Газета №17 (885), 23 апреля 2013
Перейти к номеру

Пропадающий доход

23 апреля 2013, 15:56 Прочитали 1 147 раз
Что для дачника хорошо, то для селянина – смерть?
Дорогие «6 соток»

В пятницу отец позвонил, что домой после работы не придет – начался садово­огородный период. Теперь он будет проводить на даче все выходные, да и отпуск тоже. Так бывает каждый год с тех пор, как наша семья еще в советские времена получила заветные «6 соток».

С тех пор родители трудятся на сотках в поте лица. Cначала возили землю – иначе на даче ничего бы не выросло, ведь раньше где­то на этом месте было болото. С трудом доставали какие­то саженцы. Половина из них не прижилась, видимо, недостаточно все же земли привезли. Потом в течение долгих лет буквально по кирпичику строили дачный домик. Несколько лет назад пробурили скважину, чтобы не носить на дачу воду для полива из соседней деревни, купили насос.

Все это время сажали на шести сотках помидорчики, огурчики, кабачки, лучок, укропчик, петрушку и, конечно же, цветы. В последние годы цветов стало больше – овощей меньше. Не оправдывают себя, как оказалось, огурчики да помидорчики. Семена, удобрения, защита от вредителей, полив, ради которого регулярно надо ездить на дачу, а она находится отнюдь не рядом, так что проезд влетает в копеечку. А цветы – они хоть глаз радуют и душу веселят.

Так что теперь ездят мои родители на дачу не столько ради наполнения холодильника, сколько для того, чтобы отдохнуть от городского шума, воздухом подышать и набраться сил для новой трудовой недели. Думаю, что такой отдушиной стали «6 соток» и для многих других дачников. Так что, вероятно, их всех, как и моих родителей, не может не обрадовать инициатива депутатов Госдумы отменить для них земельный налог.

­ Исторически сложившиеся особенности в Российской Федерации таковы, что необходимо на законодательном уровне признать социально­экономическое значение факта владения гражданами на праве собственности земельными участками, используемыми в качестве приусадебных участков, ­ считают авторы законопроекта. ­ Для значительной категории населения владение подобными участками ­ единственная возможность обеспечить себя отдыхом и основными видами сельскохозяйственной продукции.

Действительно, по оценке члена Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Олега Валенчука, в среднем за сезон семья дачников вкладывает в свой участок от 15 до 50 тысяч рублей. Ежегодно садоводы­огородники инвестируют в землю по 300 миллиардов. По мнению законодателей, дачников за это благодарить нужно и чуть ли не премировать, а не налоги с них собирать.

Рассмотренным депутатами Госдумы законопроектом предлагается не признавать объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки площадью не более 800 квадратных метров, которые являются единственными находящимися в собственности у налогоплательщика ­ физического лица.

Сам по себе земельный налог в нашей области невелик – он составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости участка. Кадастровая стоимость в разных уголках области разная – чем ближе к центру, тем, как правило, дороже. Так что где­то она составляет 300 рублей за квадратный метр, а где­то всего 30, а то и меньше. Так что получается, что дачники платят за свои «6 соток» налог от 50 до 500 рублей в год, хотя, надо признать, до 500 рублей дело доходит редко. Сумма вроде бы не астрономическая, но если прибавить к ней постоянные сборы на нужды садово­огороднического товарищества (уборка мусора, ремонт дороги, электроэнергия и так далее), то набегает прилично. И это у нас, где земля еще не самая дорогая. В некоторых же регионах, например в Подмосковье, садоводы заплатили за свои дачи земельный налог в сумме 20­30 тысяч рублей!

Кто заплатит за дачников

Впрочем, отнюдь не все восприняли предложенные изменения на ура. Возражения нашлись у защитников прав муниципалитетов. Есть информация о том, что некоторые регионы уже прислали на законопроект отрицательные заключения. И вовсе не из­за того, что они не любят дачников и пытаются их притеснить. Дело в том, что земельный налог полностью поступает в местные бюджеты, которые отнюдь не переполнены.

Например, в бюджеты муниципальных образований того же Подмосковья земельный налог в 2012 году принес более 12,6 миллиарда рублей. В Тамбовской области за 2011 год земельный налог на 296 тысяч земельных участков, находящихся в собственности только физических лиц, исчислен в сумме 286,7 миллиона рублей. Он был начислен 450 тысячам из 493 тысяч владельцев земельных участков (физических лиц), остальным были предоставлены налоговые льготы. Сколько из вышеназванных участков перестанут считаться объектами налогообложения в случае принятия и вступления в силу нового законопроекта, подсчитать пока никто не берется, так что и точную сумму, которую потеряют муниципалитеты Тамбовской области из­за освобождения дачников от уплаты налога, назвать пока нельзя. Однако предположить можно.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, средняя площадь приусадебных и других индивидуальных хозяйств Тамбовской области составляла 30 соток. Умножаем 296 тысяч участков на 30 и получаем 6 миллионов 880 тысяч соток. Известно, что на сегодняшний день определена кадастровая стоимость более 42 тысяч земельных участков садоводческих и огороднических объединений Тамбовской области. Большинство из них выдавалось в советское время, и их площадь, как правило, составляла 6 соток. Умножаем 42 тысячи на 6 соток и получаем 262 тысячи соток. Таким образом, получается, что под дачи у нас занята как минимум 1/26 часть земель, за которые физические лица платят земельный налог. Делим общую сумму соответствующего налога, исчисленного за 2011 год, на 26 и получаем примерно 11 миллионов рублей (цифра эта, разумеется, более чем приблизительная, но все же позволяет хотя бы представить масштабы проблемы). Даже если к ним прибавить приусадебные участки, которые не считаются дачами, площадь которых составляет менее 8 соток, сумма получается отнюдь не астрономическая. Но все же муниципалитеты оказались предложенным нововведением недовольны, так как у них каждая копейка на счету.

­ Более 40 процентов доходов бюджета сельсовета составляет земельный налог, ­ рассказывает глава Лысогорского сельсовета Михаил Стрыгин. – Так что мы заинтересованы в том, чтобы его поступало как можно больше. Для этого, например, мы ежегодно обходим «дачников» (так мы называем тех, кто имеет у нас домик и приезжает сюда на лето, а это 400­500 человек) и требуем, чтобы они поставили свой земельный участок на кадастровый учет и платили налоги.

Картинка в подробностях

Более подробную раскладку приводит глава Авдеевского сельсовета Тамбовского района Валерий Каргальцев. За 2012 год собственные доходы бюджета этого сельсовета составили 2 миллиона 595 тысяч рублей, причем почти половину этих средств, то есть 1 миллион 122 тысячи рублей, составил именно земельный налог. Остальные доходы сложились из налога на имущество, НДФЛ (в бюджет сельсовета от него идет лишь 10 процентов), госпошлины за совершение нотариальных действий, арендной платы (половина ее идет в бюджет сельсовета, другая – в районный бюджет), средств, вырученных от продажи земли. При этом бюджет недополучил около 537 тысяч рублей, то есть примерно 20 процентов от собственных доходов из­за предоставленных налоговых льгот, из которых 516 тысяч приходится именно на федеральных льготников.

Между тем у сельсовета более 30 полномочий, многие из которых финансами не подкреплены. Для полноценной жизни Андреевскому сельсовету в этом году, по подсчетам его главы, не хватает как минимум 700 тысяч рублей. 200­300 тысяч здесь надеются «добрать» за счет взыскания недоимок по налогам и сборам, а вот где брать остальные – загадка. В­общем, крутись, как хочешь. Правда, район, по словам Валерия Николаевича, обещал помочь.

Получается, сельсоветы и без того вынуждены «ходить с протянутой рукой», а тут еще и часть земельного налога у них отнимают?

В 2010 году налога именно с дачников на территории Авдеевского сельсовета было собрано совсем немного – около 20 тысяч рублей. После этого отдельно по дачникам размер земельного налога здесь не подсчитывали, но если он даже и вырос, то, по мнению главы сельсовета, незначительно. Ведь к данной категории земель налоговая ставка на территории Тамбовской области применяется 0,3 процента, а кадастровая стоимость этих земель на территории Авдеевского сельсовета составляет всего 23 рубля за квадратный метр. Да и дач здесь не так уж и много.

­ Что мы потеряем? Капля в море! Но настораживает сам подход, ­ говорит Валерий Николаевич. – Большинство сельсоветов и без того убыточные, денег не хватает на все! А выпадающие из­за налоговых льгот доходы государство нам не компенсирует.

При этом наш собеседник обращает наше внимание на то, что сельсоветы, где земля оценивается раз в десять дороже, чем на территории Авдеевского сельсовета, потеряют от освобождения дачников от налога уже ощутимую сумму.

­ Мы за льготы дачникам, ­ подытоживает наш разговор Валерий Каргальцев, ­ но только если эти льготы компенсируют нам как выпадающие доходы.

Вместо заключения

В пояснительной записке к рассмотренному в Госдуме законопроекту говорится, что его принятие «не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета». Значит, компенсация, за которую ратует Валерий Николаевич, все же не предусмотрена.

Получается, что за дачников «расплатятся» жители села, у которых, к слову, земельные наделы, как правило, составляют более восьми соток, а значит, из налогооблагаемой базы не выводятся.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер