Однако ситуация скоро может измениться, и сельдь для многих тамбовчан станет не по карману. Уже сейчас оптовые цены на сельдь начали расти, а к новому году она, по мнению экспертов, подорожает на треть. Так что если сейчас, по данным Росстата, килограмм соленой сельди стоит в Тамбове в среднем около 87 рублей (причем с начала года ее цена в тамбовских магазинах практически не менялась), то к новому году килограмм этой "народной" рыбы будет стоить около 120 рублей.
Почему же так происходит? Неужели в России не хватает сельди? И да, и нет. Селедки в Атлантическом и Тихом океане плавает предостаточно, и наши рыболовы вылавливают ее тоннами. Только вот почти весь улов "уплывает" за рубеж. В этом году на экспорт отправилось 93 процента улова, в первую очередь в страны Юго-Восточной Азии. Объем российского рынка сельди с учетом импорта и экспорта, по словам руководителя Аналитического центра Росрыбоводства Тимура Мутупова, с начала текущего года уменьшился в полтора раза: со 150 до 100 тысяч тонн. Соразмерно должны увеличиться и цены на селедку.
Самое обидное, что наша селедка "уплывает" за рубеж вовсе не потому, что иностранцы за нее больше платят. Наоборот, в Москве в августе оптовые цены на сельдь составляли 42 рубля за килограмм, а экспортная цена составляла 25 рублей за килограмм. Получается, что российские рыболовы отдавали иностранцам нашу сельдь за полцены. Что же заставляло их поступать так нерасчетливо? Оказывается, бюрократические препоны.
Например, если капитан собирается выгрузить сельдь в Южной Карее, то он заранее отправляет туда необходимый пакет документов и отправляется в нужный порт. За три часа до прибытия он отправляет сообщение в портнадзор и через час после этого связывается с лоцманской службой. В результате, когда судно прибывает в порт, его там уже ждут и уже через четверть часа начинают разгрузку. То есть все происходит в течение одного дня. В России же дело обстоит намного сложнее. Для того чтобы ввезти рыбу в российских порт, необходимо сообщить об этом не менее чем за трое суток, а за сутки предупредить об этом всевозможные контролирующие ведомства. Но и это еще не все. Разгрузка судна, как правило, начинается лишь через несколько суток после его прибытия в порт, а ветеринарное оформление продукции растягивается на неделю. За это время можно наловить немало рыбы. Вот такая получается арифметика. К тому же в случае продажи сельди на экспорт рыболовам возвращается НДС, а это тоже немалые деньги.
Получается, что если ввести строгие санкции для портов "за волокиту" и отменить возврат НДС, то рыбаки будут продавать российскую сельдь россиянам. В этом случае она может даже подешеветь. Но все мы понимаем, что это звучит утопично. Так что к Новому году покупать сельдь тамбовчанам придется, скорее всего, уже по новой, более высокой цене. Или не покупать вовсе. А вместе с этим отказаться и от икры, которая уже сейчас подорожала в тамбовских магазинах почти на десять процентов. Правда, чем тогда придется закусывать шампанское, остается только гадать. Ну не картошкой же, в самом деле!