Так, ведущий специалист-эксперт санитарного отдела управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Николай Чичук отметил, что по действующему в России законодательству производители обязаны указывать на этикетке, содержит ли продукция ГМО или нет. Чаще всего генно-модифицированной оказываются бобовые, консервированные кукуруза и горошек.
Безопасны ли генно-модифицированные организмы? Ответ на этот вопрос в последние десятилетия варьируется из крайности в крайность. К примеру, не так давно с сенсационным заявлением выступил сотрудник Масачусетского технологического университета Стеффани Сенефф, давний и активный борец против генно-модифицированных продуктов. Он заявил, что из-за употребления ГМ-продуктов к 2025 году каждый второй ребенок на Земле будет аутистом.
Ученый доказывает, что существует прямая связь между использованием гербицида Раундап, а точнее его ингредиента глифосата, и ростом случаев аутизма. С начала применения гербицида в 1990 году и по сей день число больных аутизмом увеличилось с одного случая на пять тысяч детей до одного случая на шестьдесят восемь детей, по данным за 2013 год. Оппоненты не согласны с таким выводом, они указывают, что причины аутизма до конца не изучены, поэтому нельзя делать такие однозначные и категоричные выводы.
Вместе с тем, агентство Ассошиэйтед Пресс передает, что генно-модифицированные картофель и яблоки признаны безопасными в США. Такое заключение, в частности, сделало Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDА), признав эти продукты «такими же безопасными и питательными, как и их обычные аналоги». Речь, правда, идет о шести сортах картофеля и о двух сортах яблок. Однако споры об этичности и полезности таких наработок захлестнули не только США.
В России же позиция по использованию ГМО в выращивании сельхозпродукции для продовольственных целей жесткая. В частности, вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что это безусловное табу.
- Что касается использования ГМО для производства непродовольственных товаров, то решение по этому вопросу должно приниматься в результате научных исследований. По их итогам будет определяться, что возможно, а что - нет. Другое дело, что на российском рынке уже есть продукция с использованием ГМО. И наша задача - поставить этот процесс под жесткий контроль с полным декларированием всей необходимой для потребителей информации, - отмечал Аркадий Дворкович в интервью «Российской газете».
О том, что Россия непреклонна в своем стремлении запретить использование генно-модифицированных организмов в производстве еды, неоднократно заявлял и министр сельского хозяйства Николай Федоров. Кроме того, по его мнению, именно «чистая» продукция сейчас обеспечивает преимущество нашей страны на мировом рынке. И если будут выявлены случаи посевов модифицированных растений, это будет грозить нарушителям серьезным наказанием.