Газета №27 (895), 2 июля 2013
Перейти к номеру

Земля до востребования

2 июля 2013, 16:02 Прочитали 8 109 раз
Сегодня при оформлении невостребованных земель в муниципальную собственность сельсоветы сталкиваются с немалыми трудностями
Проезжая по дорогам области, очень часто можно наблюдать картину: возле аккуратного деревенского домика с ухоженным палисадником стоит покосившаяся избушка, почти целиком вросшая в землю, а вокруг - только лопухи да бурьян. В некоторых селах таких брошенных хозяевами и захваченных сорняками земельных участков чуть ли не больше, чем обжитых дворов. Возможно, местные жители и не отказались бы посадить картошечку и морковку на соседнем участке, да нельзя - почти все пустующие заброшенные наделы вовсе не ничьи, хоть их владельцы и не появляются в этих местах годами, а иной раз и десятилетиями.

Например, жила в доме какая-то бабушка, вела небольшое хозяйство, насколько сил хватало, но умерла, а наследники ее давно уже живут в городах и, может быть, даже не знают о смерти дальней родственницы. Ведь наследовать имущество такой бабули могут не только дети и внуки, а родственники настолько дальние, что даже не были с ней знакомы. Другая ситуация: уехали сельчане на учебу или на заработки в город, да там и остались - ездить в дальнее село, чтобы заниматься огородом, у них нет ни времени, ни желания. Результат: земельный участок зарастает бурьяном, а дом разваливается. И мало того, что земля не приносит никому пользы, так и налогов с этих земельных участков, не оформленных по всем правилам в собственность и не оцененных, местные бюджеты тоже не получают.

Но в деревнях все же земельные наделы относительно небольшие, а вот вокруг них есть еще другие земли, которые в советские времена были колхозными и совхозными. И среди них есть сельскохозяйственные угодья, которыми хозяева тоже не пользуются. Причем площади их довольно велики: от 100 до 250 га.

Пореформенный итог

Это результат реформы начала девяностых годов, когда все сельскохозяйственные земли были поделены на доли, и каждый работник сельскохозяйственной организации, а также каждый работник учреждений социальной сферы, расположенных на соответствующей территории, получил свой пай. Все сельскохозяйственные угодья Тамбовской области были поделены на 254 тысячи земельных долей, границы которых, кстати, не были обозначены территориально. Далеко не все сельчане приняли меры к тому, чтобы выделенный им пай был сформирован как конкретный земельный участок. Кто-то передал свою долю сельхозпредприятию, кто-то сдал в аренду - официально или просто договорившись устно, кто-то оформил участок в собственность, кто-то написал завещание. Но многие до сих пор никак не распорядились своей земельной долей. Да и сами сельхозпредприятия закрывались, на их смену приходили новые, менялись формы хозяйствования и так далее.

В результате всех этих процессов возникла неразбериха: с одной стороны, неясно, какие именно земли кому принадлежат, а желающих их использовать нашлось несколько, с другой, тысячи гектаров земли и вовсе перестали использоваться по назначению. Например, часть земель, некогда принадлежавших совхозу "Сампурский", была продана московской фирме "Агротехнологии", но бывшие землевладельцы по старой привычке эти земли засеяли. Сейчас вопрос разбирается в суде, и исход дела никому не известен.

Похожая ситуация сложилась в Мордовском районе: здесь земельные доли людей, которые уже умерли, были переданы сахарному заводу, а наследники вдруг заявили о своих правах. С другой стороны, около ста тысяч гектаров земель, которые в советское время использовались для сельскохозяйственной деятельности, фактически перестали использоваться по назначению и настолько заросли кустарником и бурьяном, что их собираются вывести из состава сельскохозяйственных угодий. Между тем эти земли учитывались, когда земля делилась на доли, и у большинства этих участков тоже есть владельцы.

Хлопотное дело

Сейчас на территории региона насчитывается порядка 250 тысяч гектаров невостребованных земель - таких, которыми их владельцы, получив свою долю, до сих пор никак не распорядились. Это около 12 процентов площади всех пахотных земель Тамбовщины. Неудивительно, что у региональных властей и органов местного самоуправления появилось желание ввести эти земли в оборот и распорядиться ими по-хозяйски. С 2006 года началась работа по оформлению невостребованных земель в областную или муниципальную собственность. А после того, как в 2011 году были внесены изменения в земельное законодательство, определившие право оформления невостребованных земельных долей в собственность сельсоветов, на территории которых соответствующие участки располагаются, эта работа активизировалась. Однако процесс этот чрезвычайно сложный и кропотливый.

Сначала сельсоветы должны составить списки тех, чьи земельные доли оказались невостребованными. Сделать это непросто, так как к невостребованным нельзя отнести любые не используемые владельцами по назначению земли. По закону невостребованной может считаться лишь земля, которой владелец в течение более чем трех лет никак не распорядился. Если он сдал участок в аренду или завещал его кому-то, то его землю уже нельзя считать такой. Разумеется, необходимо исключить из списка и тех, кто оформил право собственности на землю и получил документ о государственной регистрации права. Еще сложнее обстоит дело с долями тех, кто ушел из жизни, не написав завещания. Ведь в этом случае необходимо доказать, что наследников нет, а если они есть - что они отказались от наследства или же не вступили в право на него в установленный срок. При этом надо иметь в виду, что и по истечении этого срока они смогут заявить о своих правах, доказав, например, что они не могли этого сделать своевременно, так как не знали о смерти того, чьими наследниками они являются.

После того, как списки готовы, они публикуются в СМИ и в Интернете, и в течение трех месяцев после этого люди могут потребовать исключить ту или иную долю из списка, например, на основании того, что оформляют земельный участок в собственность. Для этого им надо обратиться с письменным заявлением в администрацию сельсовета и прийти на собрание дольщиков. Собрание это проводится через три месяца после публикации списков, и на нем эти списки утверждаются. Только после этого сельсовет может обратиться в суд. Если суд примет решение о признании муниципальной собственности на соответствующие земельные доли, то земельные участки наконец-то могут быть оформлены в собственность сельсовета. При этом необходимо будет еще провести землеустроительные работы, сформировав соответствующий земельный участок. И тогда уже им можно будет распорядиться с пользой.

Такая работа на Тамбовщине ведется. Практически все сельсоветы подготовили необходимые списки, а по некоторым из дел уже приняты долгожданные судебные решения.

Бесхозный, но дорогой

Сложнее обстоит дело с заброшенными земельными участками в границах населенных пунктов, о которых шла речь в начале статьи. Эти земли не могут быть признаны невостребованными. Для того чтобы получить возможность распоряжаться ими, надо уговорить хозяина отказаться от ненужного ему участка или продать его тому, кто будет землей пользоваться. Но чтобы сделать это, необходимо провести кадастровую оценку участка, а иной раз и расположенного на нем строения, оформить другие документы. При этом расходы собственника составят как минимум 15 тысяч рублей. Плюс время и нервы. Если учесть, что землю в отдаленных селах продать сложно, да и стоит она недорого, то эти расходы вообще могут не окупиться. Понятно, что собственник не будет хлопотать и тратить свои деньги, чтобы потом и вовсе отказаться от земли.

Впрочем, у сельсоветов есть и другой путь получения права на заброшенный земельный участок в деревне - доказать, что он бесхозный. Ведь бесхозной может быть признана не только земля, у которой нет собственника, но и участок, собственник которого неизвестен. Процедура эта тоже непростая и затратная.

Сначала на бесхозный участок нужно получить кадастровый паспорт, заплатив за его оформление, затем поставить его на учет. И только спустя год после этого можно обращаться в суд за признанием права муниципальной собственности на землю. За это время могут объявиться хозяева. Если учесть, что сельсовет уже проделал за них все, что необходимо для оформления участка в собственность, то появление владельцев, которым многие годы земля была не нужна, представляется вполне вероятным.

- У нас есть села, где буквально через дом участки заросли бурьяном, десятилетиями на них никто не появлялся. Но оформлять их как бесхозные дорого, - говорит глава Сухотинского сельсовета Знаменского района Татьяна Панова. - Да и нет никакой гарантии, что вдруг не объявятся наследники и не заявят о своих правах.

Такие случаи действительно бывают. Особенно если в село пришла цивилизация, и земельные участки резко выросли в цене.

Ложка меда

Бывает, конечно, и по-другому: когда хлопоты и расходы по оформлению необходимых документов берут на себя те, кто хочет получить в собственность ныне пустующий участок земли. Таким образом возродилась одна из деревень на территории Авдеевского сельсовета Тамбовского района.

- Деревня была на грани вымирания, в ней оставалось буквально пять дворов, - рассказывает глава сельсовета Валерий Каргальцев. - Но неожиданно это место под дачи облюбовали бывшие учителя из Тамбова. Они сами стали искать хозяев, их наследников, причем некоторых находили даже в Москве. Получали у них генеральную доверенность, чтобы те могли вступить в право наследования, оформляли документы и совершали сделки купли-продажи. Так что деревня получила вторую жизнь.

Возможно, и в других селах произойдет нечто подобное. Хотя сомнительно, что горожане будут хлопотать и тратить деньги на то, чтобы стать хозяевами поросшего бурьяном участка и развалившейся хижины в деревеньке, которая расположена в такой глуши, где нет ни Интернета, ни качественной связи, ни даже газа и воды с канализацией, да и доехать к которой в непогоду можно разве что на танке. А вы как думаете?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер