Газета №22 (890), 28 мая 2013
Перейти к номеру

Бюджет ­ гарант развития

28 мая 2013, 17:52 Прочитали 1 298 раз
Главный финансовый документ области по­прежнему обеспечивает региону поступательное движение вперед
Время анализа

Традиционно бюджетная тематика вызывает к себе повышенное внимание под занавес уходящего года. Для финансистов, чиновников, законодателей эта самая горячая пора – время принимать главный финансовый документ на очередные двенадцать месяцев, да еще и два плановых года. Но, как показывает жизнь, как того требует бюджетная политика, к этой теме не раз возвращаются и в течение всего года. Зачем? Бюджет любого муниципального образования, региона, да и всей страны – практически живой документ. И даже если изначально в нем, казалось бы, учтены объемы доходов и расходов, то жизнь диктует свои правила. Их же порой внезапно устанавливает экономическая обстановка. В результате нужна корректировка финансовых потоков.

На минувшей неделе исполнение консолидированного областного бюджета Тамбовщины за 2012 год и первый квартал 2013 года попало под пристальное изучение представителей федеральных органов исполнительной власти, а также руководства региона. Наша газета подвела итоги этого бюджетного анализа.

Первое, на что обращаешь внимание, ­ бюджет Тамбовской области был и остается социально ориентированным. Это значит, что наряду с выполнением стратегически важных для региона задач по повышению экономического потенциала реализация социальной политики остается первостепенной. Именно в ней на ближайшие пять лет глава государства поставил амбициозные задачи.

­ Их выполнение будет напрямую зависеть от роста экономики. Расширение налогооблагаемой базы в прошлом году обеспечило увеличение налоговой части консолидированного бюджета области на 12 процентов при среднероссийском уровне в 10 процентов. И лучших результатов здесь добились Инжавинский и Мичуринский районы, города Котовск и Рассказово, ­ прокомментировала ситуацию Любовь Третьякова, заместитель главы администрации Тамбовской области, начальник регионального финансового управления.

Принятые меры по повышению заработной платы и в реальном секторе экономики области, и в бюджетной сфере гарантированно сработали на мобилизацию самого важного доходного источника – НДФЛ. В бюджеты муниципальных районов он зачислялся в отчетном году по повышенным нормативам. Но, как утверждают областные финансисты, не всех эти нормативы заинтересовали. С учетом инфляции уменьшились поступления в Моршанском, Рассказовском, Сосновском и Токаревском районах.

Социальный ориентир

Региональный бюджет был и остается главным инструментом для решения задач по всем направлениям социального развития Тамбовщины. В течение прошлого года в области последовательно шло повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. Зарплата учителей общеобразовательных учреждений в среднем выросла почти на 30 процентов, педагогов дошкольных учреждений – более чем на 36 процентов, работников дополнительного образования – на 28,9 процента, врачей – на 12,7 процента, среднего медицинского персонала – на 8,6 процента, социальных работников – на 11 процентов. Тем не менее, проблемы остаются, и их нужно решать уже в текущем году. Задачи по реализации указов Президента России сложны для выполнения на областном уровне, тем более они вызывают затруднения у органов местного самоуправления. Не везде выполнение указов явилось приоритетной задачей местных властей.

­ Наши рекомендации по увеличению налоговых и неналоговых доходов и направление всего объема дополнительных средств на повышение заработных плат не выполнены на сегодня тремя территориями ­ городами Кирсанов, Котовск, Мичуринск, и только девять территорий направили на эти цели весь объем дополнительных средств. Отрадно, что практически все муниципалитеты уже приступили к выполнению мероприятий по оптимизации сети и штатов муниципальных учреждений или планируют это сделать в ближайшее время. Такая работа должна выполняться крайне внимательно и аккуратно, поскольку может затрагивать интересы конкретных работников, об этом следует помнить, ­ подчеркнула Любовь Третьякова.

Главный финансист области отметила, что необходимо грамотно использовать имеющиеся средства и учесть ошибки прошлого года, когда принимаемые «точечные» решения по повышению заработных плат отдельным категориям работников привели к необоснованному в 1,5 раза «разбросу» размеров заработных плат по одним и тем же категориям работников. Так, средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования в І квартале текущего года составила в Кирсановском районе 16 тысяч рублей, в городе Мичуринск – 10 тысяч рублей. Такая же разница в муниципальных учреждениях культуры и учреждениях дополнительного образования:

­ Для выполнения указа Президента для областных органов власти и органов местного самоуправления разработано постановление администрации области, которым приводятся значения заработных плат по 11 категориям работников, планируемые к достижению на квартальные даты этого года, для областных учреждений, и по трем категориям работников, находящихся в зоне ответственности муниципальных властей. И они едины для всех, ­ завершила Любовь Третьякова.

Бюджетный приоритет

Бюджетным приоритетом 2013 года названо решение вопроса сбалансированности местных бюджетов.

­ Развитие доходной базы бюджета ­ это залог устойчивости территорий, ­ отметил глава администрации Тамбовской области Олег Бетин. ­ Неслучайно доходы растут в тех муниципалитетах, где реализуются инвестиционные проекты АПК. Мы должны определиться, как сработать слаженно, чтобы найти оптимальное решение. Работа предстоит сложная и напряженная.

Вопросы сбалансированности местных бюджетов ­ ежегодная проблема, возникающая перед областным бюджетом. Обычно в конце каждого года проводится оценка исполнения местных бюджетов и на ее основе принимается решение о предоставлении финансовой помощи. Причины несбалансированности, как правило, связаны с изменениями налогового законодательства, перераспределением полномочий между уровнями власти и т.д. Впервые в 2012 году проблема несбалансированности местных бюджетов была перенесена на начало года, а в конце 2012­го районам и городам, испытывающим недостаток финансовых ресурсов для завершения года, был предложен бюджетный кредит.

Большой объем субсидий муниципальные территории должны получить из областного бюджета в ходе реализации ряда программ. Так, по «Чистой воде» на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод из областного бюджета предполагается направить 265 млн рублей и получить такую же сумму из федерального бюджета. Еще большее внимание в этом году планируется уделить вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Здесь расходы областного бюджета заявлены в объеме 590 млн рублей. На этой основе Минэнерго может увеличить субсидирование областной целевой программы до 460 млн рублей. Таким образом, с 2011 года финансирование по этой статье достигнет 1,5 млрд рублей. Еще больший объем средств предусматривается на завершение программы по социальному развитию села. В конце прошлого года, несмотря на все трудности, выделены значительные ресурсы и на жилье, и на газификацию, и на водоснабжение. В этом году на 143 млн рублей федеральных средств из областного должно быть выделено 221 млн рублей. И все эти субсидии будут, в основном, направляться на места.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер