Мое редакционное задание было – серьезное официальное интервью с директором Пушкинской библиотеки про объявленный самим государством Год литературы, про серьезные планы, проблемы и достижения главной библиотеки области и глобальную важность чтения… Но, по пути в храм книги надышавшись ароматным морозцем и налюбовавшись падающим пушистым снегом, я как-то начисто забыл все «умные» заготовленные вопросы и начал совсем не с того…
- Людмила Алексеевна, какая книга лично у Вас дома сейчас лежит на рабочем столе, а какая на диване?
- В нерабочее время приходится читать много специальной научной литературы, всего, что требует непосредственно моя работа: статьи, монографии. Что касается художественной литературы – я, конечно, должна быть в курсе всех книжных новинок. Соответственно, читаю книги, получившие какие-то премии, занимающие высокие «топовые» рейтинги. Постоянно читать для меня – это не только привычка, это уже состояние души. Я просто чисто физически себя плохо ощущаю, если долго не получаю эстетическую информацию. Поэтому мне просто необходимо часто ходить в театры, на концерты, на выставки, читать книги. Для меня это очень важно.
- Кто Ваши лично любимые авторы, любимые жанры?
- Так получилось, а я окончила тамбовскую школу №12, что мое личное отношение к художественной литературе формировалось как бы из двух потоков – из отечественной литературы и зарубежной одновременно. Из западных авторов нравится, например, Голсуорси. Когда возникают какие-то житейские проблемы или просто нужно немного сбавить жизненный ритм, беру с полки «Сагу о Форсайтах». Неторопливое повествование, английский стиль жизни с их традиционными чаепитиями… Ну, это как-то по-человечески успокаивает, расслабляет, что ли…
Вообще, конечно, в разных жизненных ситуациях рука тянется к разным книгам. Есть у меня, как у каждого, книги, которые можно взять с собой на необитаемый остров, есть, которые тянет прочесть в сложных жизненных ситуациях. Когда бывает грустно, люблю, например, читать О,Генри или Чехова. Сколько их не перечитывай, они всегда несут позитив и добрый настрой.
В личной домашней библиотеке много книг, которые мы относим к отечественной и зарубежной классике, много научной, специальной, справочной, в том числе, литературы. Я очень люблю читать справочную литературу.
- Это не очень скучное чтение - справочники?
- Нет. Энциклопедии же бывают разные. Например, о кино или по мифологии – это разве скучно?! Я же не говорю, что читаю, перечитываю по вечерам Большую советскую энциклопедию, у меня ее дома просто нет! В силу того, что у моих детей книжные интересы немного разные – одна дочь больше тянется к книгам по истории, другая к книгам про животных - в домашней библиотеке и эта литература тоже присутствует. И сама я иногда эти книги с удовольствием читаю. Да и по телевизору тоже смотрю и «Энимал», и «Культуру» - на этих каналах нет информационной агрессии и надоевшего негатива.
- А из поэзии что у Вас в домашней библиотеке?
- Честно признаюсь - я не могу себя причислить к таким уж ярым поклонникам поэзии, но классика этого жанра в домашней библиотеке есть. Моя младшая дочь, например, очень любит Есенина, сама я с удовольствием читаю того же Пушкина. Стихи – это самый близкий путь к сердцу человека. Для многих именно с чтения поэзии начинается любовь к литературе вообще. Ведь все мы помним стихи, которые нам читали в детстве, правда? И сегодня мы читаем своим детям и внукам те же стихи, которые нам когда-то читали. Я считаю, что это очень здорово. Только немного жаль, что почти нет современных хороших детских авторов…
- Мне необходимо задать и плановый дежурный вопрос: чем для Вас является наступивший Год литературы?
- Я не думаю, что в этот Год как-то изменю своим личным вкусам и привычкам или как-то в корне пересмотрю свою работу и жизнь. Для всех нас – и читателей и библиотекарей - это, наверное, просто дополнительный повод, чтобы обратить внимание на наши насущные проблемы, в первую очередь, на то, что читает молодежь, дети. Мы же все и так понимаем огромное значение литературы и чтения в нашей жизни. Тематический «литературный» год лишь позволит дополнительно акцентировать внимание на библиотечные наши дела, проблемы и задачи, но то, что о литературе стали так задумываться и заботиться на уровне государства, – это, конечно, и отрадно, и вселяет хорошие надежды на наше общее будущее.
- Вы сами подняли вопрос о том, что читает подрастающее новое поколение – школьники, студенты. Проблема действительно так велика и актуальна?
- Это может быть не самый основной наш профиль, детьми больше занимаются детские библиотеки, но нас как библиотекарей, конечно, тоже не может не тревожить этот вопрос. Читать нужно больше всем, и детям, молодежи в первую очередь. Это не пустые дежурные слова - ведь именно в юном возрасте закладываются и основы самой личности человека и его отношение к окружающему миру.
Мы много работаем в этом направлении, проводим самые различные мероприятия, направленные на привлечение юных читателей в библиотеки. Я лично сторонница того, чтобы дети читали больше сказок, больше книг умных и познавательных. Это развивает воображение, мышление. Нужно больше читать, например, о тех же животных – это чтение доброту развивает. В нашей конкретно библиотеке мы проводим и встречи «толкинистов» и поклонников «Алисы в стране чудес», и русских сказок, и Гарри Поттера.
- Гарри Поттер – это точно «наш» национальный герой? Может, лучше Волкова читать, «Волшебника изумрудного города»?
- Не вижу ничего плохого в том, что дети читают иностранную литературу! Главное, чтобы читали, втягивались в чтение, чтобы сама эта литература была качественной. Пусть начинают читать про волшебство и магию, со временем доберутся и до хорошей фантастики, например, и до книг посерьезнее.
Я не вижу ничего особенно страшного и в так называемой массовой, коммерческой литературе. Взять того же Дена Брауна, «Код да Винчи» - классический пример. Моя дочь, прочитав эту книгу, так увлеклась темой, что прочла следом несколько вполне серьезных книг. И из серии ЖЗЛ про Леонардо да Винчи прочла! Она бы, может, в жизни до нее не добралась! Только благодаря Брауну… Наша как библиотекарей задача, чтобы коммерческая литература не вытеснила литературу настоящую. И здесь очень важно еще опираться на правильное воспитание детей, взаимодействовать и с их родителями, и с их школой. Мы работаем в этом направлении.
- Наша страна когда-то была самой читающей страной в мире. А сегодня?
- Я думаю, говорить, что мы все сегодня совершенно забросили привычку к чтению, большое преувеличение. Читают многие. Обратите внимание – не только где-то там, в Москве в метро все читают, но и у нас в Тамбове в транспорте тоже многие - кто с книгой, кто с планшетом. В «сидячих» очередях в различных учреждениях, на вокзалах – то же самое.
- Вот эти всевозможные планшеты и электронные книги – не привносят ли они в благородный процесс чтения некую такую искусственную «пластмассовость», что ли? Мы с Вами сейчас беседуем в здании Пушкинской библиотеки. Вы Александра Сергеевича можете себе представить читающим или пишущим за ноутбуком?
- Ну, время же у нас сегодня совершенно другое! Нужно в ногу идти, приспосабливаться, соответствовать… Компьютеризация, новые технологии дают такие огромные возможности всем: читателям, писателям, библиотекарям! Общение по Скайпу, видеоконференции, которые мы начали сегодня проводить, «оцифровка» старых книг, электронные библиотеки, социальные сети в Интернете… Как сегодня без всего этого работать и жить?
- А как же шуршание «живых» станиц и запах типографской краски?
- Время все расставит на свои места. «Живая» печатная книга никогда не умрет, как не умер театр с появлением кинематографа и телевидения. Конечно, запах типографской краски – это замечательно, но сегодня просто необходимы и другие книжные носители. Сама книга, ее содержание от чтения на планшете никуда не пропадает. И та же Сеть прекрасно помогает обменяться мнением о прочитанном с собеседниками, живущими где-нибудь во Владивостоке, например. «Живая» книга от этого не пострадает, она, разумеется, всегда таковой останется. Только полиграфическое качество будет улучшаться, мы это видим сегодня. Я часто бываю на полиграфических современных выставках – ну такого разнообразия качественных книг никогда не было! И тиражи по-настоящему хороших книг не падают сегодня, а растут. Вы вспомните, как раньше мы в очередь записывались на подписные издания, как макулатуру в обмен на «Трех мушкетеров» сдавали, на «черном рынке» из-под полы хорошие книги покупали! Сегодня новые информационные технологии нам только помогают, а сам процесс чтения как был, так таковым и останется. Другого такого же ценного информационного канала еще не придумали. И в ближайшее время печатная книга уж точно не станет такой же музейной редкостью, как чернильница и гусиное перо.
- Есть сегодня целые социальные группы, которые книг вовсе не читают, но спокойно себе живут…
- Ну и что за жизнь у таких людей?! КАК они живут? Жить без книг – это абсолютно ненормально, это дикость просто. Мне таких людей искренне жаль. И, опять-таки, я не думаю, что их может быть очень уж много. Их просто не должно быть много! Мы будем и над этим работать.
- Спасибо за интервью.
Успехов Вам.