Газета №7 (979), 17 февраля 2015
Перейти к номеру

Есть такая профессия - книги о Родине собирать!

17 февраля 2015, 13:13 Прочитали 1 143 раза
Александр Тарасов – личность среди тамбовских коллекционеров известная
Александр Тарасов – личность среди тамбовских коллекционеров известная – за ним более пятидесяти лет профессионального стажа на ниве собирательства и одна из крупнейших в Тамбовской области частных коллекций.

Забежав на днях в гости в нашу редакцию, Тарасов, едва успев поздороваться, сразу бросился к книжным полкам. «Эта есть… Эта тоже, - раздавалось его довольное бормотание. И уже к присутствующим: - А вы не выпускали календарь на этот год с логотипом газеты?!»

- Нет, не выпускали.

- Уф-ф-ф… Ладно. А мне кто-то сказал, что видели такой. Я - к вам сразу.

- Александр, у тебя дома еще осталось место для новых экспонатов?

- Давно не осталось. Часть коллекции пришлось на чердак и в сарай аккуратно эвакуировать. Я ведь собрал, пожалуй, ВСЕ тамбовские печатные издания за последние пятьдесят лет!

- Как начиналась коллекция?

- С собирания марок, как у многих. Был пионером, юным филателистом. Однажды в Дом пионеров на собрание клуба кто-то принес значок с изображением тамбовского герба. Он меня просто как магнитом к себе притянул. Я не задумываясь отдал за него часть своей коллекции марок «Космос» и «Спорт». Ощущение такое – личной, что ли, причастности к Тамбовщине в душе возникло, и решение, что собирать дальше, как-то само пришло – буду собирать только тамбовскую тематику! Сначала собирал значки, книги краеведческие, атласы географические, открытки.

- Я в книжке твоей «Чего ты хочешь, мальчик?» читал, что «путевку в жизнь» тебе «выписал» сам Николай Никифоров.

- Да, конечно, и он тоже. Его влияние на мое увлечение было огромно. Николай Алексеевич, наверно, самый известный тамбовский собиратель, как-то выступал у нас в школе на уроке краеведения. Я слушал затаив дыхание. Когда встреча закончилась, я с ним робко заговорил, хотел рассказать и о своем собирательстве, но от волнения голос мой был тих, и Никифоров, меня не услышав, направился к выходу. От отчаянья я догнал деда и крепко вцепился в рукав его пиджака. Пришлось Никифорову не только меня выслушать, но и проследовать ко мне домой, где я показал мэтру свою коллекцию. Он остался доволен и моей хваткой, и экспонатами. Сказал: «Есть в тебе искорка. Нужно продолжать. Но сразу остановись на одной только этой теме – Тамбовский край!»

Николай Алексеевич был моим наставником и учителем. Именно его книга «Поиски и находки» стала первой с автографом автора в моей драгоценной коллекции. Сегодня тамбовских книг с авторскими автографами в ней сотни.

В 60-е, 70-е годы в Тамбове в Городском саду регулярно устраивались праздники книги, был книжный базар, собирались все тамбовские поэты, писатели. Можно было спокойно приобрести их издания и тут же получить автограф на память. Со многими я по-настоящему подружился, стал частым гостем в областной писательской организации, всегда посещал «акулининские пятницы».

- Что на сегодня самое ценное в твоей коллекции?

- Тебе, наверно, места не хватит, чтобы записать! Моя коллекция уникальна тем, что в ней есть ВСЕ выходившие тамбовские книги по истории края, атласы, каталоги, открытки, ведомственные и юбилейные издания, книги местных авторов с их автографами, календари, телефонные справочники, значки, настольные медали, фотоальбомы, альбомы тамбовских художников… ВСЕ за последние пятьдесят лет, и все связаны с Тамбовщиной. И не только – есть и более старые издания, начала-середины прошлого века, газеты, журналы. Есть, например, редкая книга «Державин в Тамбове» 1947 года издания, книги Петра Петровича Иванова – основателя Моршанского краеведческого музея от 1918 года, много других редкостей. Все систематизировано, все описано и учтено. У меня с этим делом порядок, как в аптеке.

- Как умудрился собрать книги всех тамбовских литераторов за последние десятилетия? Ведь некоторые из этих людей давно проживают не в Тамбове.

- Вот с этим, конечно, и была трудность. По всей стране мотался. Только узнаю, что где-то книжка нашего земляка вышла – я туда срываюсь. Успеть купить, достать любой ценой, за любые деньги! И конечно, автограф автора поставить. Я просто уверен, что ни одной книги я пока не пропустил, все тамбовские в моей коллекции есть. Они - самые любимые мои сокровища, я, как к детям родным, к ним отношусь.

Сегодня, к сожалению, тамбовские авторы издаются все реже. Не знаю, с чем это связано, но точно не с политикой и экономикой. Раньше жилось намного тяжелее, однако книги и писались, и издавались регулярно. Хорошо бы именно в Год литературы на это все обратили внимание. Хорошо, что возобновили выпуск альманаха «Литературный Тамбов», но этого мало. Нужна, я думаю, более полная программа местного книгоиздательства.

- У тебя же в коллекции еще и вся местная наша периодическая печать за последние десятилетия…

- Да. Конкуренции я в своем деле не боюсь. Ты вот на рубеже 80-х - 90-х годов в «Тамбовских губернских ведомостях» работал, а полной их газетной подшивки, поди, дома не собрал. А я собрал! Теперь годы прошли – где полную подшивку найти? У меня! Ну, может, в Пушкинской еще есть. Хотя не уверен. У вас же подписки не было, а все номера вряд ли кто там покупал и собирал.

С местной прессой сегодня тоже что-то не так происходит. Где она? Бульварные газеты с тамбовским названием, но иногородними учредителями я в расчет не беру – они не наши. В девяностые годы сколько газет разных издавалось – в глазах рябило! Жить интересно было! А сегодня? Что собирать? «Бульварщиной» я никогда не интересовался, а настоящих печатных газет почти не осталось, молодежь вся в Интернете сидит. Может, в Год литературы что-то изменится?

- Саша, ты в жизни был знаком с таким количеством интересных людей. Кто более остальных запомнился?

- Да многих, так или иначе, помню. И Василия Кравченко, и Ивана Елегичева, и Евгения Яковлева, и Александра Стрыгина. Многих знал. И писателей наших известных, и художников. Сегодня теплее всего вспоминаю, наверное, Акулинина. Михалыч редким человеком был. Он не только как писатель вспоминается – душа у него русская мужицкая была, широкая. Дай Бог ему там, в другом мире, спокойствия.

- Вернемся к трудностям жизни простого собирателя. Ты рассказывал, что бывало, чуть ли не жизнью рисковал ради своей коллекции...

- Так и было. Много лет назад прослышал я, что выпущен значок, посвященный Дому-музею Рахманинова. Где искать? В Ивановке, конечно. Зима. Утром выехал в Уварово. До Ивановки добрался после полудня. Купил значок! Обратно в Тамбов надо. На вокзале говорят: «Последний автобус в райцентр на сегодня уже ушел». Что делать? Сгоряча и от радости пешком в путь тронулся.

Стемнело быстро, поземка занялась, метель. Я шагаю весело – новый значок в кармане греет, на дороге один, только стая собак каких-то через несколько километров ко мне привязалась. Ну, думаю, видать, деревня какая поблизости есть. Ну и ладно, бегут рядом, не лают, не кусают. Пригляделся, какие собаки - это ж волки! Я враз остановился. Помню, даже не за себя сперва испугался, а новую находку жалко стало. Стою, на волков смотрю, они на меня тоже, недобро так глазами горят. Двинулся дальше. Волки за мной трусят! Долго меня до Уварово провожали, но напасть почему-то не осмелились. На вокзал пришел в третьем часу ночи. Лег на скамейку поезд ждать. Обошлось – и хорошо. Значок-то цел!

- А какие веселые случаи, связанные с собирательством, запомнились?

- И веселые, и грустные, и всякие-разные были. В 1970 году в Воронеже вышла книга «Ленинским курсом», рассказывающая о жизни «Ирской» коммуны Кирсановского района. Знаменитая на весь мир история – в 1919 году приехали туда американцы, основали селхозкоммуну и давай там коммунизм строить! Сам Бернард Шоу на это диво посмотреть приезжал. Ну, книга вышла, а я об этом только через несколько лет узнал. Как прозевал – не знаю! Взял отпуск, поехал в Кирсановский район, в колхоз этот. Мне говорят: «Нет у нас этой книги. И музея теперь нет – «перестройка» одна кругом, не до книг стало». Я к председателю:

- Найдите мне книгу! Без нее не уеду!

- А что у нас тогда делать будете?

- Что хотите! Хоть в колхоз записывайте, только книгу мне найдите.

- Странный Вы человек. Ну, хорошо, работайте. Поищу я Вам эту книгу.

Выдали мне сапоги, фуфайку, брюки старые, угол, где жить, нашли. Сперва, помню, снарядили свинарник чистить, потом на силосную яму направили. Неделю как положено работаю, вторую. Самогон не пью. По деревне кто-то слух пустил, что я председателю родственник. Пришло время получки. Кассир, в окно мне улыбаясь, подает сверток такой объемистый. Народ в очереди как давай возмущаться: «Точно – родственник! За две недели сколько деньжищ огреб!» Я сверток развернул – там книга! Никто ничего не понимает, почему я счастливый такой стою. Председатель подходит:

- Ну, что? Довольны?

- Конечно! Еще бы!

Бригадир мой рядом стоит, головой качает:

- Бывают же такие странные люди…

Достает из кармана червонец – нормальные в те времена деньги, мне протягивает:

- Это лично от меня премия, Вы очень хорошо работали. Надумаете в деревню перебраться, приезжайте к нам. Будем ждать!

Я пока до сих пор не надумал - в Тамбове легче следить, где и какая новая книга вышла. Так вот и живу пока в родном городе. Мне нравится.

- Спасибо за беседу, Александр. Не уезжай никуда. Ты в Тамбове нам всем нужен. Удачи тебе.

- И вам, газетчикам, всем удачи. Без вашей пишущей братии моя коллекция была бы не такой богатой.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер