Борислав, Вы родились в России в семье музыкантов: дедушка легендарный оперный певец Борис Гаврилович Струлев, отец – солист Московского государственного академического камерного хора В. Минина, мама профессиональная пианистка, а дядя актер и певец Олег Ануфриев. Но как Вы оказались в Америке?
На самом деле, это невероятная история, полная магии! Я учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского у прекрасного педагога Марии Юрьевны Журавлевой. После того, как стал стипендиатом программы «Новые имена», я много ездил по всей стране и получил возможность выступать на разных площадках. Затем произошла незабываемая встреча с композитором Тихоном Хренниковым, благодаря которому я начал понимать современную музыку и вышел на совершенно иной уровень исполнительского мастерства. И вот однажды я получил приглашение от Госконцерта на выступление в Большом зале консерватории с американским дирижером Джоэлом Шпигельманом.
Маэстро приехал в Россию с целой делегацией, среди которой была Джоан Питерс писательница из Чикаго, написавшая много бестселлеров. Джоан предложила сделать запись нашего концерта, чтобы показать ее в НьюЙорке великому Исааку Стерну. Мы сделали запись, передали кассету в НьюЙорк и благополучно об этом забыли. А Джоан в НьюЙорке показала это видео с записью виолончельного концерта К. СенСанса Cтерну. Тот был приятно удивлен моим исполнением и пригласил поработать в «ICM Artists» и далее учиться в консерватории в НьюЙорке «Manhattan School of Music».
Джоан также решила показать это видео блистательному пианисту единственному ученику Владимира Горовица Байрону Дженису, одному из самых известных исполнителей Рахманинова. А Дженис решил устроить мой дебют в США.
Выходит, что все решила эта кассета с записью?
Получается, так (смеется). Спасибо моему папе, который на гастролях в Японии, практически живя какоето время на одних сухарях, накопил денег и купил там видеокамеру. Гонорары, как Вы понимаете, были небольшие.
Когда же состоялся Ваш дебют?
В один прекрасный день мне пришел факс с приглашением на сольный концерт в Кеннедицентре, которым руководил Джеймс Вулфенсон, позже известный как глава Всемирного банка. Он, кстати, и сам неплохо играл на виолончели. И мы с моей мамой полетели в Вашингтон, ну, а затем было обучение в консерватории «Manhattan School of music». Так начались наши первые шаги в НьюЙорке.
Вы все время говорите «наши». Имеете в виду свою маму?
Да, она мне очень помогала, практически бросив все: квартиру, Москву, работу концертмейстера в Гнесинской академии. Являясь профессиональной пианисткой, аккомпанировала мне в гастролях, сопровождая по всему миру. В годы моего становления, в начале карьеры за рубежом мама для меня была олицетворением Родины, была моим тылом. Я очень многим ей обязан. Только сейчас я понимаю, какой героический поступок она совершила. Я бы, наверное, никогда не справился один.
Кто еще Вас поддерживает? Где Вам более комфортно?
Раньше государство занималось определенными артистами. Было понятно, что если нет, скажем, десяти имен, то стране будет просто нечего предложить миру. Сейчас все изменилось, и очень многое зависит от наличия спонсоров. Конечно, я чувствую русские корни, потому что родился в Москве и никогда этого не забуду. Даже в НьюЙорке я всегда стараюсь, не теряя связи с Родиной, делать русские вечера и показывать американцам различные русские проекты. Стараюсь также показывать и в России разные проекты из НьюЙорка. Не побоюсь этого сравнения я превратился в своеобразный мост между Россией и Америкой. И искренне рад этому.
У Вас есть райдер?
Для музыканта, конечно, очень важно иметь определенные условия. Если, к примеру, я летаю на самолете, то мне необходимо покупать два авиабилета: на себя и на виолончель. Так что всегда можно иметь два завтрака или обеда (смеется). Правда, приходится оплачивать полную стоимость билета за еще одно место для виолончели, а бонусы на него не начисляют. Ведь она со мной летает всегда и, если я могу накопить на бесплатный билет для себя, то для виолончели – нет. Вот такая несправедливость.
Часто ли прилетаете в Москву?
С 1993 года я живу в НьюЙорке и ни разу не приезжал в Россию до 2005 года. Сейчас я практически начинаю все заново, открываю новую страницу своей российский концертной жизни.
Что Вам ближе: Москва или НьюЙорк?
Очень коварный вопрос. Если спросить ребенка, кого ты больше любишь: маму или папу, что он ответит? (Улыбается). Если честно, просто не могу сказать, где лучше или хуже. У каждого мегаполиса свой особый шарм.
У Вас много проектов?
Я создал около двадцати разных программ в абсолютно разных жанрах: классика, джаз, кино, театр, поп. И моя виолончель оказывается везде! Даже там, где она никогда не была раньше! Поэтому очень тяжело определить, кто я. Кто мои поклонники те, кто любят классику, театр, джаз или просто виолончель?
Мое искусство не просто играть ноты на инструменте чисто и в ритме. Я поставил перед собой цель придать этому процессу театральность. Собственно говоря, это то, что когдато делали Лист или Паганини. Мне неинтересно отдавать свою жизнь на то, чтобы повторять то, что уже было сделано и сыграно до меня сотни тысяч раз. Но я знаю, что если человек закроет глаза и послушает мои записи или увидит меня в зале, то он никогда этого не забудет. Мне нравится, когда люди, никогда не ходившие на классические концерты, удивляются тому, что может виолончель. Оказывается, это не так страшно, грустно и скучно, как они думали.
Вы много ездите по миру. На ваш взгляд, интерес к классической и джазовой музыке одинаков у публики разных национальностей?
Конечно, разница есть, и она огромна. На Западе можно собрать двадцать тысяч человек, чтобы просто послушать польки Штрауса. Попробуй это сделать в России! Моя мечта – поделиться с российскими зрителями тем багажом, который я накопил за годы жизни в Америке, показать, чему я научился на Западе. Ведь этого, несомненно, заслуживает наша публика.
Общаясь с музыкантами обоих континентов, могли бы Вы сказать, чья подготовка сильнее русская или американская?
Я занимался с разными педагогами со всех краев света. И могу однозначно сказать, что русская школа всегда была самой сильной. Честь и хвала нашим советским педагогам, работавшим не за деньги, а за идею, за истинное служение искусству. А мы не боялись адских часов занятий, критики и подзатыльников, за которые, например, в Америке педагога могут привлечь к ответственности.
По Вашему мнению, музыка является универсальным средством объединения людей?
Да, конечно, и я стараюсь создавать проекты, которые этому способствуют. Когда мы проводили День России в НьюЙорке, я старался подготовить такую программу, чтобы представить Россию достойно в глазах американской общественности. В Москве на базе Дома актера я создал творческие вечера, своего рода клуб «музыкальное собрание». В НьюЙорке же я делаю серию концертов «Борислав Струлев и друзья» в знаменитом историческом клубе на Бродвее Birdland Jazz Club. Это некое смешение классики, джаза и свободной импровизации.
Сейчас велика тенденция к созданию фестивалей различных уровней. В чем причина?
Думаю, в первую очередь, в людях. Людям нужна культура. Они хотят, чтобы она была рядом. Как бы это ни прозвучало странно и одиозно.
Вас, Борислав, эта волна также коснулась. Мы знаем, что Вы являетесь музыкальным директором белгородского музыкального фестиваля «Belgorodmusicfest» и артдиректором фонда развития классического музыкального искусства Белгородской области. А не было ли идеи или уже планов организации подобного музыкального фестиваля и для тамбовчан, проживающих на родине предков великого Рахманинова? Или, быть может, проведение Вашего творческого вечера «Струлев и друзья» для поклонников Вашего таланта и музыки в целом?
Белгородский фестиваль начинался два года назад и теперь проводится каждый март. Отдельное спасибо белгородскому губернатору Евгению Степановичу Савченко и митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну, а также фонду развития музыкального искусства за поддержку. Она очень нам важна, и я безмерно благодарен им за нее. Белгород уже узнал таких великих артистов, как Дмитрий Хворостовский, Мишель Легран, Денис Мацуев, Валерий Гергиев и многие другие. Более подробную информацию об этом можно найти на сайтах www.borislavstrulev.com и www.belgorodmusicfest.ru.
Что касается Тамбова, мы полностью открыты к встречным предложениям руководства города и области по организации и проведению подобных творческих вечеров, концертов или, быть может, даже фестивалей. Мне очень нравится ваш город, где родились многие мои сегодняшние друзья, с которыми я общаюсь, и искренне хочется, чтобы Тамбов также уже в скором будущем стал одним из центров музыкального искусства. Это было бы действительно здорово!
В общем, планов громадье, но музыки, как говорили великие, много не бывает. Приглашайте, мы с удовольствием приедем к вам с ней!