Газета №5 (925), 4 февраля 2014
Перейти к номеру

По возможностям и потребностям

4 февраля 2014, 17:01 Прочитали 1 733 раза
В скором времени гуманитарии смогут вздохнуть с облегчением
В скором времени гуманитарии смогут вздохнуть с облегчением. Если синусам с косинусами не суждено исчезнуть из программы, то во всяком случае знакомить с ними ребят будут в самой доступной форме.

Министерство образования и науки РФ решило не просто заполнить пробелы в знаниях школьников, но и вывести российское математическое образование на лидирующие позиции.

Реальность такова

Новый формат преподавания точной науки обусловлен соответствующей установкой: детей, неспособных к математике, нет. До настоящего времени школьная статистика выдавала результаты, в корне противоречащие этой формулировке. Так, в прошлом году в ходе Единого государственного экзамена 150 тысяч выпускников не осилили простое математическое вычисление, приравненное специалистами к заданию пятого класса.

В подобной ситуации нет ничего удивительного. Современное преподавание математики имеет достаточно четкие ориентиры тех математических знаний, которыми учащийся должен овладеть к одиннадцатому классу. Есть программа с точным отведением часов по отдельным темам. Только здесь и таится загвоздка. Одному восьмикласснику для нахождения квадратного корня из произведения потребуется нескольких минут, а другому придется попотеть намного дольше. Только современная программа не ждет «отстающих». Кто-то прибегает к услугам репетитора, но для другого ряд математических вычислительных манипуляций так и остается дремучими дебрями. Причем многие ребята просто не стремятся в них лезть только по причине того, что не видят в этом никакой целесообразности. В старшем школьном звене ребята уже ориентируются на будущую профессию. Ребенок, который мечтает стать историком, филологом или музыкантом, просто не может понять: для чего нужно выносить и вносить какой-то множитель из-под корня. В каком практическом применении ему это может пригодиться? Так и остывает у ученика элементарное рвение к этой науке. Учитель отнесется с пониманием, махнет рукой и поставит ему троечку, «закрыв глаза». Дальше – более глубокие темы, а ребенок так и остается на той рисованной троечке без шансов идти дальше по математической лестнице со сверстниками. Потом наступает ЕГЭ. В голове выпускника полная вычислительная каша, сваренная из элементарных знаний пятого класса, но уже местами забитых и разбавленных обрывками сложных функций старшего звена. В результате знаний как таковых – ни тех, ни других.

Математика с пониманием

Пока неизвестно, насколько упростится сам курс школьной математики. Возможно, он останется прежним, однако серьезной редакции будут подвергнуты непосредственно формулировки заданий. Не секрет, что до сегодняшнего момента над многими из них ломали головы и сами педагогические кадры, имеющие за плечами многолетний стаж. Разработчики ставят акцент на том, что интеллектуальная деятельность должна обеспечиваться на доступном уровне, чтобы учащихся располагала к себе непосредственно «красота и увлекательность» математики. В самой концепции сказано, что в средней школе каждый учащийся должен иметь возможность получить именно тот уровень математических знаний, который пригодится ему в жизни.

Новое погружение в бездну цифр и формул не оставит в стороне и дошкольников. Концепция обяжет уже в детском саду осваивать «первичные математические представления и образы, используемые в жизни». Безусловно, никто не собирается загружать детские головы немыслимыми таблицами и формулами. Предполагается, что новый стандарт будет создавать для малышей те ситуации, в которых они сами начнут применять нужные математические приемы: перебирать варианты и искать верное решение.

Новая школьная математика в том виде, как рисуют ее разработчики, вполне имеет шанс стать для ребят понятной и интересной. Хочется верить, что это позволит школьникам не только повысить свою математическую грамотность, но и иметь возможность в будущем с пользой применять обретенные знания.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер