Газета №14 (882), 2 апреля 2013
Перейти к номеру

Педагоги станут экспертами

2 апреля 2013, 14:43 Прочитали 1 152 раза
Учителям предложат поставить оценки федеральным законам. Означает ли это, что все ошибки будут исправлены?
Новым федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", а если быть точнее - его 94-й статьей, предусмотрено проведение педагогической экспертизы документов, касающихся образования и воспитания. Речь идет о нормативных правовых актах и законах, имеющих федеральное значение. Согласно букве закона, теперь, прежде чем принять такой документ, необходимо спросить мнение о нем у педагогов. Правда, в своем заключении они должны указать лишь на те положения законопроекта, действие которых, по их мнению, может негативно повлиять на качество обучения или на условия освоения учащимися образовательных программ. Педагогической экспертизы положений законопроектов, вступление в силу которых может негативно повлиять на условия труда учителей, законом по-прежнему не предусмотрено. Ничего не говориться об этом и в проекте Постановления Правительства о порядке проведения педагогической экспертизы, который, исполняя закон "Об образовании" подготовило Министерство образование и науки РФ.

Согласно этому документу на суд педагогов-экспертов будут выноситься проекты федеральных законов, Постановлений Правительства и Указов Президента, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти до того, как они будут зарегистрированы Министерством юстиции и даже до того, как Минюст даст свое правовое заключение. Проекты этих документов сперва направляются в Министерство образования и науки, которое отвечает за организацию проведения педагогической экспертизы. Для того, чтобы педагоги-эксперты могли ознакомиться с указанными документами, они вместе с пояснительными записками размещаются на сейте Министерства образования и науки в сети "Интернет". Ознакомившись с ними, эксперты, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, дают свое заключение. Правда на все это им отводится не больше месяца. Затем поступившие экспертные заключения анализирует и обобщает специальная комиссия, в состав которой помимо представителе государственных органов войдут и представители общественных организаций, действующих в системе образования, ведущих организаций образования и науки, а также сообществ работодателей и педагогов. Затем на основании поступивших предложений и замечаний, комиссия принимает решение, которое направляется в Министерство образования и науки. На основании полученного документа Министерство готовит свое заключение, указывая, какие положения законопроекта могут негативно воздействовать на процесс образования и воспитания, и как их можно устранить. Разработчик законопроекта или нормативного правового акта изучает полученное заключение и вносит необходимые изменения в свой документ. Если высказанные в заключении предложения не принимаются, то в "Интернете" размещается информация о том, по каким причинам этого не сделано.

Таким образом, описанный порядок не дает гарантии того, что мнение педагогов будет учтено. Во-первых, полученные от экспертов оценки могут быть "потеряны" при обобщении их специальной комиссией. Во-вторых, что-то могут "упустить" при подготовке своего заключения и сотрудники Министерства. В-третьих, разработчики законопроекта не обязаны включать в него или, наоборот, исключать из него все, что предложено педагогами-экспертами - достаточно лишь обосновать, почему их предложения не могли быть приняты. Так что не случайно сами педагоги, хоть и соглашаются с тем, что педагогическая экспертиза нужна, сомневаются, что их голос будет услышан и тем более, что к нему прислушаются. К тому же они уже "проходили" это во время обсуждения и принятия самого закона "Об образовании".

- Да кто будет нас слушать? - заметила в приватной беседе одна из моих знакомых, учитель по профессии. - В лучшем случае для виду. Все равно решат, как считают нужным. С законом "Об образовании" разве не так было?.

Был бы закон "Об образовании" другим, если бы его принятие предваряла педагогическая экспертиза, - вопрос дискуссионный. Кто-то считает, что да, кто-то сомневается. А кто-то убежден в том, что закон все же прошел педагогическую экспертизу, пусть даже она и не называлась именно таким образом, и мнение педагогического сообщества было при этом учтено.

- Наше профессиональное сообщество и сейчас не стоит в стороне от процессов, которые происходят в сфере образования и науки и, без сомнения, с его мнением считаются, - говорит заместитель председателя Тамбовского областного отделения Профсоюза работников образования и науки РФ Игорь Кочетов. - Я даже не могу припомнить ни одного случая, чтобы какой-то вопрос, касающийся образования, решался бы без нашего участия. Начиная с закона "Об образовании". Его обсуждение было публичным и продолжалось почти три года. И многие поправки к нему, которые позиционировались как предложения профессионального сообщества педагогических работников, были учтены. Так что я считаю, что проведение педагогической экспертизы - отнюдь не бесполезное дело, и мы готовы в этом участвовать.

- Педагогическая экспертиза - дело хорошее, - соглашается с ним директор лингво-математического лицея № 29 города Тамбова Александр Мексичев. - Если только это будет "работать". Закон "Об образовании" тоже проходил широкое публичное обсуждение, как считают законодатели. И почти две тысячи поправок к нему было предложено, если не ошибаюсь. Но, насколько мне известно, многие из этих поправок так и не были учтены. Теперь обсуждать и критиковать его поздно - закон принят, и мы, как законопослушные граждане, должны его исполнять.

Насколько прилежно законодатели сами будут исполнять принятый ими же закон в той части, где речь идет о проведении педагогической экспертизы, покажет практика. В том, что экспертизу проводить будут - это очевидно. Однако будет ли она формальной или нет, зависит не только от экспертов. Не исключено, что получится, как в армейском анекдоте: "Мы посовещались, и я решил".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер