В этом месте так и вижу, как православный радикал, надувшись от возмущения, взвизгнет – мол, это еще что за бред?! Как это – зачем удерживаться от греха?! Надо – значит, надо! Бог так повелел!
Знаете, у одного из моих любимых писателей, англичанина Честертона, и – я сейчас резко упаду в глазах некоторых радикалов – неправославного человека, есть удивительное выражение о том, что любая мода – это форма безумия, а христианство потому и немодно, что оно здраво. В этом выражении обратите внимание на заключительную часть. Христианство здраво. Это учение, которое состоит из здравого смысла и которого придерживаются здравомыслящие люди. Как говорит один знакомый священник, входя в церковь, снимать надо шапку, а не голову. Да, Бог повелел удерживаться от греха. Но зачем? Какой в этом практический смысл? Не из самодурства же – Богу оно явно не присуще.
Логичные нелогичности
Сразу отмечу, что лично я вполне удовольствуюсь формулировкой «Бог повелел». Для меня подобного аргумента будет вполне достаточно. Но с точки зрения рядового атеиста или, по крайней мере, полуверующего многие из запретов Православия кажутся совершенно нелогичными. Когда совершением определенных поступков ты наносишь вред не только себе, но и окружающим, тут все совершенно очевидно – это плохо с любой точки зрения, хоть религиозной, хоть атеистической. Но ведь существует огромное количество ситуаций, в которых человек, по крайней мере, на первый взгляд, не совершает ничего вредного не только другим людям, но даже и самому себе. Ну, поел я мяса от души в среду или пятницу. Да пусть даже и Великим постом. Залил все это дело хорошим вином. Кому повредил-то? От этого землетрясение на Камчатке началось или ребенок у соседки заболел? Да и моему здоровью закусить как следует не повредит.
А теперь попробуем рассмотреть тему с практически-мистической точки зрения. Согласно православному учению, человек состоит не только из тела. Физическая оболочка рано или поздно умирает. Душа не умрет никогда. Оставшись без тела, она переходит в другое измерение и продолжает там жить. Но вот ведь «засада» - душа отправляется в вечность такой, какой она была в момент смерти, со всеми ее привычками и желаниями.
Для многих это действительно «засада». С помощью чего мы удовлетворяем свои физические потребности здесь, на Земле? С помощью тела. Откуда эти потребности идут? От души. Итак, мы умираем. Душа с ее потребностями остается, а тела, чтобы их удовлетворить, уже нет.
Ад не по понятиям
А теперь такой расклад. Алкоголик привык ежедневно вливать в свое тело определенное количество «горячительной жидкости», гурман – красиво поесть, любитель женщин – «морально разлагаться», как выразился в свое время один из героев «Бриллиантовой руки». Чем мы будем все это совершать после смерти? Правильно, ничем. Потому что нечем. А хочется? Еще как! У меня нет тела, но сам-то я остался. Небольшой нюанс: учитывая, что за порогом нынешней жизни времени не будет - такого понятия там просто не существует – все твои желания будут мучить тебя вечно. И вечно не удовлетворяться. Алкоголика постоянно тянет пропустить стаканчик – а во что? Горло с желудком взять негде. То же самое с любителем поесть. И женщину захотел – удовлетворить желание нечем. А ведь при этом воображение будет такие воспоминания рисовать!
Чем не адские мучения? И еще какие! Похлеще раскаленных сковородок с кипящими котлами. Думаете, ад выглядит именно так: мол, рогатые черти подбрасывают дров в топку, а на плите жарятся грешники? Не уверен. А вот когда твою душу не просто мучит, а именно неистребимо жжет желание, а выполнить ты его никак не можешь, и так продолжается вечно – вот это вполне реально. И главное, абсолютно логично. Здраво. За что в нынешней жизни боролись, на то в будущей и напоролись.
Так что с этой точки зрения соблюдение христианских канонов - не просто чья-то блажь, а самая настоящая воспитательная мера. Ты сам себя готовишь к спокойной и счастливой жизни за чертой земного существования.
Небесное для земного
И ведь это еще не все. Соблюдение православного набора правил в форме уклонения от греха может иметь самое актуальное значение даже для нашей земной жизни. Несколько лет назад услышал от одного батюшки в Краснодарском крае мысль, о которой раньше как-то даже не задумывался. А мысль такая: мы, православные христиане, намного тренированней в плане характера, чем те, кто находится вне церковной ограды. Случись что, для нас не составит никакого труда переключиться на совершенно непривычный для нас рацион питания. Причем на неопределенный срок. Прожить два месяца без мяса? Не проблема. Кстати, как и без половых отношений с противоположным полом. Собственно говоря, мы это и делаем как минимум несколько раз в год. Сила воли – великая вещь.
При этом я реально знаю немереное количество народу, который буквально стонет: «Да я дня не могу прожить без мяса!» А без секса – разговор лучше и не начинать. Вообще такое ощущение, что большинство из окружающих – сексуально озабоченные маньяки, которые не представляют, как можно прожить день без куска свинины. Но ведь это же не так! Не верю! Нужно уметь держать себя в руках. А в результате не опускаться до уровня скотины. Оставаться человеком. В первую очередь, именно этому учат христианское воздержание и уклонение от греха. Как хорошо сказал один священник по этому поводу: от хлеба и воды еще никто не умер. От себя добавлю - в отличие от мяса и водки.
Не убий
Есть еще один нюанс. И состоит он в следующем: убийство и самоубийство – тягчайшие грехи. Но если ты ешь-пьешь без меры, постоянно ходишь «налево», вообще ведешь то, что мы сейчас называем нездоровым образом жизни, твое тело стареет раньше положенного времени. Раньше срока, отведенного Богом. То есть ты сам себя убиваешь? Конечно. Это самое настоящее самоубийство.
Никто не заставляет тебя без меры увлекаться сохранением собственного здоровья. Ни в коем случае. Иначе ты из него, этого самого здоровья, творишь себе кумира. Но сознательно губить себя, превращать в развалину – грех, который не прощается. Никогда и никому.
Что делать? Соблюдать церковные каноны. Собственно говоря, там есть все. Это те самые красные флажки, о которых я уже писал в прошлом номере. Именно они не позволяют свалиться в яму болезни – как духовной, так и физической. Причем полезно это не только верующим, но и атеистам. В результате именно этот «физический» подход к теме может перевернуть их жизнь.
В свое время нынешний Патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, произнес поистине гениальную фразу: «Каких подвигов духа можно ждать от человека, который семь недель не в состоянии удержаться на определенном рационе питания?». И действительно, физическое в любом случае – это низшая ступень по сравнению с духовным. Поэтому и начинать тренировку духа нужно с малого - соблюдения физических запретов.
О самом главном
И пожалуй, самое главное. Пост, молитва, соблюдение заповедей, уклонение от греха, добрые дела – не цель. Понять это сложно, но необходимо. Это лишь средство. Цель – стать таким, как Бог. Не больше и не меньше. И вот об этом забывать не стоит никогда.