Насколько верны эти слова - вопрос второй. Сейчас не об этом речь. Разговор о другом: что делать нам для того, чтобы не стать каплями этого "языческого моря"? Да и нужно ли вообще что-то делать? Может, пусть все катится, как катилось? Ведь ничего же страшного, на первый, мимолетный взгляд, вроде бы не происходит…
Подобная точка зрения имеет право на жизнь только в том случае, если принять за исходный момент мнение о том, что религиозность вообще и Православие в частности не имеет никакого отношения к формированию основ нашего национального самосознания. Тогда да - вопросов действительно нет. Если Православие - это не фундаментальная основа самоопределения нашего народа как национально-территориальной единицы, тогда и дергаться не стоит - Россия и ее государственность и без веры предков не потеряются в "прекрасном далеко" и будут там себя прекрасно чувствовать.
Но ведь в том-то и вся закавыка, что это было бы слишком просто. Воспитанным на советском атеизме и его естественном продолжении - постсоветском многобожии - трудно сегодня это понять и принять, но от исторического факта никуда не деться - именно Русская Православная Церковь осталась единственной объединяющей силой, вокруг которой сплотились остатки древнерусских княжеств, буквально выжженных ордами монгольских завоевателей. Сплотились и не просто выжили, а смогли стать основателями нового народа - того самого, представители которого называют себя с тех пор русскими. То есть РПЦ - это живой фундамент, на котором было не просто построено здание русской государственности, а создан сам народ, который это государство населяет.
В этой связи одно небольшое отступление. Вышесказанное лично для меня - очередной аргумент в споре с неоязычниками, когда они начинают взывать к "исторической памяти" русского народа, призывая его отказаться от христианства и вернуться к "вере предков". Их сегодня реально столько, что начинаешь диву даваться - где мы живем, в стране с тысячелетней православной традицией или языческом княжестве конца девятого века? Так вот, историческая память русского народа - исключительно в Православии. Если мы говорим о русском народе, конечно. Если же заводим пляски вокруг Перуна, Даждьбога, Стрибога и прочих истуканов и истуканчиков, то о слове "русский" надо забыть напрочь. В лучшем случае, речь можно вести о славянине времен Киевской Руси. А совсем правильно - докиевской. Но ведь восточные славяне лишь один из многих народов и народностей, скрепив которые раствором единой веры, Православие выстроило для них общий дом под названием Россия, населив его народом под названием русские.
Итак, если Православие - это основа самого существования нашего народа, то ответ на вопрос, чем грозит потеря православной веры всеми русскими людьми и каждым из них в отдельности, более чем очевиден. Исчезнет дух Православия в России - не станет русского народа. И если "языческое море" вокруг тех, кто, может быть, и не является поистине православными, но хотя бы пытается ими стать, - реальность, то борьба, по сути, сегодня ведется уже у последней черты. Почему именно так? Неоднократно встречаю в соцсетях высказывания в адрес православных, в основном от атеистов и язычников: мол, есть у вас ваши церкви, вот вы там сидите и своей религиозной пропагандой тут не занимайтесь. Зато за собой подобные интернет-сидельцы оставляют полную свободу высказывать собственное мнение где угодно и в каком угодно количестве. То есть оппоненты Православия считают, что вправе указывать представителям религии, которую официально исповедует подавляющее большинство жителей России, их место. Такое вот "засилие" Православия в православной стране получается. Что, в таком случае, ждет нас завтра? Предположить несложно, и с максимальной долей вероятности.
Подобные мысли приходят в голову после состоявшегося на днях в Тамбове очередного форума журналистов и духовенства Тамбовщины, посвященного теме "Святитель Питирим и духовное наследие Тамбовского края".
По мнению начальника управления пресс-службы и информации администрации области Владимира Шуняева, мы сегодня находимся в состоянии страшного саморазрушения, и разрушение это никто пока остановить не может. На первый взгляд, это лишь броская, пугающая фраза. Но стоит даже не то что осмотреться вокруг - хотя бы повернуть голову на полсантиметра от заданного ежедневными делами курса, чтобы убедиться в том, что это правда - страшная в своей обыденной реальности.
- Я просто не понимаю, что происходит! - говорит Владимир Шуняев. - Включаю федеральный канал "Россия". Середина дня. Идет федеральная программа, которая полностью посвящена спору мистиков и ученых о магии чисел. На кого она рассчитана? Все взрослые - на работе. Получается, что идет целенаправленное разрушение сознания детей, которые на каникулах сидят у телевизоров. Кто-нибудь вообще задавался вопросом, для чего все это?
Не могу удержаться, чтобы не добавить от себя - это ли не самое красноречивое свидетельство реальности "языческого моря", которое буквально захлестывает мир вокруг тех, кто занят попытками погрузиться в Православие? И таких примеров каждый имеющий глаза и уши назовет десятки. Сотни. Тысячи.
Параллельно с этим в обществе зреет тенденция, которая сама по себе - ярчайшее свидетельство огромного духовного иммунитета русского народа. Люди банально соскучились по примерам искреннего служения Отечеству, по примерам, если хотите, простых героев, которые живут рядом с нами и не афишируют свое геройство, а просто верят в свои идеалы и готовы ради них жизнь отдать. Да, именно так, и не меньше.
Что делать? Да простят меня язычники и атеисты, я опять - о том же. За тысячу лет Русская Церковь накопила уникальный духовный опыт. Опыт абсолютно живой, поскольку он - в людях, которые, как известно, у Бога все живы. Речь - о святых. О людях, которые не просто встретили в своей жизни Бога - встречает его каждый в момент крещения, - а сумели остаться с Ним лицом к лицу в течение своей земной жизни. Поэтому и после кончины в физическом мире они видят Его в мире духовном. Они - живой пример для тех, кто выбрал в этой жизни крест быть православными. Они и есть те самые "простые герои", по которым истосковалась душа современного русского человека. Они как раз и делали свое дело не ради наград и общественного признания - ради своей страны и веры.
То, что происходит сегодня вокруг нас, - это борьба с чем-то. А такие люди, как святитель Питирим, всегда боролись за что-то. Между этими двумя видами борьбы - принципиальная разница. Так же, как нет знака равенства между понятиями святой и безгрешный. Безгрешен только Бог. Святость - это скорее умение каяться в собственных грехах, которому можно научиться только сердцем, чем "сознание выполненного долга". И если понять, что в раю праведников нет, а есть кающиеся грешники, то и цель, и средства вырисовываются более чем ясно.
Святитель Питирим наверняка был таким же, как большинство людей. Но он сумел стать таким, как все святые. Выбрал узкую дорогу и сумел подняться до осознания глубины собственного падения как человека. Именно в этом - главное духовное наследие Церкви и Божиих угодников. Духовное наследие святителя Питирима. Сохраняя его, сначала хотя бы для самих себя - чтобы знать и выполнять, - а затем передавая окружающим, мы каждый на своем месте сделаем то, что должны. А потом уже - будь что будет.