Попробуем подтвердить это утверждение, исходя из чисел и фактов. За отправную точку наших исследованийрассуждений возьмем утверждение о том, что цифры по сравнению с советским временем изменились примерно в сто раз – плюсминус по отдельным категориям. Судите сами.
Зарплатный медиан
Согласно официальным данным советской статистики, средняя зарплата в СССР выглядела так: в 1980 году она составляла 120 рублей, в 1981м – 130, в 1982м – 150, в 1984м – 180 рублей, в 1985м 190, в 1986м – 200. Опять же по официальным данным, в нынешнем году средняя зарплата по России составляет около 27 тысяч рублей. Правда, для многих тамбовчан цифра чересчур, согласен. В таком случае попробуем исходить из так называемой медианной зарплаты – это термин, который обозначает своеобразный водораздел в заработной плате. Медианная зарплата – это такой показатель, ниже которого получает половина работающих и выше которого получает половина работающих. Некая разделительная черта, которая делит всех «зарплатников» на две равные части. Так вот, в нынешнем году этот «водораздел» в целом по России проходит на уровне около семнадцати тысяч рублей.
При этом в Тамбовской области за май нынешнего года номинальная среднемесячная зарплата составила 19286 рублей с ростом более 16 процентов к уровню прошлого года. Рост реальной же зарплаты, с учетом инфляции, составил, по информации Тамбовстат, около восьми процентов. За пять месяцев нынешнего года средняя заплата по области составляет 17678 рублей также с ростом более 16 процентов к прошлому году. Примерно соответствует медианному уровню в целом по России. А также средней зарплате в СССР в 19821984 годах, умноженной на сто.
Рубль пишем – сто в уме
Насколько сопоставимы с началом восьмидесятых нынешние цены с принятой нами за основу «поправкой на сто»? Коробка спичек стоила тридцать лет назад копейку, сейчас – рубль, подорожание ровно в сто раз. Буханка хлеба стоила раньше шестнадцать копеек. По данным мониторинга комитета потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова, по состоянию на 23 июля нынешнего года разброс цен по хлебу составил от 14,25 до 20,40 за буханку. Средняя цена – 17 рублей 50 копеек. Опять же примерно на уровне тридцатилетней давности с делением на сто. Средняя цена вареной колбасы в 1980 году – два сорок. Умножаем на сто – двести сорок рублей. Примерная цена сегодняшнего дня. «Сухая» советская колбаса, как сейчас помню, была по семь рублей за кг. Так и сейчас, с умножением на сто, получаем семьсот рублей за килограмм очень даже неплохой колбасы.
То же самое по мясу и рыбе. По данным официальных мониторингов, на конец июля говядина в Тамбове стоила в среднем (подчеркиваю – в среднем) двести сорок рублей за килограмм, свинина – двести десять. Я понимаю, что нет пределу не только совершенству, но и ценам. Можно найти говядину и по четыреста с лишним за кг. А теперь, взяв даже эту цифру и разделив ее на сто, получите результат и сравните его со своими воспоминаниями о советских ценах. Получилось? С чем вас и поздравляю.
Все это, конечно, в качестве примера, поскольку сравнивать все виды товаров и услуг не хватит никаких газетных страниц. Любой может сделать это достаточно быстро, покопавшись в закромах собственной памяти или расспросив родственников, после чего легко сравнит полученные «выходные данные» с нынешними ценами.
Машины и водка
Конечно, одним из наиболее больных мест по сравнению с советским периодом сегодня являются стоимость транспортного сообщения и услуг ЖКХ. Насчет квартплаты и жилищнокоммунальных услуг точно не поспоришь, их стоимость по сравнению с временами тридцатилетней давности точно выросла как минимум в несколько сотен раз. Сколько стоят сегодня авиаперелеты и переезды на дальние расстояния по железной дороге – тоже тема, которая невольно заставляет грустить.
Но вот из личного опыта. Двадцать пять лет назад я ездил в Тамбов из родного села на автобусе за сорок копеек в один конец. Сегодня езжу за тридцать девять рублей на автобусе и за сорок семь – на маршрутке. Разделили? Что получилось? Тото же. Правда, с той разницей, что сейчас я могу прыгнуть практически в любой проходящий мимо автомобиль и за пятьдесят рублей спокойно доехать до города или обратно. В конце восьмидесятых представить себе, чтобы я за пятьдесят копеек мог добраться на машине до Тамбова – это чтото на грани фантастики. И прежде всего, изза того, что этих самых машин было – раз, два и обчелся.
Но об автомобилях – чуть позже. Сейчас о ней, родимой. В смысле, о водке. До августа 1980 года цена была такой, и не примерно, а очень даже точно. Водка с гордым названием «Водка» (дада, именно так она и называлась) – 3 рубля 62 копейки, «Экстра» 4 рубля 12 копеек, «Старка» 4 рубля 72 копейки. Подобные странные цены с двойками на концах – изза того, что залоговая цена пустой бутылки в то время была 12 копеек. После августа 1980 года «Водка» и «Экстра» исчезли. Появились «Русская» по 5,25 и «Пшеничная» по 5,45, «Старка» стала по 7,20. А цену пустой бутылки подняли аж до двадцати копеек. Но лично у меня четко сохранились в памяти другие цифры, на уровне 19881989 годов: «Русская» девять рублей десять копеек за поллитру, «Пшеничная» девять рублей двадцать копеек, «Столичная» ровно десятка.
Итак, что мы имеем в связи с «водочным вопросом»? Умножьте любую из приведенных выше цифр на сто и сравните с нынешней ценой водки. Сделали? Согласитесь, что сегодня водка столько не стоит – гораздо меньше.
Я уж не говорю о таких экзотических вещах, как аудиомагнитофоны или чтото подобное. Как сейчас помню госцену катушечника «Олимп» (правда, это всетаки был аппарат высшей пробы по советским меркам) – тысячу двести пятьдесят рублей. При умножении на сто – 125 тысяч. При нашей нынешней жизни два, а то и три подержанных «Жигуля».
На что хватает?
Кстати, о птичках. Согласно официальным данным советской статистики, средняя цена на легковой автомобиль в 1980 году составляла 7262 рубля – речь, понятно, об отечественном автопроме. Умножьте семь с лишним тысяч на сто и скажите мне, какой российской автомобиль сегодня столько стоит. Чтото не получается, да? Поэтому лично я не вижу ничего удивительного в том, что сейчас в Тамбовской области, число жителей которой не дотягивает до миллиона ста тысяч человек, количество личного автотранспорта перевалило за триста тридцать тысяч единиц. По машине на каждых трех тамбовчан, включая новорожденных младенцев и глубоких стариков.
Двадцать пять лет назад единственная «пробка» в Тамбове изредка образовывалась на углу Советской и Московской. Сегодня я лично не знаю, во сколько нужно выходить из дому, чтобы спокойно, без заторов добраться до работы. Бесконечные вереницы машин забивают городские улицы в течение всего дня. По Вашему мнению, это показатель того, что мы стали хуже жить по сравнению с советским временем? Помоему, как раз наоборот.
В общественном транспорте – не лучше. Лично мне зимой там реально становится дурно от количества женщин в шубах и кожаных пальто, особенно когда они начинают ныть по поводу того, что им так тяжело живется. Когда я подобное видел в советские годы? Никогда, просто потому, что такого не было.
Тележки в супермаркетах, буквально заваленные продуктами, так и толкают спросить у тех, кто их перед собой везет, тяжело вам, наверное, в последнее время приходилось, что столько еды набираете? Небось, запасы на ближайшие полтора года? Да нет, не запасы. Через несколько дней опять придут «затариваться». Но ведь денегто на это хватает. В одном из пригородных тамбовских сел на три с половиной километра центральной улицы – тринадцать магазинов и ларьков. Из них только тричетыре – строительнохозяйственные или «тряпочные». Все остальные – продуктовые. И ни один из них не закрылся. Значит, работают с прибылью. В какие «благословенные» советские времена такое было возможно?
При этом мы еще даже не вспомнили о сотовых телефонах, которые сегодня есть не практически, а буквально у каждого, о компьютерах, которые присутствуют как минимум по одной штуке в каждой семье. На эти признаки цивилизации в советское время тратиться вообще не приходилось, потому что их не существовало в природе. А сегодня они есть, и у всех на них денег хватает.
Еще не заключение
Все вышесказанное убеждает в том, что, несмотря на невероятный рост цен на квартплату и ЖКХ, а также на услуги транспорта в течение двадцати с лишним последних лет, жить мы хуже не стали. Но и не лучше. Здесь сравнение по принципу «а вот раньше сахар был слаще, а вода мокрей» вообще не срабатывает. Потому что мы стали жить подругому. Изменилась сама структура потребления. Наши с вами запросы стали другими, чем у наших отцов и матерей. То, что для них было пределом мечтаний, мы воспринимаем как то, без чего уже не представляем свою жизнь, и стремимся к чемуто новому. Вопрос в другом – а действительно это то, что нам нужно? И даже то, что мы хотим на самом деле?
Конечно, это тема отдельного материала и повод для следующей статьи, которая – в следующий раз.