Газета №6 (978), 10 февраля 2015
Перейти к номеру

По реке плывет топор из села Кукуева…

10 февраля 2015, 16:02 Прочитали 2 031 раз
Почему именно в Год литературы многие известные деятели отечественной культуры вступились за ненормативную лексику?
В январе целая компания по-настоящему выдающихся мастеров нашей культуры обратилась к премьер-министру с просьбой пересмотреть закон о невозможности нецензурной лексики в искусстве. Без мата в нем страдает правда жизни - следует из письма, подписанного Федором Бондарчуком, Никитой Михалковым, Кареном Шахназаровым, Олегом Табаковым и Владимиром Хотиненко. А Кирилл Серебренников даже заявил, что запрет на мат антинароден, ибо в России матерились всегда. К «первопроходцам» на пути возврата к более лояльному отношению к ненормативной лексике со стороны государства быстро присоединяются все новые и новые громкие имена деятелей кино, театра, средств массовой информации, «инженеров человеческих душ» - писателей…

Да, многие наши классики еще в ХIХ веке «баловались», например, «нецензурной» поэзией, но они никогда не претендовали на ее публикацию - сочиняли только «для внутреннего употребления». Все изменилось в веке ХХ-м, когда мат стал встречаться даже в стихах великого поэта Иосифа Бродского, а уж некоторые произведения таких писателей, как Лимонов, Сорокин и им подобных, просто отчасти строятся на нем как на самом необходимом средстве творческого самовыражения.

Разумеется, без мата просто невозможно представить себе и существенную часть такого самого народного нашего литературного жанра, как русская частушка. Без мата почти невозможно существование и такого жанра, как «пикантный анекдот».

Проблема бранного слова появилась у человечества не сегодня и даже не вчера, а сразу с возникновением самого языка как средства общения. Но абсолютные запреты, на что бы то ни было всегда неэффективны, потому что головную боль они лечат не таблетками, а отрубанием самой головы. Убрать из русского языка мат одним его юридическим запретом абсолютно невозможно, как невозможно ужесточением закона о борьбе с курением заставить курящих людей бросить это пагубное для здоровья занятие.

Обеспокоенность вполне себе справедливой суровостью «антиматерного» закона не только деятелей культуры, но и простого народа вполне объяснима. Власть, решившая круто взяться за бранное слово, не доберется ли рано или поздно до самой свободы слова? Тем не менее, вполне вероятно, что после недавнего высказывания самого Президента о том, что сам он не сторонник мата, но использовать его в своем творчестве или нет - должны решать сами творцы: «Вам виднее - литераторам. Может, чтобы быть ближе к народу, и можно допустить (ненормативную лексику)» - будут приняты какие-то послабления к закону. Об этом уже обмолвился министр культуры Владимир Мединский: «Мы предложим что-то такое, что будет исполнимо и чтобы закон не нарушался. Количество требований может быть уменьшено».

Наверно, это правильно. Может, с законом и правда слишком сильно перегнули и надо чуть подать назад, одновременно не снимая с повестки дня саму его благую сущность – борьбу за чистоту родной речи. Случается, что история развивается не по спирали, как нас всех учили, а повторяет движения маятника. И это не хорошо и не плохо. Это просто объективная данность.

* * *

А что по поводу применения в нашей повседневной жизни и в вечном искусстве «крепкого» словца думают тамбовчане, мы решили спросить у них самих. И первым делом, конечно, отправились в мастерскую по ремонту обуви.

Арсен Э-ян, беженец из Нагорного Карабаха, сапожник:

- Мат – это очень плохо. Это стыдно и некультурно. Меня в России сначала очень удивляло то, что многие здесь так грубо и открыто матерятся. Даже старики и дети… Даже при женщинах. А и сами женщины некоторые тоже… Даже девочки могут… На моей Родине на Кавказе за такое поведение могут просто очень серьезно наказать! Очень серьезно.

Татьяна Маликова, председатель тамбовского отделения «Союза писателей России»:

- Я категорическая противница использования мата в разговорной речи - это просто недопустимо с точки зрения элементарной культуры. С литературой вопрос сложнее. Определенный яд в малых дозах, бывает, может служить полезным лекарством. Если произведение, например, о войне, в нем описывается бой, кровь, страдание, буря эмоций, вероятно, какое-то дозированное использование «крепких» слов допустимо. Но желательно конечно, обойтись без них, используя другие литературные приемы и способы, чтобы правдиво отобразить жизнь. Все зависит от личности конкретного автора. Настоящий большой художник всегда найдет способ, как сказать правду, избежав грязных слов в своей речи.

Антонина Сергеевна Кузина, пенсионер:

- Мне лично все равно как-то. Мужики есть мужики… Что с них взять. И мой тоже бывает ругнется. Я на такие мелочи внимания не обращаю. При детях нельзя, конечно, но ведь и они вырастут и тоже будут ругаться. Что из этого шум подымать? Других проблем в стране мало? А книжек, где матом написано, я не встречала.

Светлана и Ольга, школьницы:

- В нашем классе (7 класс) многие матерятся. И девочки тоже. Некоторые и курят и пиво пьют. Наверное, хотят взрослыми казаться перед парнями. А книжки… Ну мы например, в Интернете читали, и «40 оттенков…» и другие. Ничего особенного. Если это все разрешено… Каждый сам для себя решать должен, что можно, а что нельзя.

Николай, водитель «маршрутки»:

- Сам не матерюсь, в семье тоже табу. А в узкой мужской компании допускаю. Если анекдот какой или ситуация требует. Вот, буквально вчера из салона одного вдрызг пьяного «выковыривал»… Пока за воротник не тряхнул и пару понятных слов не произнес, никакие уговоры мужика не брали.

Владимир Николаев, художник:

- Матерюсь и не стыжусь этого. Мы в России живем, и не надо искать проблемы там, где их нет. Не надо из себя искусственно «культурных» таких корчить. Это ханжество все. А вот мат в книгах я бы действительно запретил. Литература, искусство вообще, должны нести красоту и чистоту. Матерщине там не место.

Мария К-ва, студентка:

- Конечно, я не сторонница мата в разговорной речи. А в литературе… Когда это к месту или с юмором, как у прекрасных писателей Давлатова, Ерофеева… Не хочу показаться такой испорченной, разбитной девахой, но мне нравится. Если это тонко и талантливо сделано – зачем запрещать? Можно же просто, как в СМИ значки специальные на книги ставить: «16+», «18+».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер