Газета №22 (994), 2 июня 2015
Перейти к номеру

Помощь и поддержка

2 июня 2015, 14:11 Прочитали 951 раз
Сегодня важно не только сохранить малый бизнес, но и обеспечить его развитие
На заседании Государственного Совета Российской Федерации, состоявшемся в апреле этого года, Президент Владимир Путин дал целый ряд поручений, которые в очередной раз подтвердили, что развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших направлений государственной политики. Основная задача, которая ставится перед предпринимательским сообществом, перед всеми людьми, которые наделены властными полномочиями, - не просто сохранить малый бизнес в непростых экономических условиях, которые сложились в настоящее время, но и обеспечить его развитие.

7 мая 2013 года был принят Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Несмотря на то, что этот орган власти появился сравнительно недавно, многие предприниматели уже оценили его работу. Чтобы подробнее разобраться в том, какие реальные плюсы дает предпринимательскому сообществу его деятельность, мы взяли интервью у уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тамбовской области Михаила Козельцева.

- Михаил Борисович, какие жалобы со стороны предпринимательского сообщества преобладают?

- Преобладают жалобы, связанные с земельными вопросами. Прежде всего, речь идет о нестационарных торговых объектам и обо всем, что с ними связано. Также большое место в обращениях предпринимателей занимают вопросы, которые касаются кадастровой оценки земли, регулирования в сфере оборота алкогольной продукции.

- Институт уполномоченных был создан сравнительно недавно. Как его появление отразилось на бизнес-среде? Какие вопросы Вам удается решать?

- Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей крайне важен. С его помощью удается решить многие вопросы. До того, как он начал существовать, предприниматель мог обращаться в прокуратуру, в суд и другие органы, но у них нет специфики защиты. Они разбираются в нарушениях законодательства, но в целом заниматься такими проблемами - совсем не их задача. Более того, предприниматель в прокуратуру побаивается обращаться, так как еще существует генетическая память. Прокуратура для нас - карающий орган власти. Хотя, на самом деле, на сегодняшний день прокуратура ведет себя совершенно по-другому. Я считаю, что сегодня два органа власти помогают уполномоченному - прокуратура и федеральная антимонопольная служба, которая в большинстве случаев становится на сторону предпринимателей. А уполномоченный как бы организует, ежедневно координирует эту работу.

- Как известно, уполномоченный имеет право отстаивать интересы бизнеса в суде. Есть ли такая практика в нашей области? Как часто предприниматели обращаются за этой помощью?

- Такая практика, безусловно, есть. Я почти каждый день нахожусь в суде. К примеру, позавчера было два разбирательства, несколько разбирательств состоялось на прошлой неделе. Единственное уточнение: я иду в суд не как уполномоченный по правам предпринимателей, а как защитник. Когда приходит уполномоченный, то прерогатива суда - принять либо не принять его как третью сторону. А когда я иду в суд как защитник с доверенностью от предпринимателей, тут уже для меня нет никаких ограничений. Конечно, предприниматель в случае, если рядом с ним в суде сидит уполномоченный, чувствует себя гораздо увереннее. При этом у уполномоченного есть возможность использовать всю мощь юридического обоснования, потому что вместе с нами работают юридические эксперты. В этом случае у предпринимателя есть более серьезная поддержка, нежели чем просто защитники. Мы уже выиграли несколько дел, в том числе в апелляционных инстанциях.

- В числе основных задач обозначен такой пункт, как взаимодействие с предпринимательским сообществом. Каким Вы его видите сегодня?

- Взаимодействие с предпринимательским сообществом идет по нескольким направлениям. Это даже не задача, а ежедневная работа. Во-первых, у нас есть общественный совет. В него входят руководители практически всех сколько-нибудь значимых предпринимательских сообществ. Мы регулярно собираемся для обсуждения важных проблем. Во-вторых, я стараюсь участвовать практически во всех предпринимательских конференциях. В-третьих, участвую во всех мероприятиях, которые проводятся предпринимательским сообществом, в том числе фондом "Собиз Инвест", Общероссийским народным фронтом, Общественной палатой. Участвую в работе Торгово-промышленной палаты, Союза предпринимателей Тамбовской области, Ассоциации промышленников и предпринимателей. Там, где дело касается предпринимателей, я стараюсь по мере возможности принимать активное участие. Это и есть работа с предпринимательским сообществом. Также я встречаюсь с предпринимателями, как с начинающими, так и уже состоявшимися. Я член всех комиссий по выдаче грантов. С людьми, подавшими заявку на грант, я встречаюсь, рассказываю, что такое защита, что такое поддержка, как не сделать ошибок в расходовании средств гранта. Все это входит в мою ежедневную работу.

- Много ли в нашей области общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности?

- Общественных институтов достаточно много, я знаю их более двадцати. Но по факту всего около двух процентов предпринимателей объединены в эти институты. У нас предприниматели все сами по себе, каждый пытается решать свои проблемы самостоятельно. Во-первых, потому что не верит в эти предпринимательские институты. Зачастую они являются выразителями интересов не предпринимателей, а руководителей этих сообществ. Во-вторых, предприниматель часто считает, что он свои проблемы может решить сам, хотя есть такое знаменитое выражение Ленина: "Пытаясь решить частные вопросы, мы будем наталкиваться на нерешенные общие". А вот как раз с помощью предпринимательских объединений, союзов можно пытаться решать общие проблемы.

Объединения - это выразители интересов какой-то группы. Одно дело, когда один человек заявляет о проблеме, пусть даже с высокой трибуны, и другое - когда говорит группа. В частности, надо отметить, что таким структурам, как Торгово-промышленная палата, "Опора России", удается сформировать и донести до власти волнующие предпринимателей проблемы. Сегодня федеральный институт уполномоченного по защите прав предпринимателей - это тоже объединение, которому удается, во-первых, анализировать огромный объем информации, а во-вторых, формулировать проблемы и пути решения.

У бизнес-омбудсмена Бориса Титова сегодня есть огромный аналитический центр. Там работает большое количество экспертов во всех областях. Результатом этой работы является доклад президенту, но он выглядит немного не так, как наши доклады. Один из разделов доклада - Книга жалоб и предложений российского бизнеса. В ней обозначается проблема и ее решение. Один человек этого не может сделать, это могут сделать только предпринимательские объединения. В том числе сюда в качестве экспертов привлечены и специалисты из "Опоры России", ТПП, Ассоциации промышленников и предпринимателей, ведущие юридические объединения и адвокатура.

- Есть ли у Вас такая практика, когда в одной из областей выявлена определенная проблема, она структурирована и при возникновении аналогичной проблемы в другой области наработанный опыт используется как основа, чтобы не повторять ошибок?

- Если возникает проблема, с которой мы еще не сталкивались, то мы отправляем запросы во все 85 субъектов России. Это делается в ежедневном режиме. Ежедневно приходит по два-три запроса от всех субъектов Федерации. И у кого-то решение уже найдено. Институт уполномоченного - не предпринимательское объединение, но это структура, существующая во всех 85 регионах страны. За счет постоянного обмена информацией мы видим проблему не через свою призму, а через призму всех областей. Проблемы, по большому счету, везде одни и те же. Просто где-то серьезнее одни, где-то - другие.

В основном нам приходится работать с муниципальной властью, потому что предпринимательство находится в муниципалитетах, оно же не висит в воздухе. И проблемы с областным, региональным законодательством решаются гораздо проще, потому что здесь люди, возможно, более объективно подходят к ним.

И конечно, даже у нас в области муниципалитеты разные, а уж по России - тем более. В одном так трактуют законодательство, в другом - по-другому. Мы очень быстро обмениваемся этой информацией и на основании такого взаимодействия находим решение. Благодаря этому там, где требуется наше вмешательство, мы приходим не с проблемой, а уже с готовым решением. Так, конечно бывает не всегда, но достаточно часто.

- В своей работе Вы особое внимание уделяли подпрограмме развития малого и среднего бизнеса. Расскажите, с чем Вы не согласны и что хотели бы добавить?

- В Тамбовской области работа по поддержке малого и среднего бизнеса выстроена на твердую "пятерку". Работают абсолютно все механизмы поддержки. Но, на самом деле, предпринимательству, по большому счету, она не очень-то и требуется. Бизнес все время говорит одно и то же: "Не мешайте! Установите правила игры на ближайшие десять лет и не меняйте их. Даже в лучшую сторону не меняйте, а уж в худшую и подавно". Вот это, прежде всего, заботит бизнес-сообщество, потому что бизнес - это планирование. А планировать в системе, в которой постоянно изменяются правила игры, просто невозможно. В целом лучше не мешать бизнесу, создать определенные правила игры, снизить налоговую нагрузку и неналоговые платежи. Если же мы одних поддерживаем, а других нет, сразу нарушается равновесие, страдает конкурентная среда. Всех можно поддержать, только если, к примеру, сократить налоги, условно говоря, на один процент и сразу для всех. Но этот вопрос не относится к системе поддержки, это общее регулирование. Бизнес уже давно настроен на общее регулирование. Для него нужно вырабатывать правила игры, и они, на мой взгляд, должны быть совершенно не такими, как сегодня.

- В 2015 году планируется присоединение Тамбовской области к Межрегиональному Центру общественных процедур «Бизнес против коррупции». Как скоро это произойдет, и каких существенных изменений следует ожидать?

- Когда это произойдет, зависит от предпринимательских сообществ. Центр общественных процедур создается ими для экспертизы наиболее сложных дел, которые мы не можем решить напрямую. В этом Центре работают эксперты, они принимают экспертное решение, которое направляется в соответствующие органы. Есть регионы, где созданы такие центры, а есть регионы, где это делается по системе межрегиональных центров. Мы планируем присоединиться к единому центру Брянской, Орловской и Курской областей в качестве учредителя. Но инициатором присоединения должен быть кто-то из предпринимательского сообщества. И тогда представители Тамбовской области также смогут обратиться в этот Центр. Удобно здесь то, что рассматривать сложную проблему будут независимые люди, которые работают в других регионах. Они никак не ангажированы местной властью. В результате будет обеспечена достаточная объективность. Надеемся, что в этом году мы с этой задачей справимся благодаря активности предпринимательского сообщества.

- В своем докладе Вы предлагаете ввести на законодательном уровне категорию самозанятых граждан. Расскажите, что будет представлять собой эта категория, и как можно будет ее контролировать?

- Сейчас по этому поводу идет очень много разговоров. Впервые об этом заговорили около двух лет назад. Для введения категории самозанятых граждан нужно будет вносить изменения в Гражданский кодекс. На сегодняшний день существует два организационно-правовых вида предпринимательской деятельности - индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. И в той, и в другой форме есть существенные недостатки. Что касается самозанятых граждан, то существует огромные количество людей, по некоторым оценкам от десяти до тридцати миллионов человек, которые получают доход, но при этом никак не оформлены, т. е. работают в абсолютной тени. Среди них есть люди, которые намеренно так делают. Но есть огромная масса людей, которая не прочь легализоваться, но попадать в статус индивидуального предпринимателя означает сразу брать на себя огромное число всевозможных обязательств, ответственность. Не успел ты зарегистрировать ИП, как уже всем должен. Во-первых, ты попадаешь под систему проверок, во-вторых, под платежи в Пенсионный фонд, в-третьих, ты не можешь заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью периодами - надо обязательно сниматься с учета. До тех пор, пока ты не закроешься, ты будешь плательщиком.

Наше видение категории самозанятых граждан таково: хочешь заниматься индивидуальной деятельностью - заплати определенную сумму, обязательно небольшую, и открывай индивидуальную трудовую деятельность, не предпринимательскую, а именно индивидуально-трудовую на определенный период - на месяц, на два, на год. При этом ты не должен нигде отчитываться, не должен делать какие-то серьезные платежи во внебюджетные фонды. Все должно ограничиваться стоимостью патента. И ты не должен нигде регистрироваться. А прекращение деятельности наступает в тот момент, когда заканчивается срок оплаты. Но при этом должно быть одно ограничивающее условие - ты не имеешь права нанимать на работу людей. Таким образом, к этой категории могут относиться фрилансеры, все, кто занимается репетиторством, ремонтом, помощью по дому.

Какие плюсы несут с собой такие изменения? Человек попадает в "белую зону", в правовое поле. С ним можно заключать договоры, он имеет право рекламировать себя, не попадает под запретительные меры в отношении незаконного предпринимательства, ему идет трудовой стаж. Я ежедневно разговариваю с большим количеством людей, и многие видят именно в этом решение своих проблем.

Но это пока предложение. Если оно будет поддержано на государственном уровне, тогда нужно будет основательно продумывать все аспекты. Ведь давным-давно было уже такое понятие - индивидуальная трудовая деятельность, потом от него ушли в сторону индивидуального предпринимательства. Но огромный минус в деятельности предпринимателя в том, что он отвечает всем своим имуществом, не только тем, которое в бизнесе используется, но и своим личным. А ООО как форма сразу требует огромного количества отчетности, ведение бухгалтерии, трудовых отношений. В результате возникает такое наслоение, что подчас некогда заниматься самим бизнесом.

- В основных проблемах того же доклада указано отсутствие пресс-службы. А как Вы считаете, насколько велико ее влияние в работе уполномоченного?

- О работе уполномоченного люди должны знать, понимать, чем он вообще занимается, каковы результаты его деятельности. Взять сегодняшний мой день - у меня не будет практически ни одной свободной минуты. Люди должны знать, сколько у меня позавчера было судебных заседаний, в работе каких конференций я принимал участие, какие запросы отправлял и так далее. Я приезжаю с конференций, и мне самому приходится писать о своем участии в них. На это требуется достаточно много времени, потому что я не специалист в этой области. Написание статей - это отдельная работа, на которую я трачу время вместо того, чтобы, к примеру, заниматься юридическим обоснованием. А ведь за этот квартал у нас более шестидесяти жалоб, с ними идет постоянная работа.

И конечно, присутствие в СМИ информации о нас очень важно для того, чтобы люди знали, куда можно обратиться, где им помогут, дадут нужный совет. Пресс-служба - это информация, а кто владеет информацией, тот владеет миром.

- Как Вы считаете, что необходимо сделать, чтобы консолидировать предпринимателей?

- С предпринимателями в целом обсуждать что-либо сложно, должны быть представители их интересов. Поэтому они должны обозначить проблему и вынести ее на обсуждение. Возможно, когда появится большая проблема, тогда они сами объединятся. И сегодня такая проблема уже практически назрела. Она касается кадастровой оценки земли, а со следующего года и имущества. Вполне возможно, эта проблема послужит катализатором к объединению, потому что затронет абсолютно всех и каждого.

Наш фонд "Собиз Инвест", непосредственно занимающийся вопросами защиты и содействия предпринимательской деятельности в Тамбовской области, тесно сотрудничает с уполномоченным по защите прав предпринимателей. Во всех мероприятиях, проводимых нашим фондом, Михаил Козельцев принимает самое активное участие. Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество, ведь у нас одна цель - способствовать развитию малого и среднего бизнеса на Тамбовщине.

Материал подготовила Ксения АБРАМОВА, руководитель пресс-службы ТРО Фонд «Собиз Инвест»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер