Газета №11 (983), 17 марта 2015
Перейти к номеру

Без бумажки

17 марта 2015, 15:47 Прочитали 835 раз
Сто миллионов читателей хотят оставить без газет и журналов
Ситуация с резким подорожанием стоимости бумаги, предназначенной для печати газет и журналов, не на шутку взволновала редакции печатных СМИ и федеральные власти. Аналитики предрекают, что отрасли грозит снижение объемов выпуска полиграфической продукции, возможное сокращение персонала редакций СМИ, проблемы с закупкой литературы. Причем такая тенденция сохраняется в различных регионах России. Связано это с тем, что ряд российских целлюлозно-бумажных комбинатов принадлежат иностранным компаниям, которым из-за снижения курса рубля стало выгоднее работать на экспорт. Не стоит забывать о том, что зарубежные компании считают прибыль в валюте.

В Тамбовской области типографские услуги с нового года в среднем возросли на тридцать процентов, в отдельных случаях на пятьдесят. В соседних регионах цена за печать оказывается несколько ниже, чем в нашем регионе. Например, в Пензе стоимость печати в разных типографиях дешевле в диапазоне от двадцати одного до сорока семи процентов, а в Рязани – от двенадцати до двадцати семи.

Для печатных СМИ вопрос стоимости бумаги является ключевым, поскольку доля полиграфии в себестоимости газетно-журнальной продукции составляет шестьдесят-семьдесят процентов.

При этом в расчет не берутся услуги Почты России, которые возросли еще во втором полугодии 2014 года. Так увеличение цен за подписку и доставку ряда областных газет по сравнению 2014 года к 2013 года составило 208 процентов, то есть цена выросла в 3,08 раза. В 2014 же году во втором полугодии по сравнению к первому выросли на 169 процентов или в 2,69 раза.

Вопрос увеличения цены на бумагу рассматривался в феврале на заседании временной комиссии Совета Федерации по вопросам совершенствования законодательства о СМИ. Сенаторы заявили о недопустимости повышения цен на бумагу до пятидесяти процентов в течение последних трех месяцев, поскольку это может повлечь банкротство печатных СМИ, особенно в регионах. В свою очередь представители целлюлозно-бумажных комбинатов переложили ответственность за повышение на дилеров и пообещали не поднимать цены в 2015 году свыше пятнадцати процентов. Однако издателям в это верилось с трудом: цены все равно росли.

Главные редакторы, присутствующие на заседании, отметили, что повышение стоимости бумаги приведет к резкому сокращению тиражей вследствие увеличения цены на издания (в пропорции к затратам), либо СМИ вообще уйдет с рынка из-за проблем с распространением. Особенно уязвимы в этой ситуации региональные газеты и журналы. При этом пострадает вся технологическая цепочка, завязанная на производстве: типографии, распространители, экспедиции.

Представители типографий и целлюлозно-бумажных комбинатов ссылаются на то, что вынуждены закупать краску и химические компоненты к ней за границей, соответственно отсюда и рост цены – экономическая и политическая ситуация в мире якобы влияет. Однако федеральные эксперты утверждают, что это не совсем так, поскольку оценивают импортную составляющую в себестоимости продукта только в десять процентов.

Однако в такой ситуации в непростом положении оказывается не только средства массовой информации. Есть основания предполагать, что из-за увеличения цены на бумагу существенно возрастет стоимость литературы: книг, брошюр, энциклопедий и прочее.

Законностью и обоснованностью роста цен на бумагу и сырья для ее производства займется Федеральная антимонопольная служба. Ведомство уже направило обращения в семь основных комбинатов с просьбой предоставить информацию о росте цен за 2014 год.

Отметим, что сейчас в России действует шестьдесят тысяч традиционных СМИ, из которых 40 тысяч — печатные, их аудитория составляет 100 миллионов человек.

За 2014 год Роскомнадзор зарегистрировал около 4,7 тысяч новых изданий, что на пятнадцать процентов меньше, чем годом ранее (в 2013 году — 5,6 тысяч). В целом рынок СМИ за год сократился на три процента — общее количество зарегистрированных СМИ снизилось с 88,9 тысяч в 2013-м до 86,9 тысяч в прошлом году. По мнению экспертов, основные причины сокращения рынка СМИ — рост цен на бумагу и серьезные проблемы на рынке рекламы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер