Если такие препоны существуют уже в рамках отдельно взятого вуза, то что же можно сказать о системе образования в целом. Принятый в 2012 году закон об образовании поддерживает развитие образования дистанционного, однако права и возможности образовательных организаций для проведения онлайн-обучения весьма неясны. Конечно, в тамбовских вузах существует возможность частично получить дистанционное образование. К примеру, уже отлажен механизм выполнения тестов и заданий в режиме онлайн, что позволило сократить сессию заочникам почти на неделю. Однако стоит признать, что дистанционное образование в нашей стране находится еще на одной из первых ступеней развития.
— В системе высшего образования существует целый ряд проблем, касающихся электронного обучения. Например, студент учится в Санкт-Петербурге, но хочет изучать физику в МГУ, поскольку там она лучше преподается, или ему больше интересен определенный уклон. Формально это возможно, вуз имеет право зачесть дисциплину, но практического механизма не существует — скорее всего, в деканате скажут, что не знают, как правильно оформить перезачет. Сегодня для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом уровне, образовательные организации все активнее внедряют в образовательной процесс технологии онлайн-образования. Это позволяет усилить вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов, сочетая образовательную и профессиональную деятельность, а также дает возможность получать дополнительные профессиональные знания в выбранной профессии, вовлекая большее количество людей в образовательный процесс. Нужно внедрить единую систему перезачета дисциплин для студентов, а также систему расчета стоимости образовательных программ для вузов. По мнению всех участников первого заседания совета, открытые онлайн-курсы при условии предъявления высоких требований к их качеству и к процедурам оценки результатов обучения могут в будущем обеспечивать освоение существенной части образовательных программ, при этом право выбора онлайн-курса или традиционного курса в вузе будет гарантировано студентам, - считают инициаторы реформы Минобрнауки.
Чтобы вывести дистанционное образование на качественно новый уровень - межвузовский, в Министерстве образования и науки было предложено «разработать обобщающие рекомендации по взаимному зачету результатов изучения отдельных элементов образовательного процесса — курсов, дисциплин, модулей».
В результате внедрения проекта российские вузы смогут засчитывать студентам пройденные открытые онлайн-курсы на таких платформах, как, например, «Coursera», «EDX», «Udacity», а также те предметы, которые были дистанционно изучены в любом университете. Специально для оценки качества онлайн-курсов Минобрануки предложено создать Совет по открытому онлайн-образованию. В него войдут, в числе других, ректоры МГУ имени М.Ю.Ломоносова, СпбГУ, представители министерства и Рособрнадзора. Если нововведение приживется у нас, то, к примеру, тамбовские студенты смогут, числясь студентами местного вуза, получать зачеты за прохождение курсов МГУ или МГИМО. Предполагается, что вузы сами смогут определять набор курсов, которые можно пройти дистанционно.
- Вузы могут предоставлять образовательные услуги за тысячи километров без какой-либо географической привязки, за счет чего существенно расширяется их аудитория. Чаще всего дистанционное обучение является платным, поэтому учреждения живут на этом. А для студентов онлайн-обучение — это возможность сэкономить расходы на проживание в другом городе, - перечисляют плюсы проекта его сторонники.
За «онлайном» будущее?
Скептики же считают, что подобное новшество не приживется в России, как не прижилось в европейских странах и США. Одна из преград – вопрос финансирования. При такого рода мобильности студентов, которые обучаются за счет средств федерального бюджета («бюджетники»), встает вопрос расчета между двумя или несколькими вузами. Предложение вузам определить, какой курс сколько стоит и приготовиться осуществлять расчеты без применения конкурсных процедур, на данном этапе выглядит малореализуемым. Но даже если разработать и внедрить подробные инструкции повсеместно, вопрос качества обучения остается открытым.
- Я с большой долей скепсиса отношусь к повсеместному внедрению дистанционного образования. И не только по причине сокращения преподавательских и научных кадров в системе высшего образования, но и потому, что таким образом рушатся связи «студент-преподаватель». Сегодня вузы из храмов науки превращаются в поставщиков образовательных услуг. Нивелируются моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием. Традиционная система предусматривает наличие контроля преподавателем полученных студентом знаний. На обычной лекции существует возможность переспросить, на обычном зачете существует возможность выяснить, действительно ли студент имеет представление, о чем рассуждает, а не просто «зазубрил» определения из книги. Дистанционное образование, при всех его плюсах, подобными преимуществами не обладает. Неважно, понял ты или нет, главное – успешно пройти тестирование, - считает Андрей Р., преподаватель одного из тамбовских вузов.
В пользу этого мнения говорит и тот факт, что ведущие мировые университеты - Гарвард, Кембридж, Сорбонна – отказались от системы онлайн-обучения. Причину связывают с тем, что сложно найти ответственного за уровень и качество образования. В случае некачественно оказанной услуги тамошним вузам могут предъявить даже судебные иски, а как найти виноватого, если курс пройден на свободной онлайн-платформе, а засчитать его обязана alma mater? Поэтому ни студенты Кембриджа не могут пройти онлайн-курсы в другом вузе, ни студенты, скажем, Оксфорда, получить зачет за прохождение кембриджских тестов.
Конечно, есть и золотая середина - сочетать разные формы обучения в разумных пропорциях. Во время онлайн-обучения можно проводить очные тестирования и экзамены. Однако в пользу традиционного образования говорит консервативность нашего общества. Виртуальное образование в глазах потенциального работодателя сможет стать «минусом» вашего резюме. В конце концов, при прочих равных условиях, как показывают исследования, на работу предпочитают брать тех, кто ходил на лекции, а не просиживал часами у монитора, пусть и грызя гранит науки.