырнадцатилетнего ребенка, - рассказывает Владимир Середа.
Вплоть до девяностых годов прошлого столетия сведений о последних днях Романовых было не так уж и много. Уже спустя годы, по словам историка, предложение принять участие в паломнической поездке в Екатеринбург попало в самую точку.
Удивительно, что судьба семьи Ирины Машенковой также связана с последним российским императором. Если быть точнее, то с царевичем Алексеем.
- О том, что мой двоюродный дедушка был дядькой наследника Алексея Романова, в моей семье знали давно. Мошенков Петр Данилович (два родных брата имели фамилии, различающиеся во второй букве) был верстанным казаком, возможно, что ему даже было присвоено офицерское звание. Он носил болеющего Алексея до того, как к нему был приставлен боцман Андрей Деревенько, бросивший наследника в 1917 году под влиянием Февральской революции, - рассказывает Ирина Олеговна.
В 1914 году Петр Мошенков был мобилизован на фронт, в этом же году он и погиб.
- На всей фото- и видеохронике дедушка закрывает свое лицо царевичем. Но в Екатеринбурге на выставке, расположенной в Храме-на-Крови - он построен на месте Ипатьевского дома, в подвале которого была расстреляна царская семья, - мы впервые увидели фотографию, где запечатлено лицо Петра Даниловича. Так получилось, что в эту поездку совпали все чудеса. Спустя сотню лет в Екатеринбурге состоялось "свидание" с дедушкой.
Прогулка в прошлое
До свердловской земли добирались без малого двое суток. Урал же принял тамбовских гостей проливным дождем, изредка позволяя полюбоваться красотами седых гор и живописных пейзажей. В программе следования было несколько маршрутов, среди которых - Алапаевск, в окрестностях которого были убиты члены дома Романовых, непосредственно сам Екатеринбург, Ганина яма, куда из дома инженера Ипатьева были свезены тела царских мучеников.
- 17 июля в Екатеринбурге уже много лет отмечен как особый день. В канун даты убийства Романовых сюда стекаются люди со всех стран мира, чтобы принять участие в торжественном богослужении, - рассказывает Владимир Середа. - В первом крестном ходе, который традиционно проходит от Храма-на-Крови до Ганиной ямы, приняло участие около пятидесяти человек. В этом году по следованию царской семьи прошло уже почти шестьдесят тысяч человек. И эта цифра говорит о многом.
В памяти тамбовских паломников оставило свой след само богослужение. Последний путь российского самодержца - двадцать пять километров. Спустя девяносто семь лет этот путь прошли полсотни тысяч человек: дети, старики, представители различных монархических организаций, казаки, люди разных национальностей и культур. К примеру, японские самураи приехали почтить память Николая Романова, чья личность особо почитаема в Стране восходящего солнца. Следом за участниками многотысячного крестного хода ехали машина скорой помощи и туристические автобусы, но они так и не вместили в себя ни одного пассажира.
- Ганину яму мы посетили дважды - сначала в качестве туристов, затем в составе крестного хода. Сейчас на месте убийства семьи последнего российского императора возвели семь храмов, по числу царственных мучеников. Снаружи они кажутся большими, вместимыми. Но внутри - что-то сокровенное, слово сердечко, - делится впечатлениями Ирина Машенкова.
В день крестного хода в Екатеринбурге проходил благотворительный фестиваль "Белый цветок". Традиция продавать белые цветы была заложена царской семьей. Деньги, собранные от продажи, направлялись на лечение чахоточных больных, затем раненых во время Первой мировой войны. Сегодня к такой форме благотворительности вернулись в Свердловской области. Свой вклад внесли и наши герои.
К слову, и на Тамбовщине "Белый цветок" - явление не новое. В книге Владимира Середы о градоначальнике Тамбова Потапове есть целая глава, посвященная белым цветам.
Сказочный Урал
Перебирая фотографии, Ирина Машенкова словно перелистывает страницы истории, рассказывая о событиях далекого прошлого так, словно они случились в минувшем году.
- Вот на этой фотографии монастырский скит "Октай", где жил старец Макарий, известный в начале XX века всей России. У него, кстати, жил и окормлялся Григорий Ефимович Распутин. А вот на этой фотографии - Напольная школа в Алапаевске, где до казни содержали великую княгиню Елизавету Федоровну, членов дома Романовых и близких к ним людей. Умерли они не сразу, все, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Федоровны, была перевязана частью ее апостольника.
Сейчас на этом месте строится монастырь. Во дворе школы, где в заточении гуляли члены царской семьи, посажены рябины в честь каждого из алапаевских мучеников.
- Вот на этом снимке - замечательное село Арамашево. Здесь живут удивительнейшие люди, среди которых бывший учитель Вера Васильевна Реутова. В девяностых годах, оставшись без работы, она видела, что в трудной ситуации, как и она сама, находятся ее бывшие ученики. Они могут оступиться, сойти с намеченного пути. Тогда Вера Васильевна организовала их на реконструкцию уральских крестьянских расписных изб, восстановление храмов, создала музей. Уже восстановлена изба начала XIX века, сейчас ведутся работы над избой XVII века. Неподалеку от села находится удивительный источник, целебную силу которого удалось увидеть благодаря раненому лосю, испившему целебной воды. Источник также был восстановлен силами уральского учителя и ее учеников.
Дорога домой
Возвращаясь на родную тамбовскую землю, каждый из паломников думал о своем. Кто-то впервые узнал о трагедии царской семьи, кто-то впервые побывал на месте их гибели. Но тех, на кого бы не произвела впечатления атмосфера событий, не было.
Ждал родной Тамбов, далекий от Ипатьевского дома и алапаевской школы, но такой близкий по восприятию хода истории…
Сейчас на месте гибели царской семьи круглосуточно идут молебны. А там, где была шахта, растут белые лилии - любимые цветы императрицы.