Газета №31 (1003), 4 августа 2015
Перейти к номеру

За баннером не спрячешься

4 августа 2015, 16:17 Прочитали 1 052 раза
Часть полномочий ФАС по контролю за соблюдением рекламного законодательства может перейти муниципалитетам
Бабушка Валя, жительница одного из тамбовских райцентров, свою малую родину любит весьма пылко, а потому проходить мимо яркой рекламы, затмевающей красоты старинной и не очень архитектуры, она не может. Всякое воскресенье, идя после службы в церкви на рынок, старушка с неодобрением смотрит на забор упомянутого рынка, завешанный яркими рекламными объявлениями и афишами.

- Залепили так, что глаза рябит! - сердится она.

Иногда поводов для недовольства больше: на ярком баннере, обещающем незабываемый отдых на Средиземном море, изображена знойная красотка с едва прикрытыми загорелыми прелестями. Бабушка Валя, воспитанная в стране высоких моральных, почти пуританских правил, пройти мимо подобного не может. Она привлекает к обсуждению случайных прохожих. Впрочем, в скором времени добропорядочная пенсионерка со своей жалобой сможет направиться и в районную администрацию: содержание наружной рекламы предлагается отдать в ведение муниципалитетов.

Доходы и траты

Целесообразна ли федеральная инициатива в нашей области, на своем недавнем заседании обсудили представители Совета муниципальных образований региона. Предложение Федеральной антимонопольной службы обсуждается по всей стране, живой отклик оно нашло и на Тамбовщине. На местный уровень предлагается передать, помимо мониторинга за содержанием наружной рекламы, составление проколов о нарушениях и рассмотрение административных дел. По мнению инициаторов проекта, заниматься выявлением противоречащей закону рекламы сможет один из заместителей главы районной или городской администрации. Во-первых, на местах выявить и решить проблему проще, чем проводить мониторинг из областного центра, ведь муниципалам проще отследить изменения в собственном населенном пункте. Муниципалитетом контролируются вопросы размещения рекламных конструкций, а теперь в рамках одного мониторинга будет проводиться и контроль за их содержанием. Во-вторых, это значительно разгрузит ФАС, которой сложно справиться с объемом работы в данной сфере. Третий плюс: штрафы, накладываемые на недобросовестных рекламодателей, пополнят местную казну.

Однако доводы представителей антимонопольной службы на Совете муниципальных образований сочли несколько неубедительными. В частности, участники заседания упомянули о сложности применения административных мер воздействия. Предположим, что специалист районной администрации счел рекламу добросовестной, а она таковой не является. В этом случае "под раздачу" попадает само должностное лицо. Конечно, следить за рекламными конструкциями может и отдельный специалист в муниципалитете, однако открытие ставки будет неоправданно, ведь сумма штрафов в итоге гораздо меньше, чем содержание сотрудника, вникающего в тонкости рекламного законодательства. Нельзя не упомянуть и о разнице в объемах работы в каждом из городов и районов. Как метко сказали на заседании, "в одном районе всего три баннера, в то время как в городах объектов наружной рекламы гораздо больше". Вполне естественно, что число баннеров и растяжек пропорционально общей сумме наложенных штрафов. В свою очередь, специалисты тамбовского управления ФАС пообещали муниципалитетам оказывать посильную помощь в сфере разъяснения законодательства и консультировать уполномоченных лиц.

Кто без совести?

Согласно Федеральному закону "О рекламе", последняя должна быть добросовестной и достоверной. Реклама добросовестная не порочит чести конкурента (вспомните набившее оскомину сравнение порошка марки Х с "обычным порошком"), не рекламирует наркотики и другие запрещенные товары, не нарушает антимонопольного законодательства. Реклама достоверная "содержит соответствующие действительности сведения". В этот перечень входит и информация о характеристиках товара, его свойствах, сроках гарантии, цене и порядке оплаты, истинные сведения о результатах проведенных испытаний и многое-многое другое.

Содержание рекламы также не должно призывать к жестокости и насилию (уже расплывчатая формулировка), осуждать лиц, не пользующихся определенным товаром, иметь сходство с дорожными знаками. Что сказать, с последним пунктом хотя бы все понятно.

Действительно, при беглом взгляде на, скажем, яркий баннер микрофинансовой организации с первого раза и не поймешь, правду ли пишут о низких процентах и выгодных займах. Добросовестен ли слоган "Если в слове "кот" сделать три ошибки, то получится слово "пес"? Не нарушает ли он права котов? А что сказать о слогане "Лучше "Цель", чем грезы!", если на рынке присутствуют и косметика бренда "Цель", и косметика бренда "Грезы"? Примеры, конечно, выдуманы из головы, но за каждым из них - реальный случай судебной практики. И да, слоганы были признаны противоречащими закону.

Грядущие разночтения?

Вне всяких сомнений, специалистов муниципалитетов, ответственных за содержание рекламы, можно обучить применению законодательства, и после определенного времени, требующегося для апробирования и внедрения в практику, механизм успешно заработает. Однако проблема кроется в другом.

Россия, как известно, страна большая и многонациональная. От местности к местности разнятся обычаи людей, их уклад жизни. Федеральная антимонопольная служба как единая структура обеспечивает единый механизм правоприменения. Что произойдет, если на местах закон начнут толковать по-своему? Все-таки содержание рекламы - вещь весьма субъективная, и зависит она не в последнюю очередь от чувств и мыслей эту рекламу увидевшего. А при таком подходе нормы толерантной Москвы и патриархального Грозного, крупного Санкт-Петербурга и небольшого Уварово будут различаться, что недопустимо для федерального закона. И если местный производитель подобную специфику уяснит, то федеральный рекламодатель в тот или иной регион заходить будет с опаской, как заходят сегодня транснациональные компании в новую страну.

- Разночтения в соблюдении рекламного законодательства нередки и сегодня. В иных случаях даже узкому специалисту не по силам доказать, является ли тот или иной рекламный слоган или изображение нарушающими закон. Несмотря на уточнения законодательства, субъективное восприятие по-прежнему играет определенную роль. Неспециалисту, тем более, тому, кто не занимается контролем рекламы продолжительное время, сориентироваться зачастую сложно. Конечно, можно снабдить сотрудников муниципалитета подробными памятками, алгоритмами выявления недостоверной и иной противоречащей закону рекламе. Они могут выявлять и сигнализировать о нарушениях, но основной контроль следует оставить на уполномоченном органе, - комментирует ситуацию юрист Евгений Снегирев.

Загвоздка, по мнению Евгения Снегирева, кроется и в другом. Согласно постановлению Конституционного суда РФ, опубликованному еще в 1997 году, предписание Федерального закона "О рекламе" реализует положения Конституции о запрете недобросовестной конкуренции. Защиту конкуренции осуществляет Федеральная антимонопольная служба - уполномоченный на то орган - и компетенция его в этой сфере другим органам не передается. Поэтому на данном этапе вопрос передачи полномочий требует и обсуждения, и разъяснения, и оценки.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер