Погода выдалась как по заказу: легкие облачка прикрывали палящее в течение последних дней солнце. И зрителям не так жарко, и для летчиков отличная видимость.
Созвонившись, мы встретились с Борисом Викторовичем у штурмовика Су-25. И только тут я поняла, почему. Наш водитель просто с упоением начал рассказывать о боевой машине, на которой летал. Хотя я совсем не разбираюсь в технике, даже меня впечатлила мощь и гармония этого маленького, но невероятно функционального самолета. Снаряды у него крепятся под крыльями, за что он получил неофициальное название "Расческа". Два двигателя, внутреннее пространство по максимуму используется для заполнения керосином, катапультируемое кресло, полностью бронированный корпус. Я попробовала слегка постучать по обшивке - правда, неимоверная плотность. И еще много всяких премудростей делают Су-25 исключительно надежным и "живучим". Борис Викторович помнит случай, когда такой самолет сел на базу без хвоста, без одного двигателя и на одном крыле. Эти совершенные боевые единицы в небе с 1978 года, но до сих пор не имеют аналогов в мире. В наше время они, правда, уже модернизированные, по-прежнему стоят на вооружении страны.
Смотрели мы и другие самолеты, тоже фотографировались. И вновь, проходя рядом со штурмовиком, задержались. Борис Викторович не мог пройти мимо человека, который толково рассказывал своим спутникам о Су-25. Остановились, разговорились о нем, о безупречном. Надо же, насколько сплачивает людей небо: совершенно незнакомые люди, а будто век крыло к крылу летали!
Между тем настала долгожданная минута. В авиашоу участвовали современные летательные аппараты из разных регионов страны, среди них - гордость Липецкого авиацентра "Соколы России".
Пролетели первые самолеты. И я, наконец, увидела воочию легендарную "мертвую петлю". Аж дух захватило!
В продолжение авиапарада мы с Борисом Викторовичем и его семьей держались вместе. Мой, как получилось, личный гид называл все марки самолетов и рассказывал об их особенностях. Ту-95, например, несет боевое дежурство вокруг Земли. Ту-160, или "Белый лебедь", сверхзвуковой самолет, задачи которого - охрана и оборона воздушных рубежей нашей страны.
Ан-26, пролетая над аэродромом, выбросил десант. Народ одобрительно зарокотал, а потом еще долго любовался белыми, как облачка, парашютами.
Мы стали свидетелями удивительного мастерства летчиков. Они исполнили многообразные фигуры высшего пилотажа: цветочек - четыре косых петли; колокол, который делают только русские; полет на спине; полет на минимальной скорости; бочки; тюльпан и многое другое. Порадовали мастера и салютом - самолеты пускали огоньки. Как поведал мой гид, это тепловые ловушки, которые используются для отвода ракет. Самолеты кружились, будто птицы в родной стихии. Испытывая при таких виражах колоссальные перегрузки, воздушные асы, тем не менее, сделали все, чтобы у "землян" от восторга загорелись глаза.
Авиапоказ на славу продемонстрировал военную мощь страны. За российское небо можно быть спокойными: оно надежно защищено. Пусть самолеты совершенствуются, пусть наша авиация наращивает мощь, пусть бесстрашные ребята садятся за штурвал, но лучше бы в таких же мирных целях - чтобы порадовать пришедших на авиационный праздник людей.