О том, как это было
Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные его элементы существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 году Земского собора, принявшего Судебник.
В XVIXVII веках в России формируются и действуют органы сословного представительства – Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции общественных сил и отражали специфические местные интересы. В конце XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх и институт Земских соборов, как и церковных, ликвидируется, но вплоть до XX века выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.
В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе реформ Александра II в России рождается земство всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 году формируются городские сословные представительные учреждения – органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 года начинает свою работу первая Государственная Дума – первый российский общенациональный парламент, первый в отечественной истории демократический институт. В 19061917 гг. были избраны 4 состава Государственной думы. Но лишь одна из них – третья – отработала полный срок.
Вся власть – Советам?
Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства – Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийнополитического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 гг. Верховный Совет СССР принял на сессиях всего лишь 1 процент всех действовавших законов. В основном же он утверждал решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.
Однако было бы неправильным видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Избрание и периодическое обновление Советов способствовало укреплению идеи прямого народного представительства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.
Законодательная, исполнительная, судебная
В ходе конституционной реформы 198890х годов была учреждена «двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили вполне демократично, на альтернативной основе, став важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 года, провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». И принял новую редакцию ст.6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР 12 июня 1991 года VI Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 21 апреля 1992 года закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.
Конституционные девяностые
Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся «полновластный» Съезд народных депутатов, а с другой – Президент, двухпалатный Верховный Совет, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, действующие на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.
Итогом нарастающих противоречий стал острый политический кризис сентябряоктября 1993 года, завершившийся вынесением на внеочередное голосование 12 декабря 1993 года ныне действующей Конституции РФ.
В референдуме по новому проекту Конституции России приняли участие более 58 миллионов россиян, или почти 55% от зарегистрированных избирателей. В поддержку нового документа проголосовало 34 миллиона россиян. Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года. Это событие ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности.
Говорить о парламентаризме в России, по мнению политических сил Тамбовщины, стоит. И в рамках празднования 20летия принятия Российской Конституции и Дня российского парламентаризма депутаты Тамбовщины всех уровней постараются привлечь внимание граждан не только к работе Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти субъектов РФ, но и сориентировать людей на общественнополитическую деятельность.
Учимся по сей день
Тем временем в середине апреля в Московской областной Думе состоялся круглый стол законодательных органов субъектов Российской Федерации на тему: «Парламентаризм: опыт взаимодействия регионов». В заседании приняли участие заместитель председателя областной Думы Евгений Матушкин и заместитель председателя комитета по науке, образованию и культуре регионального парламента Светлана Коростелева.
Спектр вопросов, которые обсудили представители законодательных органов власти регионов, достаточно широк – проблемы местного самоуправления, бюджетная, финансовая и налоговая политика, образование и культура, но главная тема повестки дня круглого стола безопасность регионов и деятельность органов власти. Актуальность обсуждаемых вопросов подтверждается заключениями многочисленных экспертов и сообщениями средств массовой информации – именно от спокойствия и благополучия регионов во многом зависит стабильное и поступательное развитие нашей страны.
Евгений Матушкин, у которого за плечами большой опыт работы в Мичуринске и администрации второго по значению города области, не на словах знает о тех проблемах, о которых шел разговор на заседании круглого стола. Евгений Алексеевич в своих выступлениях остановился на ключевых вопросах регионального парламентаризма: подготовке депутатов к кропотливой законотворческой работе. Кроме того, он рассказал коллегам о том, что в Тамбовской области второй год действует региональный Совет депутатских объединений, который помог скоординировать работы народных избранников всех уровней – от сельских (поселковых) Советов народных депутатов до Государственной Думы. Это позволило сдвинуть с мертвой точки решение многочисленных проблем, которые годами ждали своего решения. В прошлом году именно благодаря региональному Совету были привлечены жители городов и сел для участия в проекте «Народная инициатива», когда именно простые жители, а не чиновники решали, на какие цели и объекты направить средства по благоустройству территорий. Другой проект – «Народный бюджет» позволил подключить простых жителей к обсуждению наиболее запутанных, но не менее важных вопросов – бюджетных, и наметить пути более рационального распределения бюджетных средств, поступающих в казну области, районов, сельских поселений.
Вместе с тем, как считают тамбовские депутаты, в соседних областях накоплен опыт работы, и он представляет интерес для тамбовчан.