Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
В. Высоцкий
Литература всегда была властителем человеческих душ. Писателей не раз называли магами и чародеями, искренне полагая, что они силой своего таланта способны создавать миры и путешествовать сквозь время. Каждое поколение создавало своих героев. Для кого-то первый бал Наташи Ростовой или последние слова Тараса Бульбы значили гораздо больше, чем сплетение случайно брошенных слов. Неудивительно, что сегодня мысль о том, чтобы лишить современных школьников русской литературы кажется нам кощунственной.
Идеи о том, чтобы пересмотреть список книг, обязательных к прочтению, на протяжении нескольких лет высказываются людьми разных профессий. Причем не обязательно чиновниками, казалось бы, людьми, мало имеющими отношения к школьному образованию. Инженеры, педагоги, литераторы и общественные деятели не столько призывают к тому, чтобы лишить молодежь Достоевского, Толстого, Булгакова или Чехова, столько к тому, что перечень произведений должен соответствовать современности.
Напомним, что когда в 2012 году Президентом РФ Владимиром Путиным была инициирована разработка перечня книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованного для самостоятельного чтения, в обществе возникли жесткие дебаты. А все от того, что какие книги читать своим детям, каждый образованный и думающий человек решает самостоятельно. Для кого-то, к примеру, Борис Васильев является нерушимым лидером, а кто-то его за серьезного писателя не считает. Вопрос вкуса, знаете ли, решает многое.
Один знакомый учитель всегда, когда речь заходила о русской литературе, говорил: запретите школьникам в шестом классе читать «Тараса Бульбу»! По его мнению, двенадцатилетние дети не просто не понимали это великое произведение, но и попытка навязать им мнение учителя относительно творчества Гоголя у многих школьников на всю жизнь отбивала желание вообще открывать русскую литературу. Как бы в подтверждение он приводил высказывание Маяковского, правда, о другом русском гении:
- Пушкина убили дважды: Дантес и школьная программа.
Разумеется, размышлять о том, что стоит, а что не стоит читать детям, можно только тогда, когда сами прочтем эти книги. Соответственно имеешь представление о том, насколько своевременна литература. Но тогда возникают вопросы: почему одним в пятнадцать лет рано читать, к примеру, Бунина, а другим нет? Где грань? Да и «образованные» люди, мягко говоря, временами забывают, что чтение тоже искусство, поэтому школьная пора – единственное время для многих людей, когда они вообще могут сесть за книги. Безусловно, вопрос этот спорный. Но истина, как известно, в нем и рождается.
Последние идеи по изменению школьной программы по литературе связаны с процессом патриотизации, захватившим всю страну. Процесс этот сложный, во многом непонятный, а главное, противоречивый. Кто он, герой нашего времени? Какая она, патриотическая книга? Ведь для одних герой Павел Корчагин, а для других Андрей Болконский.
Да и стоит ли пересматривать школьную программу, даже под углом патриотизации? Вопрос неоднозначный.
Учитель русского языка и литературы из Мичуринска Наталия Н. говорит о том, что под патриотической литературой каждый понимает что-то свое.
- Если мы исключим Достоевского из школьной программы только потому, что его кто-то не понимает, или по тому, что он был неугоден представителям власти, то это не патриотизация. Это навязывание субъективного мнения ученикам.
Поддерживает мнение школьного учителя и журналист Ирина Г.:
- Мне кажется, что пересматривать школьную программу не имеет смысла. И так уже выбросили половину полезных книг из списка. Сравниваю старые учебники по литературе с современными, разница заметна... Раньше было патриотическое воспитание, пусть идеология проскакивала в каждом тексте, но все же дети знали, за что болеют, где живут и кого почитают... Теперь каждый второй ругает свою страну и почитает чужие ценности...
Оппоненты же считают, что школьная программа по литературе должна идти в ногу со временем, а у каждого поколения должны быть свои герои.
- Начнем с того, что детям просто нужно привить любовь к хорошей, качественной литературе, - считает литератор Павел. - Книги должны прививать любовь к Родине, но, помимо классической литературы, школьники должны знать и современных авторов, то, чем сейчас живет страна. Только вопрос, где сейчас найти достойных писателей и поэтов. К сожалению, многие в погоне за славой и деньгами о качестве забывают.
Сами школьники, вопреки устоявшемуся предубеждению о современной молодежи, имеют свое мнение относительно патриотизации литературы и пересмотра школьной программы. Одиннадцатиклассник из Тамбова Илья делится:
- Программу определенно нужно пересмотреть, только не содержание, а время подачи ученикам. По моему мнению, некоторые произведения даются слишком рано, что не позволяет детям полностью понять смысл, заложенный в этом произведении. По поводу сложности скажу, что если человек - идиот, то его никакая книга не сделает умнее, и облегчать ничего нет необходимости. Мне кажется, в школьной программе не хватает зарубежной классики, которая преподносится редко, и то под видом внеклассного чтения. Что касается патриотизации, то скажу, что иногда это начинает действовать на нервы, но в целом это правильное и здравое начинание.
Подводя итоги, хочется отметить, любовь к книгам и хорошей, качественной литературе прививается человеку на протяжении всей жизни. Запретить читать Достоевского можно, только, как показывает история, хорошая книга переживает время и режимы, а вот заставить прочитать что-либо можно и осла. Только будет ли в этом толк?