По официальным данным Росстата, в 2014 году оборот торговых сетей в нашей стране существенно вырос. Доля оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по Тамбовской области в 2009 году составляла 12,4 процента, в 2013-м - 22,2 процента. Подобный активный прирост в нашей области сложно оставить без внимания.
В России увеличивается число субъектов Федерации, в которых на долю сетевого ритейла приходится свыше двадцати процентов оборота торговли, а в двадцати восьми субъектах в 2011 году доля сетевых структур превышала среднероссийский уровень. Сокращается число регионов, где магазины торговых сетей не присутствуют, что указывает на тенденцию к уверенному и последовательному росту сетевизации потребительского рынка в регионах. Бесспорными лидерами развития торговых сетей и обеспеченности населения современными торговыми форматами по-прежнему являются города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, где торговые сети в 2012 году формировали 21 и 50 процентов оборота розничной торговли соответственно. За ними следуют города-миллионники - Новосибирск, Екатеринбург, Омск.
Максимальное количество сетей открыли свои магазины в Москве – 93 процента федеральных и 97 процентов международных сетевых ритейлеров. Следует отметить, что столица нашей страны по итогам 2012 года, по мнению экспертов ведущей международной консалтинговой компании CBRE, вошла и в пятерку городов мира по количеству представленных мировых брендов - свыше 43 процентов от их общего числа. Второе место по количеству сетевых брендов в России принадлежит Санкт-Петербургу и Екатеринбургу. Представленность брендов торговых сетей высока и в городах с меньшей численностью населения - Краснодаре, Воронеже, а это не так далеко от нашей области, что наталкивает на соответствующие мысли. Но так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?
Процесс сетевизации торговли обусловил концентрацию торговой отрасли. Появились компании-лидеры, усиливается их финансовая мощь и влияние на субъекты потребительского рынка.
Глобализация розничной торговли обусловила существенные изменения в отношениях между торговыми сетями и производителями, суть которых заключается в жестком противостоянии между ритейлерами и производителями товаров за перераспределение прибыли. Сетевой ритейл в России достиг уровня консолидации, позволяющего диктовать свои условия поставщикам. Идет активная борьба за полочное пространство, так как именно полочное пространство розничного торгового оператора определяет долю рынка производителя. Это дает возможность сетевым ритейлерам диктовать поставщикам условия для «вхождения в сеть».
В одном формате
Сетевой ритейл – это сеть одноформатных (реже разноформатных) магазинов, объединенных одним владельцем, единой системой логистики, закупки, единой товарной политикой. Все это позволяет еще больше снизить издержки, а значит, предложить покупателю цены на продукцию значительно ниже, чем в несетевых торговых точках. Низкой ценой и постоянным наличием основного ассортимента, доступностью торговых точек сетевой ритейл привлекает большое количество потребителей и получает большую прибыль за счет оборотов.
Как показывает практика, это не все методы заработка, к которым прибегают сетевики. Вам как потребителям кажется, что вы сами выбираете на полках супермаркетов товары, которые необходимы. Но это отнюдь не так. И дело даже не в выкладке, мерчендайзинге и прочих системах продвижения товаров. Дело в том, что на полках стал оказываться не лучший по своему качеству и характеристикам товар, а тот, который проплатил свое присутствие на полках данной конкретно сети. И мы хотим вам сказать, что производители тратят огромные суммы на выкуп полочного пространства в сетях, что приводит к увеличению себестоимости продукта, а значит, и конечному его удорожанию. Особенно ярко это выражается в сегменте алкоголя. Почему производителям не отказаться от услуг «сетевиков»? Да потому что сети делают, по сути, 80-90 процентов продаж товаров производителя, потому что иных каналов сбыта, розничных точек практически не осталось. Вот сети и диктуют свои условия.
Но это не все беды производителей (поставщиков). Между сетями тоже существует некоторая конкуренция, а потому они озадачены тем, как переманить клиентов у оппонентов. Как это сделать? Да, именно акциями снижения цен (вспомните желтые и красные ценники) на востребованные ключевые в данном сезоне продукты. Вы думаете, сети что-то теряют на этом? Ошибаетесь. Производителям также выставляются условия, при которых они обязаны участвовать в этих акциях и продвигать свой продукт, иначе продажи конкурирующего производителя будут в разы выше и ваш продукт придется убрать с полок как невостребованный потребителями. В итоге на время акции производитель (поставщик) урезает свою наценку. Зная заранее, что придется участвовать в гонке за клиента за свой счет, производитель изначально закладывает в себестоимость товара «средства на маркетинг», что вновь способствует удорожанию продукта.
Плата на входе
На этом рэкет сетей не заканчивается. Есть еще такой «налог», который называют «входом в сеть». То есть ты как поставщик позже отдельно можешь выкупить себе полочное пространство, чтобы покупатель тебя увидел, но прежде обязан еще оплатить ежегодную подать за то, чтобы присутствовать в продуктовой матрице сети и чтобы закупщики на местах в принципе могли заказывать эти позиции. В некоторых регионах пытались чуть ли не на законодательном уровне отменить эти «входные подати в сети», но искоренить их так и не удалось.
Кроме того, договоры между сетями и поставщиками прописываются таким образом, что практически всю ответственность за товар на полках несет поставщик, а оплата от сети происходит только после продажи товара с полки. В общем, рисков у сетей почти никаких не осталось.
Вот так сети ставят в крайне сложные рамки поставщиков и диктуют свои условия. Но в структурах сетей еще есть байеры (закупщики), которые отвечают за какое-то отдельное направление (например, бакалея или алкоголь). А они тоже люди и хотят хорошо жить. За отдельную плату многие (да почти все) соглашаются лоббировать ваши интересы как поставщика в своей сети и добиваться определенных привилегий. И здесь тоже надо «забашлять», дабы продажи шли успешно.
На примере рынка продуктов питания становится понятно, почему торговать в нашей стране интереснее, чем производить что-то.
Сетевая наценка
Есть еще один важный нюанс - наценка самой сети. В крупных городах, в которых присутствуют почти все продуктовые сети, а значит, и высока конкуренция, наценки в сетях сдерживают друг друга. Так происходит в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и многих других городах. К примеру, в Тамбовской области уживаются такие сетевые магазины, как «Магнит», «Пятерочка», «Бегемот», не так давно появился и «Ашан». Но есть города, в которые крупные федеральные сети до сих пор не могут в полной мере войти, так как им препятствуют отдельные люди во власти, имеющие свой интерес в продажах местных сетей. В таких городах эти самые местные сети наглеют еще и по своим наценкам. Ярким примером может служить Пермь, где господствуют, по сути, только две основные сети: «Семья» (интерес бывшего губернатора края О.А. Чиркунова) и «Виват» (собственники сети - достаточно авторитетные люди в определенных кругах).
По запросу об основных показателях деятельности средних предприятий в январе-декабре 2014 года Тамбовстат предоставляет следующие данные от 17 марта 2015 года:
Вот и получается, что собственное производство в Тамбовской области не развито, а попасть на полки сетевых магазинов не позволяет финансовый доход. И чем дальше, тем эта пропасть будет увеличиваться. Вполне возможно, что вскоре и вовсе не останется места для малого бизнеса. А это немалая проблема, так как, помимо банкротства предпринимателей, много людей останется без работы. Большие финансовые потери будут и у областного бюджета.
Что делать?
Пути решения все же есть. К примеру, сетевой ритейл может активно вовлекать региональных товаропроизводителей в свои логистические схемы на основе лучших практик, в том числе и не получивших широкого развития в глобальном сетевом ритейле. Одним из таких примеров является опыт алтайской торговой сети «Мария Ра», которая реализует СТМ в рамках стратегии «бренд дома», привлекая для их производства региональных товаропроизводителей, а также в целях расширения сбыта товаров и независимых розничных торговых операторов. Данная стратегия позволяет в какой-то мере сохранить производство на территории, обеспечив реализацию товаров местных товаропроизводителей не только в своей сети, но и на торговых площадках, которые не входят в ее состав. Также, на примере «Огонька» и «Эконома», предприниматели могут объединиться и развить свою сеть в регионе.
Вполне возможно, что Россия все же сможет найти свой выход из этой непростой ситуации, опираясь на опыт Запада, но считаясь с интересами регионов.
Виталий Вутнанс, президент ТРО Фонд «Собиз Инвест»